Твердыня
- Читай
- Креативы
- « предыдущий креатив
- следующий креатив »
- случайный креатив
Когда мы подошли к Исаакиевскому собору, пришлось пробираться через грассирующий рой крошечных французских старушек – в куделечках, коротких брючках. Наверное, поэтому, по ассоциации «Франция-католики-бабушка-крест» я рефлекторно положила ладонь на грудь и почувствовала через батист обкатанные столетиями перекладинки.
А может, беспокойное движение руки было вызвано другой причиной – со мной ли знак, символ, без которого не стоит подниматься по мрачным ступеням собора?..
Я топала вверх по бесчисленным ступеням и повторяла про себя: «Верной твердынею православья врезан Исакий в вышине»…
Отстали французские старушки, отстал и запыхался эмигрант, подаривший мне подробный Петербург. А я шла и шла, несла свой крестик, повторяя Гумилева - к венцу неприветливой глыбы, и муравьиные шаги не тревожили гигантское корыто фундамента, утопленного в болотистую почву.
Наверху, обнимая питерский горизонт, я думала о жалкой попытке Москвы обогнать в величии это православное чудовище, я думала о явном проигрыше храма Христа Спасителя, слепленного из родного саянского мрамора, веселого, как пасхальное яйцо.
Мое православие здесь, - думала я, - черное, грубое, языческое, полное тайн и грехов…
Я приняла крещение в 2000-м, в шахтерском городе Шарыпове, где меценат-армянин - ради понтов ли, ради жены-кержачки, ради родного города, продуваемого ветром-хакасом, соорудил собор – самый большой за Уралом. Местный Церетели пригласил в храм залетных журналистов, обвел рукой голые яичные стены, попросил опубликовать счет – денег на отделку не хватило.
Навстречу вышел поп – высокий белокурый мальчик, под стать церкви, юной и стройной. Спасаясь от белой нищеты, от голосов, терявшихся в пустоте, глаза мои искали хоть какое-то свидетельство жизни, работы призрачного храма. Направо, в нише обнаружилась серебряная купель.
- Уже пятнадцать детей крестили. И четверых взрослых, - похвастался мальчик-поп.
- До которого часа вы здесь будете? – деловито спросил кто-то за меня. – У нас поезд в девять вечера.
- Хорошо бы вам успеть до семи, - ничуть не удивился юный священник.
- У меня католический крест. Это ничего?
- Ничего страшного, - улыбнулся поп.
В 19.00 он бережно принял старинный крестик с кровавой эмалевой вставкой, не скрывая любопытства, оценил клеймо итальянского ювелира, и унес на какую-то тайную процедуру.
Строгий крест вернулся ко мне только в конце таинства, видимо, с амнезией, полной потерей 150-летней памяти о римской церкви, о дубовых скамейках костелов, о гладких кружевных ксендзах, о сладких причастиях и горьких исповедях в палисандровую решетку…
Крещение - самый необъяснимый поступок в жизни. Все странно: время и место, легкость, отсутствие обязательств, ведь ничего не изменилось, ничего. Никаких походов на церковные службы, никаких постов, никаких платков на свободной от предрассудков голове.
«Когда умру, поставите крест – на всякий случай» - слышен голос деда, вся судьба которого – полное отрицание Бога, апофеоз страданий и несправедливости.
«Ну, с Богом!» - крестит ушедшего в наркоз больного моя подруга Нина, прежде чем сделать первый надрез. Крестит – на всякий случай.
Бог привел в Шарыповскую юную церковь. На всякий случай.
С православия началась история семьи. Православие прошило эту историю суровой нитью, где-то посредине скатавшейся в тайный, до сих пор неразгаданный узелок. После нежданного сбоя семья стала светской. До того – не выходила за ограду нищих русских церквей. В ней были многодетные, вечно пузатые матушки, библейские младенческие имена, суровые посты, тоскливая провинциальная жизнь от молитвы до молитвы.
Первые имена история подарила в 1824-м - дату рождения прапрапрадеда, Петра Савлова – сына воронежского священника Антония. Похоже, это была очень давняя поповская линия. У Петра Антониева не было альтернативы – семинария, приход, бедная паства, матушка, дети.
