Твердыня
- Читай
- Креативы
- « предыдущий креатив
- следующий креатив »
- случайный креатив
Когда мы подошли к Исаакиевскому собору, пришлось пробираться через грассирующий рой крошечных французских старушек – в куделечках, коротких брючках. Наверное, поэтому, по ассоциации «Франция-католики-бабушка-крест» я рефлекторно положила ладонь на грудь и почувствовала через батист обкатанные столетиями перекладинки.
А может, беспокойное движение руки было вызвано другой причиной – со мной ли знак, символ, без которого не стоит подниматься по мрачным ступеням собора?..
Я топала вверх по бесчисленным ступеням и повторяла про себя: «Верной твердынею православья врезан Исакий в вышине»…
Отстали французские старушки, отстал и запыхался эмигрант, подаривший мне подробный Петербург. А я шла и шла, несла свой крестик, повторяя Гумилева - к венцу неприветливой глыбы, и муравьиные шаги не тревожили гигантское корыто фундамента, утопленного в болотистую почву.
Наверху, обнимая питерский горизонт, я думала о жалкой попытке Москвы обогнать в величии это православное чудовище, я думала о явном проигрыше храма Христа Спасителя, слепленного из родного саянского мрамора, веселого, как пасхальное яйцо.
Мое православие здесь, - думала я, - черное, грубое, языческое, полное тайн и грехов…
Я приняла крещение в 2000-м, в шахтерском городе Шарыпове, где меценат-армянин - ради понтов ли, ради жены-кержачки, ради родного города, продуваемого ветром-хакасом, соорудил собор – самый большой за Уралом. Местный Церетели пригласил в храм залетных журналистов, обвел рукой голые яичные стены, попросил опубликовать счет – денег на отделку не хватило.
Навстречу вышел поп – высокий белокурый мальчик, под стать церкви, юной и стройной. Спасаясь от белой нищеты, от голосов, терявшихся в пустоте, глаза мои искали хоть какое-то свидетельство жизни, работы призрачного храма. Направо, в нише обнаружилась серебряная купель.
- Уже пятнадцать детей крестили. И четверых взрослых, - похвастался мальчик-поп.
- До которого часа вы здесь будете? – деловито спросил кто-то за меня. – У нас поезд в девять вечера.
- Хорошо бы вам успеть до семи, - ничуть не удивился юный священник.
- У меня католический крест. Это ничего?
- Ничего страшного, - улыбнулся поп.
В 19.00 он бережно принял старинный крестик с кровавой эмалевой вставкой, не скрывая любопытства, оценил клеймо итальянского ювелира, и унес на какую-то тайную процедуру.
Строгий крест вернулся ко мне только в конце таинства, видимо, с амнезией, полной потерей 150-летней памяти о римской церкви, о дубовых скамейках костелов, о гладких кружевных ксендзах, о сладких причастиях и горьких исповедях в палисандровую решетку…
Крещение - самый необъяснимый поступок в жизни. Все странно: время и место, легкость, отсутствие обязательств, ведь ничего не изменилось, ничего. Никаких походов на церковные службы, никаких постов, никаких платков на свободной от предрассудков голове.
«Когда умру, поставите крест – на всякий случай» - слышен голос деда, вся судьба которого – полное отрицание Бога, апофеоз страданий и несправедливости.
«Ну, с Богом!» - крестит ушедшего в наркоз больного моя подруга Нина, прежде чем сделать первый надрез. Крестит – на всякий случай.
Бог привел в Шарыповскую юную церковь. На всякий случай.
С православия началась история семьи. Православие прошило эту историю суровой нитью, где-то посредине скатавшейся в тайный, до сих пор неразгаданный узелок. После нежданного сбоя семья стала светской. До того – не выходила за ограду нищих русских церквей. В ней были многодетные, вечно пузатые матушки, библейские младенческие имена, суровые посты, тоскливая провинциальная жизнь от молитвы до молитвы.
Первые имена история подарила в 1824-м - дату рождения прапрапрадеда, Петра Савлова – сына воронежского священника Антония. Похоже, это была очень давняя поповская линия. У Петра Антониева не было альтернативы – семинария, приход, бедная паства, матушка, дети.
1847-й. Февраль. Отец Петр, подгоняемый ветром, спешит домой к матушке, к новорожденному первенцу Илье. Сын, наследник, продолжатель духовной линии – какие могут быть сомнения.
Так оно и выходит – усердие в церковно-приходской школе, отличная учеба в семинарии, и – чудо! – редкий шанс, направление в Киевскую духовную академию за государственный счет. Невыразимая родительская гордость, счастливый случай для сына нищего попа.
1872-й. Киевская каштановая весна. Город благоухает, похож на собор, уставленный зажженными свечами.
