Я не ошибусь, если скажу, что 2007 год для индустрии электронных развлечений прошел под знаком шутеров от первого лица. Шутеры являются двигателями всей компьютерной индустрии – инженеры запихивают лишний миллион транзисторов в новый процессор, девелоперы разрабатывают движки, выдающие фотореалистичную картинку, а простые геймеры тратят свои кровные на очередной апгрейд.
В этом году вышло немало шутеров ААА-класса: Bioshok, Crysis, Half Life 2: Episode Two, Call of Duty 4. Но сегодня рассказ не о них, а о «S.T.A.L.K.E.R.».
Казалось бы: сколько можно? На подходе (ага, на подходе…) «Чистое небо», однако, споры вокруг игры CGS не утихают до сих пор. Действительно, игра вышла крайне неодназначная, и в данной статье мы с камрадом HellEvgen попытаемся ответить на вопрос: что помешало GSC выпустить «игру нашей мечты».
Уибантуз: Первое с чего хотелось бы начать, это игровой мир «S.T.A.L.K.E.R.». Помнится, разработчики обещали нам игровые просторы с топографической точностью, то есть полное соответствие с реальной местностью. Почему же тогда локации в игре противоречат картам, и вообще, где это видано что бы ЧАЭС была расположена севернее Припяти, когда в реале ЧАЭС юго-восточнее города-призрака?
HellEvgen: Я, как фанат «S.T.A.L.K.E.R.» читал все отчеты от разработчиков. В 2002 году наткнулся на очень интересную статью по этому поводу. Да, разработчики, в самом деле, воспроизвели местность с точностью чуть ли не до ссаного кустика, но! Но помешал стук в дверь. Открывают. Стоят люди в черном, которые так незатейливо намекают, типа "камрады, вы охуели, что ли выставлять на всеобщее обозрение стратегический объект?", да еще и пригрозили сделать по аккуратненькой дырочке диаметром 9мм в их, пропитанных "зоной" головах...GSC решив, что закрывать проект, в который вложено не мало времени и сил им не выгодно, сели за стол переговоров, в ходе которых выбили право на воспроизведение в игре самой ЧАЭС, нескольких районов Припяти и пары заводов, причем расположить их нужно было хаотично, ибо враг не дремлет... После этого инцидента, разработчики начали все переделывать (к тому моменту игра была готова где-то на 70 %) и потеряли примерно год....
build 1098 – первая альфа (оригинальный Oblivion Lost, действие происходит в руинах ацтекского города). Интеллект там весьма приличный, мобы умело ныкаются и метко стреляют. В этом билде всего одна карта. Использует DirectX 7, год 2001
Уи: Постой, ведь первоначальная концепция игры с «зоной» никак не была связана. На первоначальном этапе игра делалась про пирамиды ацтеков, и все действие происходило в лесах «где много диких обезьян».
Hell: Здесь уже все решали сами девелоперы. Изначально они хотели поместить игру в сеттинг погибших цивилизаций, разрушенных городов, и все это в будущем с высокими технологиями и оружием. Идея была в принципе неплохая, многим она нравилась. Мне довелось поиграть в пре-альфу v.XXXX того самого Oblivion Lost. Уже на тот момент (2002 год) движок позволял рисовать красивую графику в купе с открытыми пространствами. Был неплохой искусственный интеллект. В той «демо» миссии главному герою помогали несколько роботов. Так они не бросались на рожон, а умело прятались в кустах и за камнями. Но по известным лишь GSC причинам поиск продолжился, и свой выбор они оставили на «зоне отчуждения». Эта идея была воспринята всей командой на «ура», да и, живя практически по соседству с Чернобылем, сложно было представить более подходящий сеттинг для их игры.
Уи: Шесть лет назад, еще на начальном этапе разработки GSC обещали большой, бесшовный мир, как в Oblivion или Morrowind. В итоге мы получили набор локаций средних размеров и детализации, которые плюс ко всему еще и грузятся довольно долгое время. Не кажется ли тебе, что разбиение игры на локации уменьшает ощущение целостности мира?