1847-й. Февраль. Отец Петр, подгоняемый ветром, спешит домой к матушке, к новорожденному первенцу Илье. Сын, наследник, продолжатель духовной линии – какие могут быть сомнения.
Так оно и выходит – усердие в церковно-приходской школе, отличная учеба в семинарии, и – чудо! – редкий шанс, направление в Киевскую духовную академию за государственный счет. Невыразимая родительская гордость, счастливый случай для сына нищего попа.
1872-й. Киевская каштановая весна. Город благоухает, похож на собор, уставленный зажженными свечами.
У прапрадеда Ильи Петровича первая служба в чине настоятеля Крестовоздвиженского храма на Подоле. В этом же году матушка, Пелагея Полонская-Савлова, дарит отцу Илие сына Александра. И этот мальчик, казалось бы, не имеет причин изменить семейному духовному ремеслу. Все идет по накатанной: школа, блестящие способности – особенно к греческому, латыни, французскому. Затем семинария и академия. Уже традиционный стремительный взлет.
1898-й.
Александр Ильич Савлов на приеме у ректора академии. Выпускник, один из успешнейших студентов, говорит о невозможности продолжения церковной службы.
Старый ректор молча слушает. Он не спрашивает о причинах решения, он задает всего один вопрос: известно ли Александру о последствиях такого шага?
Александру Ильичу известно: 600 рублей надо вернуть в государственную казну. О том, какие это деньги, можно судить по примеру: зарплата царского полковника составляла всего сотню.
Почему прадед это сделал? Что его заставило – извне ли, изнутри выплыл протест? С чем он не смог справиться?
Ума не приложу. Смею только предполагать: дело не в обрушении веры, дело в обрушении церкви.
Рассматриваю фото начала XX века: нервное лицо, высокий лоб с залысинами, острые светлые глаза, строгий сюртук, белый ворот впивается шею, галстух. Это уже не священник – директор киевской гимназии. И неожиданный детский почерк с обратной стороны луны: «Мой дорогой отецъ». Я вижу, как трогательно, высунув язык, подписывает мой маленький дед папину фотографию…
Ума не приложу, почему прадед отказался служить церкви.
Правда, чуть-чуть рассеивается туман через два месяца после катастрофы.
Александр Ильич уже определен преподавателем в одну из киевских гимназий. С таким образованием в старой России, конечно, нет проблем устроиться на службу, но долг висит неподъемный.
Думаю, по этой причине Александр Ильич поступает работать гувернером в дворянскую семью Городиских. Два месяца он проводит в родовом имении высокого военного чина. Его превосходительство всегда вывозит семью на лето из Москвы в теплые малороссийские края. По соседству имение Мусин-Пушкиных, вечера проходят с чаепитиями, вареньем из крыжовника, столичными сплетнями.
Александр Ильич занимается с младшей Городиской французским, латынью, а вечерами беседует со старшей сестрой – черноглазой девушкой, недавно вернувшейся из берлинского пансиона.
Белое платье, бархатная украинская ночь с одуряющим запахом маттиолы, дерзкие звезды слепят глаза.
«Мезальянс!» - прогремел Городиский, узнав о грехе дочери с попом-расстригой.
«Мезальянс!..» - шипели высокие соседи, готовясь к венчанию девушки с гувернером.
«Мезальянс», - твердила прабабушка всю свою трагическую и счастливую семейную жизнь.
«Мезальянс», - говорила она человеку, спасшему ее от пролетарского гнева простецкой фамилией.
«Мезальянс», - рассказывала она нам, внукам и правнукам, безуспешно разыскивая в каждом родовые породистые черты…
Флаг им всем в руки. Если бы не гоголевская грешная украинская ночь, меня не было бы на свете. И если бы не страсть моего прадеда – сильнее греха, сильнее веры, сильнее седьмой заповеди.
Может быть, в этом причина ухода из церкви – у несостоявшегося попа был слишком острый вкус к жизни, к любви, к свободе.
