Сегодня я хочу рассказать, как пишется икона, в частности – Спас. Ведь сегодня - Рождественский вечер, про какую же икону говорить? На Руси известно шесть основных иконографических типов икон Спасителя. Они пришли к нам из Византии в ХII веке.
Спас Эммануил («С нами Бог») хранится в государственном музее Палеха. Палехские иконы отличаются солнечными тонами – веками там отрабатывались способы передать теплое сияние, заставить доску светиться. Палехская школа при письме часто использует золото и серебро – тваренное и сусальное. «Тварить» - создавать, делать, растирать. Настоящий иконописец сам растирает пигменты. Это выполняется на стекле с помощью специальной «печати» - «куранта». Краски замешиваются на яичной эмульсии. Такая темпера не выцветает сотни лет.
Вначале выбирается доска. Традиционно – липовая или сосновая. Если повезет, и получилось достать дубовую – замечательно. Такая, практически, не гнется и не трескается.
Потом варится костный клей, и поверхность пропитывается. Больше ценится «рыбий» - сделанный из хряща осетра. Но он иногда трескается. Мне нравится мездровый, или обычный желатин. Наверное, раньше просто отходов от рыбного промысла было много – в рыболовных районах этим осетром собак кормили, плавники да хрящи вообще некуда девать было. А сейчас – баночка «выварки» трешник стоит, круто…
На доску наклеивается холст – «паволока».
Потом все грунтуется. Грунт – тоже специальный, делается на основе клея и мела, иногда добавляют разрыхлитель. Накладывают тонкими слоями и просушивают, слоев – около двадцати. Получается белое покрытие, которое называется ЛЕВКАС. Его шлифуют.
Левкас иногда, застывая, выгибает доску «колесом». Именно для того, чтобы икону не перекосило, сзади делают специальные шпонки – «ребра жесткости». Дерево сохнет пять – шесть лет, поэтому лучше их не обрезать. Периодически – раз в полгода – шпонки подбивают. А вот когда все окончательно «усядет» - можно и отпилить.
И левкас, и готовые «разведенные натуральные краски» продаются в специализированных магазинах. В 99% это – химия. Что-то вроде сублимированной лапши – «как бы еда», но лучше такое не использовать, на самом деле это – обман.
Перед началом с иконы, по которой делается СПИСОК – копия, снимается на кальку ПРОРИСЬ. Ее используют в дальнейшей работе.
Традиционно на Руси лики пишут «наоборот», от темного к светлому - вначале наносят САНКИРЬ. У каждого мастера рецепт состава свой. Рублев, например, делал колер «в зелень» - цвета старой бронзы. Потом – РОСКРЫШЬ, ДВИЖКИ, ОХРЕНИЕ, СПЛАВКА, БЛИКИ…
В сети есть много сайтов, на которых предлагают «иконы, написанные по русским канонам». На веб-страницах для пущей наглядности – иллюстрации: цех, мастера, мольберты… На самом деле на мольбертах иконы не пишут, краска стечет. В XV – XVI веках писали ПЛАВЬЮ – темпера разводилась жидко, как акварель, и накладывалась слоями. Икона лежит на столе, причем выравнивают стол строго горизонтально – малейший наклон при работе даст себя знать.
А на мольбертах пишут маслом, это «фряжкская» живопись, «от слова «варяг». Она в XVIII веке к нам пришла, как академическое письмо. В одном московском храме я видел работу Васнецова: Святая княгиня Ольга. Завораживает. Но это не икона, это скорее – окно в другую реальность. Знаю, сейчас лики еще иногда акрилом рисуют. Цвета сочные, яркие. Как со временем ведут себя такие краски пока не известно – им лет двадцать всего.
Надпись делается в последний момент. Считается, что с этого мгновенья икона оживает, становится святыней, и править ее нельзя. После этого идет финальная обработка – пропитка маслом (лично мне нравится не льняное, а сафлоровое) и покрытие лаком.
Обратную сторону полируют – пчелиный воск растворяют скипидаром, и натирают получившейся смесью дерево. Сделанная таким способом икона живет 300 – 400 лет.
Имя автора или название мастерской на иконе не ставится. Она ведь – для разговора с Богом.