Hell: Да, разрабы обещали нам "бесшовный" мир, и они его делали, реально делали...
Итак, GSC создали свой игровой движок, насколько вы помните. Первые топографические локации были именно на нем. Но опять же вернемся к теме людей в черном. Из за них, разработчики потеряли год, переделывая локации... Не вопрос, переделали игру, оставалось доделать всякие мелочи и выпускать на людской суд. Но не тут то было. Прогресс игровой индустрии не стоит на месте. 2003 год. На горизонте замаячили такие монстры как Far Cry, Doom 3 и Half Life 2. Тогда разрабам пришла в голову гениальная мысль: «наша игра затеряется среди хитов западных коллег, и вообще, движок морально устарел, так как ни законов Ньютона, ни всяких там HDR в нем нет», и решили переделать движок, используя современные технологии обработки графики и физики, отсрочив тем самым релиз на неопределенное время. Казалось бы, все просто: перепишем движок, вставим туда локации и на рынок!!! Но все оказалось сложнее, чем думали разработчики. Новый движок хоть и мог прогрузить большое количество объектов, сделать карту неделимой, а графику с физикой на уровне современных игр, но современные компьютеры просто не смогли бы обрабатывать ОГРОМНЫЕ объёмы информации, и GSC пришлось резать карту на локации…
Правда и тут есть свои нюансы:
Во-первых, да же если бы территория игровой зоны являлась копией зоны настоящей, мало кому было бы интересно перемещаться по огромным пустым открытым пространствам, но тут была бы кстати урезанная техника, но возникли бы другие нестыковки, например, где бы главный герой закупался топливом?
Во-вторых, что же помешало разработчикам сделать динамически подгружаемые локации? Видимо те же непомерно возросшие системные требования…
build 1114 - первый ворованный билд игры, который основан на нынешней концепции (Shadow of Chernobyl) со старым названием (Oblivion lost). Имеется 2 карты (вошли в релизную версию игры). Карты ограниченны забором, двери закрыты. Из оружия ести миниган из предыдущего билда, пара пистолетов и 3 автомата.
В 2005 году у GSC что-то там не сложилось, и они просрали почти весь свой бюджет (да, славно мы тогда побухали, до сих пор вспоминаю– прим. фин. директора GSC). В результате чего им не на что было доделывать и выпускать игру. На помощь пришла западная контора THQ. Эта компания предложила разработчикам сделку: THQ спонсирует дальнейшую разработку игры и издает «S.T.A.L.K.E.R» на западе. Причем, THQ поставила пару условий. Это контроль качества с их стороны и жесткие сроки окончания разработки.
Уи: Тяжелое финансовое положение GSC и стремление разработчиков сделать в игре картинку современного уровня, при этом не особо заморачиваясь с оптимизацией движка - все это понятно. Но куда же подевалась обещанная система симуляции жизни A-life? Нам обещали отсутствие скриптов привязанных к местности, то есть некое подобие A.I. и «полноценную жизнь персонажей» (это написано даже на боксе с игрой). На самом же деле одни и те же сталкеры толкутся на одной локации и никак не могут дойти до бара «100 Рентген».
Hell: Естественно, отсутствия скриптов избежать не удалось, но обещанная разработчиками система симуляции жизни A-life пошла лесом именно из за необходимости порубить игру на локации. Спонсоры поставили чёткую дату выхода игры, в связи с этим у разрабов не осталось времени на проработку скриптов и путей для персонажей, а так же на синхронизацию ботов с игроком. Решив не терять время на всю эту поебень, они зациклили ботов на локациях, и занялись отлавливанием багов (которых было предостаточно)… Лично моё мнение – система A-Life была бы ни к месту, вполне была бы возможна ситуация, когда я захотел на просторы Украины полюбоваться, а в это время какой-то левый бот прошёл за меня всю игру (именно так GSC и обещали)
build 1154 - расширенный и дополненный вариант предыдущего билда. DirectX 8, осень 2002.
