Твердыня
- Читай
- Креативы
- « предыдущий креатив
- следующий креатив »
- случайный креатив
Когда мы подошли к Исаакиевскому собору, пришлось пробираться через грассирующий рой крошечных французских старушек – в куделечках, коротких брючках. Наверное, поэтому, по ассоциации «Франция-католики-бабушка-крест» я рефлекторно положила ладонь на грудь и почувствовала через батист обкатанные столетиями перекладинки.
А может, беспокойное движение руки было вызвано другой причиной – со мной ли знак, символ, без которого не стоит подниматься по мрачным ступеням собора?..
Я топала вверх по бесчисленным ступеням и повторяла про себя: «Верной твердынею православья врезан Исакий в вышине»…
Отстали французские старушки, отстал и запыхался эмигрант, подаривший мне подробный Петербург. А я шла и шла, несла свой крестик, повторяя Гумилева - к венцу неприветливой глыбы, и муравьиные шаги не тревожили гигантское корыто фундамента, утопленного в болотистую почву.
Наверху, обнимая питерский горизонт, я думала о жалкой попытке Москвы обогнать в величии это православное чудовище, я думала о явном проигрыше храма Христа Спасителя, слепленного из родного саянского мрамора, веселого, как пасхальное яйцо.
Мое православие здесь, - думала я, - черное, грубое, языческое, полное тайн и грехов…
Я приняла крещение в 2000-м, в шахтерском городе Шарыпове, где меценат-армянин - ради понтов ли, ради жены-кержачки, ради родного города, продуваемого ветром-хакасом, соорудил собор – самый большой за Уралом. Местный Церетели пригласил в храм залетных журналистов, обвел рукой голые яичные стены, попросил опубликовать счет – денег на отделку не хватило.
Навстречу вышел поп – высокий белокурый мальчик, под стать церкви, юной и стройной. Спасаясь от белой нищеты, от голосов, терявшихся в пустоте, глаза мои искали хоть какое-то свидетельство жизни, работы призрачного храма. Направо, в нише обнаружилась серебряная купель.
- Уже пятнадцать детей крестили. И четверых взрослых, - похвастался мальчик-поп.
- До которого часа вы здесь будете? – деловито спросил кто-то за меня. – У нас поезд в девять вечера.
- Хорошо бы вам успеть до семи, - ничуть не удивился юный священник.
- У меня католический крест. Это ничего?
- Ничего страшного, - улыбнулся поп.
В 19.00 он бережно принял старинный крестик с кровавой эмалевой вставкой, не скрывая любопытства, оценил клеймо итальянского ювелира, и унес на какую-то тайную процедуру.
Строгий крест вернулся ко мне только в конце таинства, видимо, с амнезией, полной потерей 150-летней памяти о римской церкви, о дубовых скамейках костелов, о гладких кружевных ксендзах, о сладких причастиях и горьких исповедях в палисандровую решетку…
Крещение - самый необъяснимый поступок в жизни. Все странно: время и место, легкость, отсутствие обязательств, ведь ничего не изменилось, ничего. Никаких походов на церковные службы, никаких постов, никаких платков на свободной от предрассудков голове.
«Когда умру, поставите крест – на всякий случай» - слышен голос деда, вся судьба которого – полное отрицание Бога, апофеоз страданий и несправедливости.
«Ну, с Богом!» - крестит ушедшего в наркоз больного моя подруга Нина, прежде чем сделать первый надрез. Крестит – на всякий случай.
Бог привел в Шарыповскую юную церковь. На всякий случай.
С православия началась история семьи. Православие прошило эту историю суровой нитью, где-то посредине скатавшейся в тайный, до сих пор неразгаданный узелок. После нежданного сбоя семья стала светской. До того – не выходила за ограду нищих русских церквей. В ней были многодетные, вечно пузатые матушки, библейские младенческие имена, суровые посты, тоскливая провинциальная жизнь от молитвы до молитвы.
Первые имена история подарила в 1824-м - дату рождения прапрапрадеда, Петра Савлова – сына воронежского священника Антония. Похоже, это была очень давняя поповская линия. У Петра Антониева не было альтернативы – семинария, приход, бедная паства, матушка, дети.