Свободу от ритуальных догм он передал всем нам, своим буйным потомкам. Но вместе с тем, ни Александра Ильича, ни тех, кто был до него, ни тех, кто пришел после – невозможно избавить от добровольного рабства, от жесткой принадлежности к православной твердыне - неотъемлемой части любви к Отечеству. В это рабство погрузились все – даже юная католичка, от которой мне достался строгий крестик. Кусочек мягкого золота с рубиновой вставкой стал последней каплей, последним римским следом в семейной византийской истории… Я стерла этот след, не задумываясь, и ни о чем не жалею.
Прислониться к государству – бесполезная затея для русского человека. Государство многолико, как дьявол.
Искать защиту у церкви – удел то ли самых слабых, то ли самых мудрых. Ни к тем, ни к другим не принадлежу. Кроме того, церковь слишком похожа на государство – все в наличии: законы, назначения, интриги…
Твердыня православья – это даже не вера, это энергия народа, молитвы десятков поколений о хлебе насущном, о милости Божией к большой нелепой стране, родной для тебя и меня.
Православие – это и есть вечность, суровая нить русской истории. Больше уцепиться не за что.
Так я думала на верхней палубе Исаакиевского собора, темной громадины, плывущей черт знает куда, вместе с безумной полуязыческой страной.
Я не чувствовала ни трепета, ни восторга, ни пафоса. Простецкая была мысль: это все мое, крест мой. Никуда с этого корабля не денешься, ход его не изменишь.
У меня сложные отношения с православием, еще не выясненные до конца.
Впрочем, концовка как раз не вызывает сомнений. Как и мой дед, то ли атеист, то ли святой, я скажу своим внукам:
- Заморочки в виде отпеваний и креста на кладбище должны быть обязательно. На всякий случай.
—
Мандала
, 23.02.2009
Ахотнег на "белку", 23-02-2009 14:50:50
ответ на: харе харе [443]
это верно, теперь кресты пойдуть Русь-матушку боярщиной обкладывать. Хуйня, революция, как показывает история, не заставит себя ждать.
12866418Морячог, 23-02-2009 14:51:26
23-02-2009 14:44:49 StarПер
12866425Гыы, соглашусь. Привед. Ты пачиму исчо тверёзый?
звирушки, 23-02-2009 14:51:34
Милка Йвавич прями пиздецкакайа резкая - как панос бля всех зомбаков перехуярела в прыжке, я уссцываюсь
12866427telejkina, 23-02-2009 14:51:35
(падтянула пежамные штоны, вытирла саплю пад носам - приняла баивой вит)
12866428за зомбей!!! в атакуууу!!!!
StarПер, 23-02-2009 14:51:50
ответ на: бывший [431]
>С праздником, уважаемые коллеги. Ничего, что я поздравляю вас под кг\ам'ом?
12866432бох вам сутья... (крестящийся смайлек)
принимаем
отвечаем взаимностью
звирушки, 23-02-2009 14:51:54
ответ на: telejkina [454]
>(падтянула пежамные штоны, вытирла саплю пад носам - приняла баивой вит)
12866434>
>за зомбей!!! в атакуууу!!!!
Милка ? ты?
Евгений Староверов, 23-02-2009 14:51:57
начали?
12866435Евгений Староверов, 23-02-2009 14:52:06
555
12866436Евгений Староверов, 23-02-2009 14:52:17
сука
12866437telejkina, 23-02-2009 14:52:27
питорки
12866438Евгений Староверов, 23-02-2009 14:52:27
555555555
12866439бывший, 23-02-2009 14:52:45
ответ на: StarПер [447]
>а я чота бжжу против 5-то миллиардоф...
12866442>хотя вроде ссыклив
>при себе какта такие рискованные убеждения
Я их тоже не особо афиширую, хотя бы из нежелания испортить настроение тем несчастненьким, кто уверовал.
>раньше была проще - не плати членские и пиздец
Налог на член
Собирают исправно
Церкви и партии
Евгений Староверов, 23-02-2009 14:52:54
слава шиве дестройеру!!!