Уи: Забагованость – это больное место для современных игр. Особенно в этом плане отличилась осенне-зимняя линейка игр 2006 года, вспомнить хотя бы Gothic 3. «S.T.A.L.K.E.R.» хоть и не переплюнул немецкую ролевую классику в этом плане, но на момент релиза был очень близок к этому. Лично мной в GSC было отправлено шесть отчетов об ошибках, часть которых не исправлена до сих пор (речь идет о патче 1.0004).
Hell: Я бы не сказал, что «S.T.A.L.K.E.R. » был выпущен таким уж сырым. Да, в непропатченной версии были критические баги, но фатально запороть игру они не могли. С патчами же получилась куча косяков. Казалось, что с версией 1.0001 девелоперы убили лишь малую толику всех багов, остальные же исправления остались «на потом». Патч версии 1.0004 убивал у меня компас, все сюжетные места приходилось искать «вслепую», а следующий непонятным образом убивал сохранения (даже начав новую игру и сохранившись, загрузиться не получалось, игра просто вылетала в Windows).
Уи: Давай теперь поговорим о сюжете «S.T.A.L.K.E.R.». Не кажется ли тебе, что семь концовок игры (из которых только две правильные) это неправильный путь для повышения реиграбельности (то есть повторного прохождения) игры? Да и практически одинаковые второстепенные квесты не радуют…
Hell: С сюжетом в современных играх достаточно всё печально. Сразу вспоминаются времена, когда сюжет девелоперы додумывали перед отправкой игры на «золото» и записывали в файле readme.txt (Doom, Quake). Во времена Half-Life специально нанимались опытные сценаристы, которые днями и ночами думали, что же такое преподнести геймерам. Как интересно было наблюдать из маленького вагончика бурлящую жизнь «Чёрной Мезы» в той же Half-Life. Со «S.T.A.L.K.E.R.» всё гораздо банальней. GSC просто воспользовалась творчеством братьев Стругацких (как-то они очень странно воспользовались – прим. Уибантуза).
build 2215 - мультиплеерная бета. Оружие и графика примерно как в релизе, при этом исполузуется Direct X 8. Весна-лето 2005
Семь концовок это, конечно же, перебор. Всё равно большинство геймеров встречала участь мучительной смерти под грудами золота (одна из ложных концовок) из-за плохого баланса цен, под конец герой становился настолько богатым, что тратить деньги ему было просто не на что. Вот если бы за сто тысяч купить «Ниву»… Проходить же до истинной концовки после ложной у меня желания не было, ну вот ещё полчасика побегаешь, постреляешь, ну и что? Мотивации-то, ни какой нет. Разве что узнать, что же значит татуировка «S.T.A.L.K.E.R.» на руке у Меченого, ведь после прохождения сюжета дальше (как в GTA) поиграть не дадут…
Уи: Вижу, HellEvgen, ты куда-то торопишься?
Hell: Да! Да! Зона зовет меня! Сейчас хлабыздну сто пятьдесят «Казака» и пойду за хабаром!
Уи: Не буду задерживать. Удачи в Зоне, хехе…
hellevgen, 25-01-2008 13:06:24
ответ на: Уибантуз [49]
не. не кажыцо. их высеры ИМХО весьма неплохие
9269762Агний АборткО, 25-01-2008 13:13:05
блять, я толька што скачал этава йобанава сталкера...
9269846снести нахуй или поеграть?
hellevgen, 25-01-2008 13:14:47
ответ на: Агний АборткО [52]
поеграй канешна.
9269881Агний АборткО, 25-01-2008 13:17:02
ответ на: hellevgen [53]
намедни прошел КалОфДютю4 и после отзыва БТМО ставить сталкер чота аш стисняюсь
9269918Харя ахуевшая, 25-01-2008 13:17:29
ответ на: Pory4ik [30]
>сперва меня валили даже на первой миссии - потом вырубил сглаживание и динамическое освещение - и все стало резко заибись. здравствуй родной КС тока на уровне ВЕРИ ИЗИ
9269923>Комп нормальный купи, нищеброд
----------------------------------------------------
Сагласин апсалютна, билять. Мне СТАЛКЕР панравелсо. Хотя однотипность в боях есть канешна.
pepel, 25-01-2008 13:17:44
неиграй-говно
9269925Лось с той стороны, 25-01-2008 13:22:52
Игра очень хорошая ни смотря ни на что! Проходил 2 раза и еще и третий пройду!