1847-й. Февраль. Отец Петр, подгоняемый ветром, спешит домой к матушке, к новорожденному первенцу Илье. Сын, наследник, продолжатель духовной линии – какие могут быть сомнения.
Так оно и выходит – усердие в церковно-приходской школе, отличная учеба в семинарии, и – чудо! – редкий шанс, направление в Киевскую духовную академию за государственный счет. Невыразимая родительская гордость, счастливый случай для сына нищего попа.
1872-й. Киевская каштановая весна. Город благоухает, похож на собор, уставленный зажженными свечами.
У прапрадеда Ильи Петровича первая служба в чине настоятеля Крестовоздвиженского храма на Подоле. В этом же году матушка, Пелагея Полонская-Савлова, дарит отцу Илие сына Александра. И этот мальчик, казалось бы, не имеет причин изменить семейному духовному ремеслу. Все идет по накатанной: школа, блестящие способности – особенно к греческому, латыни, французскому. Затем семинария и академия. Уже традиционный стремительный взлет.
1898-й.
Александр Ильич Савлов на приеме у ректора академии. Выпускник, один из успешнейших студентов, говорит о невозможности продолжения церковной службы.
Старый ректор молча слушает. Он не спрашивает о причинах решения, он задает всего один вопрос: известно ли Александру о последствиях такого шага?
Александру Ильичу известно: 600 рублей надо вернуть в государственную казну. О том, какие это деньги, можно судить по примеру: зарплата царского полковника составляла всего сотню.
Почему прадед это сделал? Что его заставило – извне ли, изнутри выплыл протест? С чем он не смог справиться?
Ума не приложу. Смею только предполагать: дело не в обрушении веры, дело в обрушении церкви.
Рассматриваю фото начала XX века: нервное лицо, высокий лоб с залысинами, острые светлые глаза, строгий сюртук, белый ворот впивается шею, галстух. Это уже не священник – директор киевской гимназии. И неожиданный детский почерк с обратной стороны луны: «Мой дорогой отецъ». Я вижу, как трогательно, высунув язык, подписывает мой маленький дед папину фотографию…
Ума не приложу, почему прадед отказался служить церкви.
Правда, чуть-чуть рассеивается туман через два месяца после катастрофы.
Александр Ильич уже определен преподавателем в одну из киевских гимназий. С таким образованием в старой России, конечно, нет проблем устроиться на службу, но долг висит неподъемный.
Думаю, по этой причине Александр Ильич поступает работать гувернером в дворянскую семью Городиских. Два месяца он проводит в родовом имении высокого военного чина. Его превосходительство всегда вывозит семью на лето из Москвы в теплые малороссийские края. По соседству имение Мусин-Пушкиных, вечера проходят с чаепитиями, вареньем из крыжовника, столичными сплетнями.
Александр Ильич занимается с младшей Городиской французским, латынью, а вечерами беседует со старшей сестрой – черноглазой девушкой, недавно вернувшейся из берлинского пансиона.
Белое платье, бархатная украинская ночь с одуряющим запахом маттиолы, дерзкие звезды слепят глаза.
«Мезальянс!» - прогремел Городиский, узнав о грехе дочери с попом-расстригой.
«Мезальянс!..» - шипели высокие соседи, готовясь к венчанию девушки с гувернером.
«Мезальянс», - твердила прабабушка всю свою трагическую и счастливую семейную жизнь.
«Мезальянс», - говорила она человеку, спасшему ее от пролетарского гнева простецкой фамилией.
«Мезальянс», - рассказывала она нам, внукам и правнукам, безуспешно разыскивая в каждом родовые породистые черты…
Флаг им всем в руки. Если бы не гоголевская грешная украинская ночь, меня не было бы на свете. И если бы не страсть моего прадеда – сильнее греха, сильнее веры, сильнее седьмой заповеди.
Может быть, в этом причина ухода из церкви – у несостоявшегося попа был слишком острый вкус к жизни, к любви, к свободе.