У прапрадеда Ильи Петровича первая служба в чине настоятеля Крестовоздвиженского храма на Подоле. В этом же году матушка, Пелагея Полонская-Савлова, дарит отцу Илие сына Александра. И этот мальчик, казалось бы, не имеет причин изменить семейному духовному ремеслу. Все идет по накатанной: школа, блестящие способности – особенно к греческому, латыни, французскому. Затем семинария и академия. Уже традиционный стремительный взлет.
1898-й.
Александр Ильич Савлов на приеме у ректора академии. Выпускник, один из успешнейших студентов, говорит о невозможности продолжения церковной службы.
Старый ректор молча слушает. Он не спрашивает о причинах решения, он задает всего один вопрос: известно ли Александру о последствиях такого шага?
Александру Ильичу известно: 600 рублей надо вернуть в государственную казну. О том, какие это деньги, можно судить по примеру: зарплата царского полковника составляла всего сотню.
Почему прадед это сделал? Что его заставило – извне ли, изнутри выплыл протест? С чем он не смог справиться?
Ума не приложу. Смею только предполагать: дело не в обрушении веры, дело в обрушении церкви.
Рассматриваю фото начала XX века: нервное лицо, высокий лоб с залысинами, острые светлые глаза, строгий сюртук, белый ворот впивается шею, галстух. Это уже не священник – директор киевской гимназии. И неожиданный детский почерк с обратной стороны луны: «Мой дорогой отецъ». Я вижу, как трогательно, высунув язык, подписывает мой маленький дед папину фотографию…
Ума не приложу, почему прадед отказался служить церкви.
Правда, чуть-чуть рассеивается туман через два месяца после катастрофы.
Александр Ильич уже определен преподавателем в одну из киевских гимназий. С таким образованием в старой России, конечно, нет проблем устроиться на службу, но долг висит неподъемный.
Думаю, по этой причине Александр Ильич поступает работать гувернером в дворянскую семью Городиских. Два месяца он проводит в родовом имении высокого военного чина. Его превосходительство всегда вывозит семью на лето из Москвы в теплые малороссийские края. По соседству имение Мусин-Пушкиных, вечера проходят с чаепитиями, вареньем из крыжовника, столичными сплетнями.
Александр Ильич занимается с младшей Городиской французским, латынью, а вечерами беседует со старшей сестрой – черноглазой девушкой, недавно вернувшейся из берлинского пансиона.
Белое платье, бархатная украинская ночь с одуряющим запахом маттиолы, дерзкие звезды слепят глаза.
«Мезальянс!» - прогремел Городиский, узнав о грехе дочери с попом-расстригой.
«Мезальянс!..» - шипели высокие соседи, готовясь к венчанию девушки с гувернером.
«Мезальянс», - твердила прабабушка всю свою трагическую и счастливую семейную жизнь.
«Мезальянс», - говорила она человеку, спасшему ее от пролетарского гнева простецкой фамилией.
«Мезальянс», - рассказывала она нам, внукам и правнукам, безуспешно разыскивая в каждом родовые породистые черты…
Флаг им всем в руки. Если бы не гоголевская грешная украинская ночь, меня не было бы на свете. И если бы не страсть моего прадеда – сильнее греха, сильнее веры, сильнее седьмой заповеди.
Может быть, в этом причина ухода из церкви – у несостоявшегося попа был слишком острый вкус к жизни, к любви, к свободе.
Свободу от ритуальных догм он передал всем нам, своим буйным потомкам. Но вместе с тем, ни Александра Ильича, ни тех, кто был до него, ни тех, кто пришел после – невозможно избавить от добровольного рабства, от жесткой принадлежности к православной твердыне - неотъемлемой части любви к Отечеству. В это рабство погрузились все – даже юная католичка, от которой мне достался строгий крестик. Кусочек мягкого золота с рубиновой вставкой стал последней каплей, последним римским следом в семейной византийской истории… Я стерла этот след, не задумываясь, и ни о чем не жалею.
Прислониться к государству – бесполезная затея для русского человека. Государство многолико, как дьявол.
Искать защиту у церкви – удел то ли самых слабых, то ли самых мудрых. Ни к тем, ни к другим не принадлежу. Кроме того, церковь слишком похожа на государство – все в наличии: законы, назначения, интриги…
Твердыня православья – это даже не вера, это энергия народа, молитвы десятков поколений о хлебе насущном, о милости Божией к большой нелепой стране, родной для тебя и меня.
Православие – это и есть вечность, суровая нить русской истории. Больше уцепиться не за что.
Так я думала на верхней палубе Исаакиевского собора, темной громадины, плывущей черт знает куда, вместе с безумной полуязыческой страной.
Я не чувствовала ни трепета, ни восторга, ни пафоса. Простецкая была мысль: это все мое, крест мой. Никуда с этого корабля не денешься, ход его не изменишь.