9269990Уибантуз, 25-01-2008 13:26:21
ответ на: Лось с той стороны [57]
Как там? На той стороне?
9270028pepel, 25-01-2008 13:30:40
ответ на: Уибантуз [58]
чо не видишь чтоли?
9270088там так хуёво, что лоси стали в сталкера играть. жесть!
бугого
Уибантуз, 25-01-2008 13:33:21
ответ на: pepel [59]
ыыы
9270120_____
Сжог нахуй шаз лицуху сталкера!
pepel, 25-01-2008 13:35:32
ответ на: Уибантуз [60]
поди еще небось коробочную брал?
9270146с жетончегом и футболкай в камплекте...
эх, хороший кастнрчег.
hellevgen, 25-01-2008 13:39:01
ответ на: Уибантуз [60]
>Сжог нахуй шаз лицуху сталкера!
9270192а я свою держу в коробочке, перевязанной красной ленточкой
Поц Кац, 25-01-2008 13:58:13
гавнище этот ждалкер шо песдетс.
9270507а хуле еще от каклов рукожопых ждать?
Аслы (Имя нам - Легион) группа пеара перванаха wizzla, 25-01-2008 14:00:58
стрилялки похуй
9270551ВоВ фарева...
пайду ко приму порцию норкотека, хехе
Павидло, 25-01-2008 14:18:01
6* снова!
9270827Аццкий рисовальщеGG, 25-01-2008 14:55:18
Бля камрады а вот я не ебу, хуле у калаша, да и у других стволов, затвор слева? Это че типа, чтобы стволы не лицензировать?
927132913, 25-01-2008 14:56:20
Ну чё, два мудака.. Ждём от вас нового обзора - Lada Racing Club.. Там расскажите что помешало кучке песдаболов сделать мегашедевр...ыыыы
9271344hellevgen, 25-01-2008 15:05:23
ответ на: Аццкий рисовальщеGG [66]
типа разрабы хотели показать, как круто их движок может рисовать вылетающие гильзы
9271443hellevgen, 25-01-2008 15:06:24
ответ на: 13 [67]
ты блядь, петущара в жопу драная, хоть что-нибудь напесал? не напесал - сам мудак
9271457Волосатый морковко, 25-01-2008 15:14:17
зоебись обзор канешна,но игра реально заёбывает. снес к ибеням! Батлфилд 2 рулит ,и ниибет
9271545флудняк-блудняк, 25-01-2008 15:28:48
есле не зацикливаться на том, что один из афтаров малалетний далбайоп, а второй неменее пизданутый лауреат, то по теме можно сказать следующее.
9271725пездёж видимо должен напоминать схему "злой-добрый следователь", но реверансы друг дружке и отсутствие какой-либо агрессии со стороны пездящих, шлют эту схему нахуй. хотя возможно так и было задумано, мол вменяемые культурные люди тихо спокойно обсуждают игру, и в свете диалога вырисовывается подобие рецы. но в таком случае, подобных разговоров за бутылкой пепси, до жопы можно нарыть на любом форуме в темах "хуялкер.за и протев".
игру не прошол, заебала. налюбовавшись пейзажами и пару раз пёрднув от неожиданности, нарвавшись на контролёра - снёс к ебеням. потом под настроение ещё раз заинсталил, уже с модами - адин хуй не попёрла, даже под шмалью. хотя укуренным можно проникнуца даже капиталом маркса, знающие недадут спездеть.
вернусь к ихним баранам. всей правды вероломно обещанной в названии, я например нихуя неузнал. впрочем если щитать непреложной истиной появление агентов смитов в офесе жск, краткий экскурс в историю хуялкера и проёб разрабами лимоны буказоидов на бухло, то забераю свои слова обратно.
и ещо. поправьте есле я ошибаюсь.