Что иконопись для меня? Занимался сюром, барыжил абстакцией, разрисовывал голых девочек в ночных клубах, вел боди-арт шоу. Это весело и бабки… Но ведь хочется, чтобы осталось что-то светлое. Пусть даже без твоего имени – спустя много лет. Заработок? Да, конечно, это тоже. Когда могу себе позволить – дарю. Материалы стоят недешево, и на работу уходит одна – две недели. Но это – одно из любимых занятий, для души.
Желаю православным – тепла и света. Атеистам – материального достатка и поверить хоть во что-то хорошее. Жить, не веря, нельзя. И тем и другим – счастья.
С Рождеством вас Христовым!
ocha83, 06-01-2012 16:06:56
и меня тоже
19680388ocha83, 06-01-2012 16:07:48
ответ на: Мамапивобуду [14]
сто лет так не смеялся.
19680391ocha83, 06-01-2012 16:09:08
какого именно бога богохульники? если еврейского - тогда ничего страшного
19680395ocha83, 06-01-2012 16:09:20
В стопятидесятке
19680397ocha83, 06-01-2012 16:11:18
Походу, свечки от геммороя
19680406Диоген Бочкотарный, 06-01-2012 16:19:36
ответ на: Cемеренко [91]
А ЕЩЁ ОН ЗАМЕСТО ХОЛСТА НАТЯНУЛ КАКУЮ-ТО МЕШКОВИНУ ( ДА ЕЩЁ И С ДЕФЕКТОМ НА ВИДНОМ МЕСТЕ) , ПРИЧЁМ КРИВО...........
19680427не девачка (с мАсквы), 06-01-2012 20:12:39
тгавец.
19681401ты урод.
жаждущий внимания, погрязший в самолюбовании, дрочащий на себя даже при написании "икон", оскверняющий веру тех, кто верит.
блядь ты и потаскуха стоящая раком за алтарём, и прикрывшая разъёбанное очко писанием. .
и любая шлюха с трассы чище тебя и ближе царствию небесному.
сжечь тебя и эти кухонные доски бесталанно размалёванные.
Плавильный Горшок, 06-01-2012 21:00:25
Икона, это, конечно, праизведение искусства. Но! Кто-та сравнивал их с идолопоклонничеством! И, я думаю, в чем-то был прав. Нам с жаной онажды падарили икону. бальшую такую. И патом человек стал врагом. А раньше я думал про него, что просто идиот
19681686Плавильный Горшок, 06-01-2012 21:00:25
Икона, это, конечно, праизведение искусства. Но! Кто-та сравнивал их с идолопоклонничеством! И, я думаю, в чем-то был прав. Нам с жаной онажды падарили икону. бальшую такую. И патом человек стал врагом. А раньше я думал про него, что просто идиот
19681688Плавильный Горшок, 06-01-2012 21:03:57
прошу прощения, случайно захуярил два раза. йота, блядь
19681706Плавильный Горшок, 06-01-2012 21:39:38
ответ на: не девачка(с мАсквы) [136]
Согласен. хуже нет праведников. Ибо их нет и не может быть в нашем мире. АМИНЬ
19681879Плавильный Горшок, 06-01-2012 21:50:53
ответ на: Диоген Бочкотарный [123]
"Нет, я понимаю, что иконопись- это часть русской культуры, и. т. п. , но не лучшая отнюдь." (с).
19681942Единственная часть русской культуры, да и то весьма убогая, не считая Достоевского и писателей соцреализма
Плавильный Горшок, 06-01-2012 21:54:21
ответ на: ocha83 [128]
Вспомни старую поговорку староверов: "Церковь не бревназ, а ребрах"
19681972Плавильный Горшок, 06-01-2012 21:58:53
"Они пришли к нам из Византии в ХII веке". Византия, камрад, была средоточием предательства, зла и гордыни. Пачитай ее историю. друг друга мачили, что яебу Так что, не стоит ие упоминать в свете святительства древнеруссих икон
19681999Плавильный Горшок, 06-01-2012 22:03:31
Иконы на акриле. как они себя поведут. Иконы, автор, могут быть даже на газетной бумаге.
19682028Плавильный Горшок, 06-01-2012 22:20:48
Автор понял всю мерзость и грехопадение, имеющих место быть в своих прошлых занятиях.
19682151Апачи, 06-01-2012 22:23:02
ответ на: Диоген Бочкотарный [123]
>Привет, камрад.