Свободу от ритуальных догм он передал всем нам, своим буйным потомкам. Но вместе с тем, ни Александра Ильича, ни тех, кто был до него, ни тех, кто пришел после – невозможно избавить от добровольного рабства, от жесткой принадлежности к православной твердыне - неотъемлемой части любви к Отечеству. В это рабство погрузились все – даже юная католичка, от которой мне достался строгий крестик. Кусочек мягкого золота с рубиновой вставкой стал последней каплей, последним римским следом в семейной византийской истории… Я стерла этот след, не задумываясь, и ни о чем не жалею.
Прислониться к государству – бесполезная затея для русского человека. Государство многолико, как дьявол.
Искать защиту у церкви – удел то ли самых слабых, то ли самых мудрых. Ни к тем, ни к другим не принадлежу. Кроме того, церковь слишком похожа на государство – все в наличии: законы, назначения, интриги…
Твердыня православья – это даже не вера, это энергия народа, молитвы десятков поколений о хлебе насущном, о милости Божией к большой нелепой стране, родной для тебя и меня.
Православие – это и есть вечность, суровая нить русской истории. Больше уцепиться не за что.
Так я думала на верхней палубе Исаакиевского собора, темной громадины, плывущей черт знает куда, вместе с безумной полуязыческой страной.
Я не чувствовала ни трепета, ни восторга, ни пафоса. Простецкая была мысль: это все мое, крест мой. Никуда с этого корабля не денешься, ход его не изменишь.
У меня сложные отношения с православием, еще не выясненные до конца.
Впрочем, концовка как раз не вызывает сомнений. Как и мой дед, то ли атеист, то ли святой, я скажу своим внукам:
- Заморочки в виде отпеваний и креста на кладбище должны быть обязательно. На всякий случай.
—
Мандала
, 23.02.2009
StarПер, 23-02-2009 16:49:48
ответ на: Галина-галина [628]
>вы вроде о ебле беспокоились или о химзащите?
12867532об ебле пока не беспокоюсь - дело простое...
загнул, отряхнулся и дальше пашол
а вот с химзащитой сложнее - наука блять!
StarПер, 23-02-2009 16:51:09
ответ на: Евгений Староверов [638]
>Виктор Владимирович! Тов. Полковник, снизойдите до червя убогого и нихуя недостойного
12867539куда снизойти-то, гр. Староверов?
изметался уже...
StarПер, 23-02-2009 16:53:39
>Евгений,тебя кстати тоже заносит в сторону русофобии.
12867556>Тлетворное влияние Мандулы ощющаецо-не иначе!
я ебенею с вас...
ну какое может быть в Перми (!!!) "влияние Мандулы" или "русофобия"
ладно бы Владик, или Кенигсберг...
Шпендель., 23-02-2009 16:54:28
Ебануцца а не день.
12867562StarПер, 23-02-2009 16:55:00
>(а что такое "3Б3" вообще даже боюсь спрашивать)
12867566есть версия - "за БЗ" - штатный 2-й тост в авиации
Шпендель., 23-02-2009 16:55:51
Ну хватит уже.
12867573StarПер, 23-02-2009 16:56:04
баба куда-то на улку манит
12867574интересно, получицца или нет?
кто все эти люди, бял?, 23-02-2009 16:56:33
БритниСпирс чуть нипагибло(очень жаль)
12867577Галина-галина, 23-02-2009 16:57:04
ответ на: StarПер [639]
а вот ебля в костюме химзащиты это вообще ФЕЕЙВЕРК
12867582Шпендель., 23-02-2009 16:57:27
Сцуко, чота чуйста юмара потерял.
12867584Эти опять блюют.
Но вроде палехше им как-то.
кто все эти люди, бял?, 23-02-2009 16:57:48
блевалЪ - http://udaff.com/creo/95937.html
12867589Леденящий.Душу.Пиздец, 23-02-2009 16:58:27
23-02-2009 16:42:16 Тараскон из Тартарена [ответить] [+цитировать] [743]
12867591Ответ на: Леденящий.Душу.Пиздец [722]
>НАРОД РУССКИЙ, где же ты???
-----------
здесь.
---------------------
адин русский на вессь сцайт. и тот из Тартарена...
ЭХ ВЫ, Русские Люди, опять всё просрали.
танцевать вам 7-40 ВЕЧНО.