я довольно внимательно прочитал бредни обдолбаного дуэта, и кроме "уибантуз" в тексте НИХУЯ НЕ НАШОЛ МАТОВ)))
Павидло, 25-01-2008 15:36:59
ответ на: флудняк-блудняк [71]
не смог прочетать, но так много пишут гандоны
9271811Тупой Фелосаф, 25-01-2008 15:37:25
Ага, верной дорогой идете товарисчи, скатываемся к Игромании. официальный текст без единого мата? Вы не БАЛЬНЫ КАМРАДЫ?
9271818Тупой Фелосаф, 25-01-2008 15:37:51
Ф 75 - ке, между делом...
9271823МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ, 25-01-2008 15:44:44
Помню сижу в своём павильёнчике на Савеловском, толи поздняя зима была, толи ранняя весна. Вышел сталкер этот. У нас начальница сука, жалко ей бабла на лицуху, привезла нам пиратку. Помню как я этого первого сталкера впарил дедушке с телкой какойто за пятихатку (лицуха 300), аргументировав, что типа новый и бабки положил се в карман, незаписав в кассу.Вот пожалуй все хорошие впечатления связанные с этой игрой. Пришол домой, поставил, сразу заебал однотипный раздражаюший пиздеж - Убери оружие, Убери оружие итп. Чуть чуть поиграв, дашел до какогото места, перестрелка короче. Въебал по кенту с калаша, не по хуйнне он должен был падать. Калаш не травматика нихуя, дырки оставляет дай боже. Хуй наны и после такой наглости и необоснованной сложности на игру был положен хуй.Со временем понял что поступил правильно. Многих захватывет от всяких зон и мистики, а пожалуй единственная игра в 2007 году которая меня вставила, это COd54
9271894флудняк-блудняк, 25-01-2008 15:45:33
ответ на: Павидло [72]
читать допустим нихто никого и не заставляет. но раз уж попыталса и не смог, то гандон по всей видимости у тебя в башке сидит.
9271903МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ, 25-01-2008 15:47:12
кстати на эту пятихатку сразу же в соседнем павильёне был взят кусок достаточно неплохого гашиша и под него, похже вечером был установлен сталкер. Но как сказал фб в 172, "не проникнулся".
9271923я забыл подписацца, асёл, 25-01-2008 15:47:39
ответ на: Аццкий рисовальщеGG [66]
сам прихуел, когда допёрло. но общего впечатления ничуть не портит
9271931Хуякль, 25-01-2008 15:50:03
Два окурка,два чинарика...Срать друг другу помогали?
9271961Pory4ik, 25-01-2008 15:51:25
ответ на: Уибантуз [32]
качать моды имеет смысл хотя бы из дюбопытства, что можно сделать, приложив некоторое количество мозгов, из сыроватого продукта.
9271974Прохожу третий раз с разными модами. Весьма увлекательно
Капитан Залупа, 25-01-2008 15:52:43
Х.У.Я.Л.К.Е.Р-это так, паржать с тупых лагов и ботов.
9271986Нормальная игра(в смысле увлекает) - это Ведьмак.
Кстати когда будет обзор?
Pory4ik, 25-01-2008 16:00:46
ответ на: Cпай [33]
Мальчег, не рассуждайте о материях, в которых не сильны.
9272064Поставьте крайсис и Ваш металлолом взорвётся сам собой, автоматически устранив причину спора.
Пожет, и тебя какой железякой переебёт, долбоёб.
Pory4ik, 25-01-2008 16:02:16
ответ на: Капитан Залупа [81]
У Гриши появился брат
9272083Барадатый толкинист-металист-онемэшнег, 25-01-2008 16:05:25
А чё, эпоха Бояры уже кончилась?
9272128Уибантуз, 25-01-2008 16:08:59
Из текста весь мат убрал я.И что?
9272164хуйпесда, если вам мата не хватает.
Уибантуз, 25-01-2008 16:10:13
ответ на: Барадатый толкинист-металист-онемэшнег [84]
Бояра вечен!
9272175Павидло, 25-01-2008 16:12:57
игры наше фсио!