19682166> Что Бога нет ни хуя, дошёл своим умом- где доказательства????? ( и не надо, повторяю, не надо пиздеть, что это вопрос для второго класса ёбаной церковноприходской школы, и. т. п. и что я долбоёб и не знаю на него ответа.)
>
>Я ежели чего, с православными подискутировал немало, разъебу любого.
>
>Чёрный квадрат- это просто чёрный квадрат, никакого сакрального смысла в нём не усматриваю и произведением исскуства не считаю, ибо хуйня полная.
>
>Касаемо икон- пишутся по канону, потому с худож. точки зрения неинтересны.
> Знавал я одного иконописца- обычный был христианин, то есть пиздел про Бога, а сам пил, гулял и всячески прелюбодействовал не хуже других.....
>
>Христиане- в особенности православные- они примерно все такие.
>
>Кстате, иконопись я для себя не открывал никогда, потому как не интересует в принципе, предпочитаю Дали, Да Винчи, Фр. Гойю, ну то есть живопись, а не эти унылые изделия......
> Нет, я понимаю, что иконопись- это часть русской культуры, и. т. п. , но не лучшая отнюдь.
На редкость унылый у тебя высер. Я ж тибе пример привел: приехал совершенно посторнний авторитет и вдруг открыл для себя новое явление живописи - Русскую Икону. Значит увидел многое, а за ним и другие. Далее. Раз ничего не панемаешь в иконе - чего лезеш судить? Там гениальность великих мастеров (как Рублев) как раз в способности преодолеть рамки канона талантом. Икона сильна именно силой своего духовного воздействия на человека, через прекрасное открывающего его душу. Для атеистов скажу проще - силой эстетического воздействия.
Кстати, русская церковная архитектура играет ту же роль. Вспомни храм Покрова на Нерли.
Что касается веры, то это, конечно, дело индивидуальное. Я вон был закоренелым атеистом, даже в гипноз не верил. Но повидал такое, что поверил. Когда ты зримо убеждаешься, что на земле есть Добро и Зло, ты должен сделать выбор - на чьей ты стороне. Ты никогда так не ставил вопрос? А ты поставь. И учти, что Дьявол - это реальность. Тогда тебе будет не так смешно.
И если ты против Бога, то очень может быть, ты уже на другой стороне. Это все не шутки, а очень серьезные вещи.
А то, что пьют-гуляют - "несть бо человека, жив был и не согрешил". (с) А Церковь стоит теми, кто не пьет и не гуляет, так что не фиг тут.
Апачи, 06-01-2012 22:24:08
ответ на: Диоген Бочкотарный [123]
Да! Превед! И с Праздником!
19682171Апачи, 06-01-2012 22:25:19
ответ на: Плавильный Горшок [143]
>"Они пришли к нам из Византии в ХII веке". Византия, камрад, была средоточием предательства, зла и гордыни. Пачитай ее историю. друг друга мачили, что яебу Так что, не стоит ие упоминать в свете святительства древнеруссих икон
19682187Осталось только узнать, откуда пришла икона на Русь.
Плавильный Горшок, 06-01-2012 22:30:00
ответ на: Апачи [146]
С Праэднеком! Церковь стоит как раз теми, кто убивал, резал, обманывал, а потом безудержно каялся.
19682217Плавильный Горшок, 06-01-2012 22:31:00
ответ на: Апачи [148]
Дак из нее же и пришла. Откуда-то еще,еба
19682230Атеист, 06-01-2012 22:40:04
Так так, про меня есть, зачот.
19682291Плавильный Горшок, 06-01-2012 22:40:39
ответ на: Апачи [146]
Каноны ломать - это, конечно, заебись и почетно. Но вот ты видал рисунки Гойи? Чем они хуже икон? Добро и Зло - в каждом. И гойины проекты -иллюстрация к этому
19682299Атеист, 06-01-2012 22:46:35
Кстати о черном квадрате. Это еврейская мутка такая была. Они не закрашивали квадрат (размером локоть на локоть) у входа в жилище, типа метка где живут "свои". Один поц намалевал картину, свои заценили подъебку гоям, дали шнобеля. А гои усираеца: ляпотааа
19682334фтопку квадрат
Плавильный Горшок, 06-01-2012 22:54:34
ответ на: Атеист [153]
Черным квадратом, или красным, хуй егознает, походу просто гоев разводили на бабки
19682375Плавильный Горшок, 06-01-2012 22:56:52
Однако, мы со Спаса Нерукотворного как то на Черный квадрат перескочили. Грех нам.