12866443харе харе, 23-02-2009 14:53:20
ответ на: Ахотнег на "белку" [451]
>это верно, теперь кресты пойдуть Русь-матушку боярщиной обкладывать. Хуйня, революция, как показывает история, не заставит себя ждать.
12866448я последние 3 года в церкву тока по двунадесятым празникам хожу...не испытываю потребности в соборности и ваще...нунах карочи.
telejkina, 23-02-2009 14:53:47
стараверов пажелой, а нахер. кде логека бля?
12866453Ахотнег на "белку", 23-02-2009 14:53:50
чо та блять не пойму, ресурс што ли так действует - смотрю кино все номралек, тока на удав зайду срать тянет мощным поносом. Вот и понять не могу толи с молока, толи креатив выходит.
12866454StarПер, 23-02-2009 14:54:06
ответ на: Морячог [452]
после НГ прринял схиму
12866455седни отвязался на 3 стапаря
кагавытамвнатуре?небываетеличасомнаавиару
Морячог, 23-02-2009 14:54:25
Гражданский ты или военный,
12866460Но ты с елдой рождён не зря!
Сегодня праздник охуенный -
День 23 февраля...
(с) эсэмэска от женщины. Гыыы, блядь.
telejkina, 23-02-2009 14:54:36
фотафинедж блиа
1286646223-02-2009 14:52:27 telejkina [ответить] [+цитировать] [554]
23-02-2009 14:52:27 Евгений Староверов [ответить] [+цитировать] [555]
звирушки, 23-02-2009 14:54:41
ответ на: Евгений Староверов [461]
>555555555
12866465и ты Евген!?
обоги он мерзким нахера уподобился, чевоже Ждаааать ещё от сего пошлого ресурса, когда тааакииие люди поддались мнению толпы?
Евгений Староверов, 23-02-2009 14:54:41
telejkina [ответить] [+цитировать] [559]
12866466стараверов пажелой, а нахер. кде логека бля?
Я разве не сказал Оль, что 555 посвящаю тебе
харе харе, 23-02-2009 14:54:53
ответ на: Евгений Староверов [463]
>слава шиве дестройеру!!!
12866469харе харе дядь Жень
с празнеком /аг\
бывший, 23-02-2009 14:55:12
ответ на: telejkina [454]
>(падтянула пежамные штоны, вытирла саплю пад носам - приняла баивой вит)
12866471>за зомбей!!! в атакуууу!!!!
Пизду не забыла блёстками посыпать, подруга? А то как-то негламурастно получается.
звирушки, 23-02-2009 14:55:47
ответ на: telejkina [465]
>стараверов пажелой, а нахер. кде логека бля?
12866476басня "Староверов и логика".
или это трагедея?
РобЗомбе, 23-02-2009 14:56:46
што тут? ЖГУТЪ ?7
12866482telejkina, 23-02-2009 14:56:54
ответ на: Евгений Староверов [471]
такда канешна усе лагична гугугу
12866484бывшей, пайду натрясу блестаг с аннооркан. чота и правда какая-та я диревня-диревней - ни золата, ни стразегов, нимодна таг уже
звирушки, 23-02-2009 14:57:06
курить...
12866485звирушки, 23-02-2009 14:57:35
ответ на: РобЗомбе [475]
>што тут? ЖГУТЪ ?7
12866493ЖГУТЪ тваи друзя на канале тнт.
StarПер, 23-02-2009 14:57:41
ответ на: бывший [462]
>Налог на член
12866494>Собирают исправно
>Церкви и партии
Вам ли
Любящим пизду да пиво
Жись посвящать в угоду свою?
Морячог, 23-02-2009 14:58:04
23-02-2009 14:54:06 StarПер
12866496Я с лета на суше, боюсь начинать, гыы.
А на авиару года два назад заходил мой кореш, чото спорил с летунами и миня падтянул. Результат - в этот же день был забанен до 2017 года. Там пидоры - каких поискать...Из нормальных могу вспомнить реверса и казаха..
РобЗомбе, 23-02-2009 14:58:08
Староверов, йа тебя отхуйарю™
12866497звирушки, 23-02-2009 14:58:28
>а почему Староверова многие "дядей"называют?
12866500>
>
>
>Евгений,это все твои племяши?