92721944етырёхлитровая-Канистра-СпЫрта и ист4е адин чил, 25-01-2008 16:27:49
толковый опзор. это на 6 звезд. со всем согласен.
9272311кстати - а вам не кажется странным то что все обзоры и интервью до 2007го года потерты в инете - если и остались гдето - то это уникум.
4етырёхлитровая-Канистра-СпЫрта и ист4е адин чил, 25-01-2008 16:29:38
в чистом небе обесчали новый движок. вот это я реально жду бля. еще два месяца. можно им верить?
92723364етырёхлитровая-Канистра-СпЫрта и ист4е адин чил, 25-01-2008 16:31:47
да и еще не сказано о том что фины блять торопили цгс поджопнеками и просто они не успели все мелочи протестить как это делается в игровой индустрии у норамальных разрабоччиков.
9272353посмотрите в титрах список тестеров КОД4 - я признацца охуел. если эти имена не вымысел - то респект пендосам.
M.V., 25-01-2008 16:58:38
ответ на: Cпай [28]
>короче ждем чего нам высрет Беседа осенью :) кто в теме - в курсе о чем я ;))
9272573Ох, блин, боюсь, Беспесды испоганят великую игру свежими говноидеями...
M.V., 25-01-2008 16:59:44
ответ на: 4етырёхлитровая-Канистра-СпЫрта и ист4е адин чил [89]
>в чистом небе обесчали новый движок. вот это я реально жду бля. еще два месяца. можно им верить?
9272579Разработчикам Ж.Д.А.Л.К.Е.Р.А. - однозначно нельзя.
hellevgen, 25-01-2008 17:12:12
ответ на: 4етырёхлитровая-Канистра-СпЫрта и ист4е адин чил [88]
апзоры альф можно найти достаточно спокойно (хотя бы сдесь www.shadowofstalker.ru)
9272669hellevgen, 25-01-2008 17:13:36
ответ на: 4етырёхлитровая-Канистра-СпЫрта и ист4е адин чил [89]
движок будет тот же, тока графику с физикой подлатают, да может рендер dx10 прикрутят
92726803@лYп, 25-01-2008 17:19:15
бля какое-же говно этот сталкер шопесдец!
927273113, 25-01-2008 17:22:44
ответ на: hellevgen [94]
А какой мод надо ставить чтоб хоть как-то было интересно играть?
9272753Пробовал 2 раза без модов, не могу и всё.. тошнило, стирал нах
Уибантуз, 25-01-2008 17:22:57
ответ на: hellevgen [94]
Евген, что значит "может"?Я стопицот лет назад писал превьюху, когда чистое небо тока объявили.Дирехт 10 будит палюбому. Да и движок обесчали подтянуть основательно.
9272754____
С.Т.А.Л.К.Е.Р - Г.А.В.Н.О !
____
фб, я всигда с интересом читаю твои посты. у тебя в башке пиздец говна. это радует, пиши исчо!
Уибантуз, 25-01-2008 17:26:38
ответ на: M.V. [91]
не ссыте! всо будет заибизь!
9272778Кста, BG3 делают. Есть новый объект для дрочки. PE:T исчо бы кто начал делать. Тока не новую часть(адин хуй из этого ничего толклвого не выйдет), а римейк - с новой графой, спецыфектами. Это фсо что надо этой б/п великой игре.
13, 25-01-2008 17:28:26
100
9272791zabey, 25-01-2008 18:07:54
а я помню году эдак в 2002-2003м на одном из журнальных дисков увидел видео сталкера (тогда еще обливона) там герой прятался в 9-ти этажке, внизу на земле бегали жывотные, закат сменялся ночью, а сам сталкер позиционировался как вольный ветер в поле - мегагектары территории, ИИ жывет своей жизнью, ходи-броди-ищи-думайсам. видео цепануло реально - представил каково сидеть в родной 9тиэтажке с свд, решать либо ночь переждать либо кустами пробираться....
9273188ну кароче купил я себе лицензию... вот сижу сейчас вечерами "ебу и плачю"...