StarПер, 23-02-2009 17:00:44
ответ на: Галина-галина [647]
>а вот ебля в костюме химзащиты это вообще ФЕЕЙВЕРК
12867617меня рас погнали грибы (!) искать в этой хуйне (в виде плаща)
так мне даже это было поперек всево
а уш ебля и вовсе на ум не шла
не слушай никаво и сказок нечитай
Шпендель., 23-02-2009 17:01:23
ответ на: Галина-галина [647]
За ригидроном метнулсо. Аптеко рядом.
12867622"Кирыч, не закладывай". Писдец.
Евгений Староверов, 23-02-2009 17:01:45
Тараскон из Тартарена [ответить] [+цитировать] [751]
12867627Ответ на: Евгений Староверов [746]
Евгений,тебя кстати тоже заносит в сторону русофобии.
Тлетворное влияние Мандулы ощющаецо-не иначе!
Немало я стран перевидел, шагая с винтовкой в руке,
Но не было большей печали, чем жить от тебя вдалеке.
Немало я дум передумал с друзьями в далеком краю,
Но не было большего долга, чем выполнить волю твою.
Пускай утопал я в болотах, пускай замерзал я на льду,
Но если ты скажешь мне слово, я снова все это пройду.
Надежды свои и желанья связал я навеки с тобой,
С твоею суровой и ясной, с твоею завидной судьбой.
Летят перелетные птицы ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны, а я не хочу улетать.
А я остаюся с тобою, родная моя сторона,
Не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна!
это про меня братуха. править поздно. только резать
StarПер, 23-02-2009 17:01:46
ответ на: кто все эти люди, бял? [646]
>БритниСпирс чуть нипагибло(очень жаль)
12867628ставку делал?
StarПер, 23-02-2009 17:02:10
пирикур
12867631Евгений Староверов, 23-02-2009 17:08:56
777
12867687Евгений Староверов, 23-02-2009 17:09:33
семьютри
12867695Галина-галина, 23-02-2009 17:11:12
ответ на: StarПер [651]
хуйня, я в нем первую помощь оказывала, в жопу раненому дезертиру
12867713Евгений Староверов, 23-02-2009 17:11:27
777
12867714Евгений Староверов, 23-02-2009 17:11:45
777777777
12867715Евгений Староверов, 23-02-2009 17:12:04
нк
12867718Евгений Староверов, 23-02-2009 17:15:31
ебать. я сегодня взял
12867752444
555
666
777
Мастер Лю, 23-02-2009 17:16:24
Как то скушно
12867761маня хомякова, 23-02-2009 17:22:27
прочитала название
12867804думала про хуй
обозналась
Мастер Лю, 23-02-2009 17:24:09
Пердыня
12867817Евгений Староверов, 23-02-2009 17:24:13
Тараскон из Тартарена [ответить] [+цитировать] [780]
12867818Ответ на: Евгений Староверов [778]
>ебать. я сегодня взял
>444
>555
>666
>777
-----------
наханье-это такая безполезная поебень,что ей и не стоит гордица.напрасно прожытые годы.Согласен,Евгений?
угу. самый тпой спорт
Мастер Лю [ответить] [+цитировать] [779]
Как то скушно
это потому что трезвые
Непьющий Лаовай, 23-02-2009 17:24:46
ответ на: Евгений Староверов [661]
>нк
12867823ой как стыдно за Е.Староверова
Мандала, 23-02-2009 17:26:37
че тут? Идите под Анну Аркан - вам там самое место
12867832Евгений Староверов, 23-02-2009 17:26:57
Непьющий Лаовай [ответить] [+цитировать] [784]
12867835Ответ на: Евгений Староверов [777]
>нк
ой как стыдно за Е.Староверова
прекратите. я уже со стыда сгорел на 78%. хотите чтобы весь сгорел, добивайте гады
мне пить нельзяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
Мастер Лю, 23-02-2009 17:27:19
А вот и не трезвые уже, хоть и на работе, а вискаря насадили ужо. С праздником, земляк
12867838StarПер, 23-02-2009 17:48:27
>братуха,русофобия - суть не географическое.
12867990>рекомендую Шафаревича к прочтению-МАЛЫЙ НАРОД.