19682391Михрюк, 06-01-2012 23:04:26
Афтар, низнаю, пачиму ты выбрал этот рисурс, но скажу- мне было интересна...
19682426Апачи, 07-01-2012 02:21:30
ответ на: Плавильный Горшок [149]
>С Праэднеком! Церковь стоит как раз теми, кто убивал, резал, обманывал, а потом безудержно каялся.
19683127По старинке на православных вешают грехи католиков и протестантов.
А у нас те, кто был против Церкви как-то так крови пролили и натворили всякого побольше.
Кстати, разбойники рассматривалсиь в старое время не только как собственно уголовники, но и как богоотступники. Правда, с шансом покаяться.
На Западе, где формальный подход рулит, пираты потому и были известными богохульниками, што реально рассматривались как отступники.
Апачи, 07-01-2012 02:22:08
ответ на: Плавильный Горшок [149]
С Праздником!
19683128Апачи, 07-01-2012 02:23:59
ответ на: Плавильный Горшок [152]
>Каноны ломать - это, конечно, заебись и почетно. Но вот ты видал рисунки Гойи? Чем они хуже икон? Добро и Зло - в каждом. И гойины проекты -иллюстрация к этому
19683134Не ломать, а преодолевать, т.е. создавать новые шедевры в рамках канона.
Ты что сравниваешь? Икона и работы Гойи - суть разные явления как в духовном плане, так и в искусствоведческом.
Плавильный Горшок, 07-01-2012 02:43:59
ответ на: Апачи [158]
Спасибо! Бум ждать Воскресения! Я к тому, что христианство приветствует раскаявшихся грешников, а праведники по жизни ей и вовсе как бы ни к чему.
19683166Плавильный Горшок, 07-01-2012 02:49:38
ответ на: Апачи [157]
У сэра Дрейка тоже был шанс покаяться. Который он с успехом, и, вполне легально, использовал
19683177Плавильный Горшок, 07-01-2012 03:05:12
ответ на: Апачи [120]
Интересная информация. Насчет открытия Матиссом иконы. Спасибо. Почитаю. Передвижники его, ясный хуй, вдохновить не могли. Ибо их картины могли бы быть его прямыми конкурентами на худрынке. Да и были
19683207Мина_ис_Кина, 07-01-2012 05:05:43
ответ на: Апачи [146]
Апачи, а почему зло и дьявол пишутся с большой буквы?
19683423Просто имена собственные или что-то еще?
Диоген Бочкотарный, 07-01-2012 09:18:14
ответ на: Плавильный Горшок [141]
Не, ну у нас с культурой всё в порядек: я бы вот как раз соцреализм ф топку засунул ибо кал.
19683665А ещё у нас есть Чайковский ( хоть и ахтунг), Репин, Верещагин, Пушкин, наконец.......
Диоген Бочкотарный, 07-01-2012 09:21:10
ответ на: Плавильный Горшок [149]
+100500 , несомненно.....
19683670Раньше все ходили в церковь, в особенности в Гейропе ( иначе- костёр), но это не малейшим образом не мешало воевать, воровать и убивать.
Диоген Бочкотарный, 07-01-2012 09:25:44
ответ на: Апачи [147]
Угу, с празднегом.
19683684Вчерась сходил на литургию ( первый раз в жизни) в наш городской новый храм.
Аццский аццстой, может, даже отчод напишу.
Диоген Бочкотарный, 07-01-2012 10:20:59
ответ на: Апачи [146]
Камрад, ну при чём тут Матисс? Не бог весть какой авторитет, ну высказал мнение, молодец...
19683898Кстате, иконы Рублёва действительно впечатляют- у него была своя техника узнаваемая, глаза побольше он писал и сами иконы как-то контрастнее, что ли.
По части архитектуры ( а я и архитектуру изучал также, ога) православный храм по канону представляет собой несколько нефов, перекрещённых между собой....
Но, поскольку это сложно, сейчас строят попроще......
Мне больше нравится Исакий.
Теперь о Боге.
Что ты называешь Богом????
Седовласый старец на небесах?
Бесплотное воплощение Добра и Любви?