У меня сложные отношения с православием, еще не выясненные до конца.
Впрочем, концовка как раз не вызывает сомнений. Как и мой дед, то ли атеист, то ли святой, я скажу своим внукам:
- Заморочки в виде отпеваний и креста на кладбище должны быть обязательно. На всякий случай.
—
Мандала
, 23.02.2009
звирушки, 23-02-2009 15:04:29
ответ на: бывший [483]
>>бывшей, пайду натрясу блестаг с аннооркан. чота и правда какая-та я диревня-диревней - ни золата, ни стразегов, нимодна таг уже
12866547>
>Имхонетъ - кроме пожилого песка и гавна ничего ты из неё не вытрясешь, плохая затея.
а помните коллега была такае ересь на ресурсе имхонет? я ещё его ебал помницца по утрам, мдя.
Евгений Староверов, 23-02-2009 15:04:32
Тараскон из Тартарена [ответить] [+цитировать] [572]
12866548а почему Староверова многие "дядей"называют?
Евгений,это все твои племяши?
Ага, некоторые вовсе дети. я в молодости знаете ли кондомами брезговал
Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 15:04:48
так
12866551Евгений Староверов, 23-02-2009 15:04:51
666
12866552Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 15:04:57
вот
12866553telejkina, 23-02-2009 15:04:59
ответ на: звирушки [495]
низлити миня, клыки ростуд
12866554Застрахуй, 23-02-2009 15:05:00
fgc
12866555Евгений Староверов, 23-02-2009 15:05:02
м
12866556звирушки, 23-02-2009 15:05:23
ответ на: Анна Аркан [485]
>>приежжай ка мне в китай, мы будет дружить телами, сагревать друг друга мощью наших мыслительных процессов!
12866560>
>Мож, лучше всё-таки в Москве? Весна идёт. Кста, с первым днём масленницы тебя, ну и всех конечно!!!!
ой спсиба, ой спасиба. бегеге
Морячог, 23-02-2009 15:05:34
23-02-2009 15:03:38 Иныргетег ниибаццо
12866561Тебе Y, коллега. С празнеком.
Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 15:05:40
ответ на: Иныргетег ниибаццо [505]
это бодрит
12866562Евгений Староверов, 23-02-2009 15:05:49
Робзомбе, по ебалу хочешь? Только честно.
12866563StarПер, 23-02-2009 15:06:16
ответ на: telejkina [488]
>звиружке, нихамите (паигрывая ржавой, са следаме чилавечьей и звриячьей крове жилизякой с острым краем)
12866566нас учили - штык вытирать
о темпора блять, о морес...
Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 15:06:18
ответ на: Морячог [510]
Ответные поздравления, уважаемый!
12866567StarПер, 23-02-2009 15:06:46
ответ на: Евгений Староверов [512]
>Робзомбе, по ебалу хочешь? Только честно.
12866571я знаю ответ
Хорст Вессель, 23-02-2009 15:07:01
ответ на: Анна Аркан [485]
анька,ты прееедиш миня встречать?
12866576telejkina, 23-02-2009 15:07:14
помните, пажирая блин - вы пажираете солнце!!! с вас патом все спросеца
12866578Морячог, 23-02-2009 15:07:26
23-02-2009 15:04:22 StarПер
12866580Фсё понел..Каг раз миняю правайдыря, какнить зойду.
харе харе, 23-02-2009 15:07:27
ответ на: Евгений Староверов [502]
>Тараскон из Тартарена [ответить] [+цитировать] [572]
12866581>
>а почему Староверова многие "дядей"называют?
>
>Евгений,это все твои племяши?
>
>Ага, некоторые вовсе дети. я в молодости знаете ли кондомами брезговал
аааа бляяяя типер понятно пачиму я с гандонам нимагу
наслецтвинае
telejkina, 23-02-2009 15:08:11
ответ на: StarПер [513]
йа и вижу каг ваз училе, я ие нашла токую
12866585StarПер, 23-02-2009 15:08:36
ответ на: Евгений Староверов [502]
>Ага, некоторые вовсе дети. я в молодости знаете ли кондомами брезговал
12866588вот дубина...
нет бы сказать - не успевал надивать (а уш отношение твое - пофик)
бывший, 23-02-2009 15:08:40
ответ на: звирушки [501]
>а помните коллега была такае ересь на ресурсе имхонет? я ещё его ебал помницца по утрам, мдя.
12866589Помню. Из-за него, ебучего имхонета, я и отказался от постоянного юзания реги.
Borov, 23-02-2009 15:10:27
А мне понравилось..
12866597telejkina, 23-02-2009 15:10:42
а чо сетня, в честь празднега ришино атказаца ат хуйни на главной и аннооркан нибууууудит? а кде такда срать, бессмыслина и беспащадна?