четал я этава типа матиматека...
нкакое учение с любова запада дальше Мск не диффундирует
с востока - до Хабары недотянет
StarПер, 23-02-2009 17:51:42
ответ на: Галина-галина [658]
>хуйня, я в нем первую помощь оказывала, в жопу раненому дезертиру
12868005зачем?
пущай несет свой крест
мой вот кореш ранил в жопу дембеля, да так ловко, что слегонца ачько ему надорвал и отстрелил хвост.
с дистанции метров 100 (!!!)
Мыкола Ковбасюк, 23-02-2009 17:55:59
почему то ничего нету про еблю с престарелыми кавказскими мужчинками
12868031паходу теперь они манадле предпочитают горных коз
буагага
Евгений Староверов, 23-02-2009 18:00:21
Мастер Лю [ответить] [+цитировать] [787]
12868072А вот и не трезвые уже, хоть и на работе, а вискаря насадили ужо. С праздником, земляк
Ютел суки! На мыло!!! Выбрасывает из сети только в путь
С праздником братуха!
Jedem das seine, 23-02-2009 18:51:47
Это про что? Про утренний стояк?
12868516Барабашкина(АУК), 23-02-2009 19:45:28
очень душевно. я тоже не люблю Исакий за мрачность, только сверху вид красивый
12869068Датый Туташхиа, 23-02-2009 21:52:41
Ваще Питер не люблю. Мрачный город. Архитектоника - зачет, но, это ничто!
12870326vova53, 23-02-2009 23:08:47
Бабушке устроил отпевание,по собственному почину.
12871107А для себя не чувствую нужды
vova53, 23-02-2009 23:15:07
о дубовых скамейках костелов, о гладких кружевных ксендзах, о сладких причастиях и горьких исповедях в палисандровую решетку...
12871158зачотно.Фспомнился В.Высоцкий в Дон Жуане
vova53, 23-02-2009 23:17:35
Исакий больше понравился зимой
12871182vova53, 23-02-2009 23:18:20
а ваще 800 уже
12871189Беня, 24-02-2009 00:49:56
Хвалить Мандулу уже неприлично, а ругать - язык не повернется. По теме: наверное, в любой семейной истории есть предание о каком-нибудь пра-пра и т.д., который нарушил привычное течение событий, традицию, и сделал нечто из ряда вон. Причем, что интересно, с положительным результатом.
12871669А вы не задумывались о том, почему таких историй с отрицательным результатом нет в семейных преданиях?
Щяпиро, 24-02-2009 08:38:17
Ясно одно. Мандалка в творческом, и скорее не только, кризисе. Регрессия видна даже нескушённому втыкателю. Отсюда и подсознательный уход к корням (или что там ещё) с которыми в принципе ничто уже больше не связывает. Типа прошлое та последняя соломинка котрая поможет понять и переосмыслить настоящее. Здравствуй климакс. Читал и всё ждал, - когда про репрессировынных трёп пойдёт. Где вы несчастные дети Арбата?! Напрягся даже как-то когда читал. На этотраз пронесло, а вот про Гумилёва как всегда - не пришей к маде рукафф. Зачем страштвается бумазель марать.
12872505Никодимыч, 24-02-2009 11:25:00
Понял тебя, мондола. Сам такой.
12873840Только твой пафос, твоя надрывность, твоя психология человека, который в детстве был лишен ласки и доброты - прямо прет, сил нет.
Фрунзе, 24-02-2009 15:06:14
В который раз задаюсь вопросом: дрочит ли Мандала перед зеркалом?
12875795Читать эти славословия про себя, любимую, выше моих сил
dog kiss, 28-02-2009 09:18:26
христиане-предатели веры предков Горите в огне со сВоими святынями
12912567crock, 03-03-2009 13:38:07
чо-то как-то вяло.
12941417неиниргично как-то.
непонятно нас мандала с 23-м фивралём оздравила. низачотно.
мы ее тогже с 8м мартом паздравим.
надо запесать где ни то. а то забуду.
Йуджын, 25-03-2009 11:24:42
каг чудесно ты пишежь!
13158310открыл недавно твои крео для себя!