Физическое взаимодействие, не дающее электрона упасть на ядро атома?
Я отрицаю бога, про которого врут в Библии.
Впрочем, не один я........
Большинство православных тоже очень остро реагируют, когда им пеняешь, что они верят в иудейского пророка......
Они говорят: мы, мол верим в другого бога.......А в какого, грю? Они: а в вот такого, другого!!!!
Большинство православных не читали Библию, и не имеют элементарных знаний о религии, которую якобы исповедуют....
Мне больше по душе научный подход......
То есть: сначала нужно решить вопрос, что мы называем Богом.
А большинство верит так:
В кабинет вошла сгорбившаяся старушка.
- Рассказывай, бабушка.
- О чем, Батюшка.
- Как жила, что делала.
- Жила как все. С малолетства работала по людям, семья у отца большая была, надо было помогать сестренок-братишек кормить. Потом Бог послал мне моего Ванюшку. Жили мы с ним душа в душу, двоих сыновей я ему родила, а потом – война, и Ванюшки не стало. Сыновей уж я одна «поднимала». В колхозе от зари до зари работали, а на домашние дела ночь оставалась. Выросли сыновья, в город уехали. Жалко вот внучков так и не повидала….
- А в Бога ты веровала?
- А как же, Батюшка, конечно верила. У меня дома и икона, и лампадка. Затеплю ее и молюсь за Ванюшку моего, за сынов, за внучков, за соседей…..
- А за себя молилась?
- А чего мне за себя молиться? Что Бог даст….
- А как же ты молилась, если молитв не знаешь?
- А у меня книжка есть «божественная».
- Так ты же не грамотная!
- Ну и что? Я книжку то раскрою, и мне там все понятно.
- Хм…, - усмехнулся Господь Бог. – Ладно, ответь Мне еще на такой вопрос, какого ты вероисповедания?
- Не знаю, Батюшка, - испугалась старушка. – У нас церквей на сто верст в округе не было.
- Ступай, мать, – сказал Господь. – Уф, полегчало….
ocha83, 07-01-2012 12:36:30
ответ на: Плавильный Горшок [142]
Хорошая поговорка, а я и не знал. Ну, буду знать.Кстати, вот ей подтверждениеhttp://www.perunica.ru/raznoe/5369-rusaki-na-alyaske.html
19684261ocha83, 07-01-2012 12:39:57
ответ на: Диоген Бочкотарный [166]
Пеши отчот про папофф. Будет интересно узнать.
19684265Диоген Бочкотарный, 07-01-2012 22:32:02
ответ на: Апачи [146]
Кстате, вождь, я на досуге загуглил Матисса-картины евонные полное гавно, обычно такое относят к " наивному" искусству......
19686726Нет, я понимаю, кто я и кто он, и. т. п. ( дабы не быть уличённым в гордыне)
Но, повторяю- моё мнение-такое легко может нарисовать любое мало- мальски способное дитё из художественной школы.
Так что хуёвый из него авторитет.
nemitiy garri, 08-01-2012 00:50:29
автор маладец.
19687447остальным напомню - в окопах атеистов не бывает...
vova53, 08-01-2012 09:15:31
ответ на: Диоген Бочкотарный [167]
Я таких старушкав встречал,одна ещё жива
19687986n.s.leonov, 08-01-2012 13:52:31
угу .. жуя
19688913n.s.leonov, 08-01-2012 13:54:45
ответ на: ocha83 [169]
..жуя
19688923+1. редискин
n.s.leonov, 08-01-2012 13:58:09
ответ на: Диоген Бочкотарный [167]
хитектуру? а "боги"..
19688941дасвиданья, товарищ
команданте янкам-в-дудль, 09-01-2012 15:00:26
Православных с наступившим Рождеством Христовым!
19693869ну а тем, кто тут гавном хлещет, напомню - каждому да воздастся по вере его...
Старичюля, 09-01-2012 23:16:43
здаёцо мне. што афтар-реткое говно
19696268Бенц, 10-01-2012 22:18:40
Прочел с интересом. И порадовался, заебали эти нудные рефрены шишки, пиво, водяра.
19700798тварец, 15-01-2012 15:42:24
когда засылал, подумал - если хотя бы два человека поймут, значит стоило того
19723867оказывается, светлых людей здесь гораздо больше
спасибо, камрады