12866602telejkina, 23-02-2009 15:12:03
ответ на: Borov [523]
я ваще шезть тынцнула еси чесна. ис чиста женцкай саледарносте
12866611Хорст Вессель, 23-02-2009 15:13:01
ая думал что МандалА производное от манды,типа свабодная манда
12866619кто все эти люди, бял?, 23-02-2009 15:14:59
где обновления бял?
12866632telejkina, 23-02-2009 15:15:04
ужас кокое нипатрепство пад базукой тварицо
12866633кто все эти люди, бял?, 23-02-2009 15:16:00
фпесду мандалу с цирками\крестами
12866639харе харе, 23-02-2009 15:16:01
канал 5 питир
12866640самая удачная роль Кваши
атаман лагутин
StarПер, 23-02-2009 15:17:16
ответ на: Морячог [499]
>Буду стараца, а то какжэ..Но по-трезвому с бабой левачить децл тяжеловато, возраст, хуле.
12866649а тебе кто говорил - в каждом окопе надо побывать?
говори, что везде побывал...
StarПер, 23-02-2009 15:20:03
ответ на: telejkina [520]
вы, коллега, делаете поспешные и малообоснованные выводы...
12866670наши законы написаны... КРОВЬЮ!
Pyrotek, 23-02-2009 15:23:11
С вашего позволения выпью писят грамм!
12866709telejkina, 23-02-2009 15:24:11
ответ на: StarПер [532]
на штыке?
12866719Ева Браун, 23-02-2009 15:26:13
каждый приходит к богу. просто дороги разные.
12866733нащет концовки - я предпочла бы стать пеплом пока живу - а когда умру мне будет безразлично что станет с трупом
по образу и подобию
StarПер, 23-02-2009 15:27:06
ответ на: telejkina [534]
вапще
12866742безотносительно
"демократы" щитают иначе
Шпендель., 23-02-2009 15:28:53
Песдец.
12866750Пакаяцца все пришли. Я вот каг бы согрешить думаю.. Даже пабрилса.
Шпендель., 23-02-2009 15:29:31
ответ на: Ева Браун [535]
Роди.
12866754дура абыкнавенная, 23-02-2009 15:30:29
модыр. розбань, а. мне нелофко так розговаривать черес три песды.Сообщения с вашего ip - '195.189.142.219' заблокированы !
12866771Гей-икона.актив ::
пажаласта.спасибо.
Шпендель., 23-02-2009 15:31:33
ответ на: дура абыкнавенная [539]
МаришО. Вот уж точна каво люблю.
12866785Анна Аркан, 23-02-2009 15:31:38
Всех с днём 23 февраля!!!! Удачи и любви.
12866788Смотреть здесь: http://udaff.com/creo/95939.html
Шпендель., 23-02-2009 15:34:11
ответ на: Анна Аркан [541]
Спасибо.
12866810дура абыкнавенная, 23-02-2009 15:35:55
росказ прочетала. при всем уважении-занудно шопесдец, корыто и прочее выглядят как смеркалос. нафталин вопщем какойто.
12866822Шпендель., 23-02-2009 15:36:32
ответ на: дура абыкнавенная [543]
Чо там в Краснодаре?
12866830дура абыкнавенная, 23-02-2009 15:39:00
шпендель. краснодар на месте.ночью был снек.щас сонце.на улице никаво.все пьют жрут и по гостям. абычнае жызнь провинцыи
12866850StarПер, 23-02-2009 15:41:20
ответ на: Pyrotek [533]
>С вашего позволения выпью писят грамм!
12866879нивкоем случае!
тока стакан
StarПер, 23-02-2009 15:42:39
ответ на: дура абыкнавенная [539]
>модыр. розбань, а. мне нелофко так розговаривать черес три песды.Сообщения с вашего ip - '195.189.142.219' заблокированы !
12866897>Гей-икона.актив ::
>пажаласта.спасибо.
ничо ты, мать, подписалась куда...
Шпендель., 23-02-2009 15:42:46
ответ на: дура абыкнавенная [545]
Я просто рад тибя видеть. Надаж спрасить чота, сагласись.
12866898Меня закинули на прокурорской (ахуеть, исчо и пад маими пинкаме) волге на работу.
В бошку ничо умнага не лезет. Домой штоле пойти..
Липа, 23-02-2009 15:44:20
Всё как обычно у мандалы: гениальность мыслей, вперемешку с бабьей дурью.
12866913StarПер, 23-02-2009 15:44:26
ответ на: Шпендель. [537]
>Песдец.
12866914>Пакаяцца все пришли. Я вот каг бы согрешить думаю.. Даже пабрилса.
рана
нада кагда в душ идеш перет штурмом
атак - нахуя?