так уж повелось идревле - приданее сидой старины, та ты молод исчо .
бывший, 23-02-2009 14:58:30
ответ на: telejkina [476]
>бывшей, пайду натрясу блестаг с аннооркан. чота и правда какая-та я диревня-диревней - ни золата, ни стразегов, нимодна таг уже
12866501Имхонетъ - кроме пожилого песка и гавна ничего ты из неё не вытрясешь, плохая затея.
РобЗомбе, 23-02-2009 14:59:04
ответ на: звирушки [478]
>>што тут? ЖГУТЪ ?7
12866505>
>
>
>
>
>ЖГУТЪ тваи друзя на канале тнт.
а ты што за хуйовинка? НИЖГИ
Анна Аркан, 23-02-2009 14:59:12
ответ на: Кирзач [403]
>приежжай ка мне в китай, мы будет дружить телами, сагревать друг друга мощью наших мыслительных процессов!
12866506Мож, лучше всё-таки в Москве? Весна идёт. Кста, с первым днём масленницы тебя, ну и всех конечно!!!!
звирушки, 23-02-2009 14:59:40
ответ на: РобЗомбе [481]
>Староверов, йа тебя отхуйарю™
12866508цука он наш!
харе харе, 23-02-2009 14:59:48
первые 2 слова, которые я услышал на работе от слесарей, став молодым специалистом, были "мандула" и "лабуда"
12866509telejkina, 23-02-2009 14:59:50
звиружке, нихамите (паигрывая ржавой, са следаме чилавечьей и звриячьей крове жилизякой с острым краем)
12866510StarПер, 23-02-2009 15:00:09
ответ на: Морячог [468]
>Гражданский ты или военный,
12866513>Но ты с елдой рождён не зря!
>Сегодня праздник охуенный -
>День 23 февраля...
>
>(с) эсэмэска от женщины. Гыыы, блядь.
Надеюцца!
Подведеш - по суд блятьнахуй!
Морячог, 23-02-2009 15:01:10
Кстате, УКам бывшему, Старохерычу и Зобромбу - персонально Y.
12866519Евген, ну чо ты там пытался про теракт в пермском воздухе пейсать? Бухой пелот был в какажку, ыы блядь. Твари...Здарово.
telejkina, 23-02-2009 15:01:35
ответ на: бывший [483]
а чо, блестке в пиримежку с гавном нищетова? блиаааа... а я думою, чо она на гломурную вчира таг абиделас. типерь понятна
12866522харе харе, 23-02-2009 15:02:05
пойду в Фж поищу чонюдь съедобного
12866525звирушки, 23-02-2009 15:02:09
хуяссе кино про зомбей. вот эта пулимёт, старавераву б такой.
12866527кто все эти люди, бял?, 23-02-2009 15:02:11
ответ на: Евгений Староверов [427]
Согласен коллега, в Корсуне ему Анюта хорошо подмахнула, он аж прозрел..ну и местный каканат в лице последователей йобнутого Андрея первозваного потсуетил ему гимнаста, там же и окунули\нашептали..хотя он и сам по матери жид был, Малка - ключЪница давалко..вопщем все серьёзные дела всегда делаюца через хуй\песду... кому не нравицо могут идти нахуй, остальные пруцца(с)
12866528звирушки, 23-02-2009 15:03:25
ответ на: telejkina [488]
>звиружке, нихамите (паигрывая ржавой, са следаме чилавечьей и звриячьей крове жилизякой с острым краем)
12866534"telejkina и логика" это пьесса абсурда точно, бегеге
Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 15:03:38
Тилешна баивая сиводня.
12866537Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 15:04:04
шиссод штоле?
12866538StarПер, 23-02-2009 15:04:22
ответ на: Морячог [480]
да с осени нормальная ветка паивилась про МА, Bez - основатель, такшто ...
12866543Морячог, 23-02-2009 15:04:23
23-02-2009 15:00:09 StarПер
12866545Буду стараца, а то какжэ..Но по-трезвому с бабой левачить децл тяжеловато, возраст, хуле.
Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 15:04:28
давайте нахать
12866546