С чего это вдруг я взял, да и вывалил на Удафф инфу, казалось бы, настолько далёкую от формата?
Да вот, некоторое время назад затронули мы эту тему в диалоге с одним из камрадов и решили, а ведь и многим другим тоже может быть небезынтересна история и корни авангарда не только в литературе, но и других видах искусства, в частности, в музыке. Конечно же, это касается тех, кому не знакома затрагиваемая мной тематика.
Итак, Антон фон Веберн (03.12.1883 – 15.09.1945). Пересказывать его биографию и творческий путь, думаю, смысла не имеет. Каждый, кому интересно, без проблем сможет найти всё это в Сети.
Ученик и последователь создателя «атональной» школы Арнольда Шёнберга, австрийский композитор Антон фон Веберн стал основным теоретиком и пропагандистом додекафонной и серийной техник музыкальной композиции, доведя их принципы до крайних форм выражения. Всё его творческое наследие, обозначенное 31 номером opus’ов, уместилось всего-то на 4 виниловых пластинках. В профессиональной среде музыкантов считается наиболее последовательным представителем «нововенской школы» из великой троицы композиторов: Шёнберг – Веберн – Берг, и именно его произведения признаются наиболее интересными по своему музыкальному содержанию.
Кроме того, Веберн известен как автор музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла лекций «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960 году (если интересно, а это, действительно, интересно, могу дать ссылку). «Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления» (Википедия).
Творчество Веберна во многом определило направление развития послевоенного музыкального авангарда и оказало огромное влияние на творчество современных композиторов-авангардистов, включая Стравинского, Булеза, Штокхаузена, Лигети на Западе, а также Денисова, Шнитке, Губайдулину и многих других в России.
И. кстати, в истории искусства имело место прямое пересечение литературы и музыки в теоретической области, касавшееся именно додекафонной техники. Я имею в виду скандал, связанный с выходом в свет романа Томаса Манна «Доктор Фаустус», а именно, с некоторыми особенностями его содержания. Чтобы замять его, Томас Манн вынужден был добавить к тексту романа следующую финальную ремарку, без которой с тех пор и поныне роман не издавался:
«Нелишне уведомить читателя, что манера музыкальной композиции, о которой говорится в главе XXII, так называемая двенадцатизвуковая, или серийная, техника в действительности является духовной собственностью современного композитора и теоретика Арнольда Шёнберга и в некоей идеальной связи соотнесена мною с личностью вымышленного музыканта — трагическим героем моего романа. Да и вообще многими своими подробностями музыкально-теоретические разделы этой книги обязаны учению Шенберга о гармонии». Томас Манн.
Наконец, магический квадрат, читающийся одинаково в любую сторону от буквы «S» и характеризующий, по мнению А. фон Веберна, в том числе, и модификации форм в музыкальной композиции:
S A T O R
A R E P O
T E N E T
O P E R A
R O T A S
Ну и, соответственно, в качестве иллюстрации к сказанному привожу яркий пример додекафонной техники композиции - одно из самых кратких произведений А.фон Веберна opus № 5 фрагмент 3:
и ещё, чтобы не так кисло было – 6-голосный "Ричеркар" из "Музыкального Приношения" И.С.Баха в оркестровой раскладке Веберна (моё любимое музыкальное произведение из всей истории музыки):
" - Ну, а я - человек простой. Занимаюсь в свободные дни теорией музыки. Кстати, что вы думаете о политональных наложениях у Бриттена?
До этого Буш молчал. Но тут его лицо внезапно исказилось. Он коротко и твердо произнес: - Идем отсюда!
Цуриков и его коллеги растерянно глядели нам вслед.
Мы вышли на улицу. Буш разразился гневным монологом:
- Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то блядские политональные наложения! Короче, поехали домой!.." (с) - ну очень напомнило...
Я знаю этот факт, он выходил ночью со свечой, и солдат выстрелил на свет. Но мой обзор совсем краткий, для ознакомительных целей, поэтому и отсутствуют многие факты. Как я и написал, если кому интересна эта тематика, в Сети полно инфы.
Я бы с удовольствием, но всего не охватишь. Мои интересы в области авангарда, правда, особое место занимает и И.С.Бах. Вот, о нём-то я планирую дать довольно интересную, на мой взгляд, инфу.
Нащёт ближе, трудно сказать, поскольку Веберн исключительно жёстко придерживался упомянутых техник композиции. И подобный формализм, пожалуй, в дальнейшем мало кто соблюдал. Самая его главная заслуга, как я считаю, в том, что он показал (точнее, они - нововенская школа), что в композиции можно следовать не только устоявшимся тональным связям. И дальше каждый искал что-то своё, индивидуальное (и я, в том числе:). А из упомянутых личностей ближе, наверное, Денисов. А, кстати, Штокхаузен баловался так называемой стохастической музыком, т.е. музыкой на основе теории вероятностей.
Удав, 31-05-2010 10:09:24
Отлично.
16348610ЖеЛе, 31-05-2010 10:09:54
чисто нахнуть зашол...
16348613Славег-Алкаш, 31-05-2010 10:22:37
Между прочим,Антон Веберн трагически погиб-вечером вышел на крыльцо покурить и был случайно застрелен американским солдатом.
16348650ebundos, 31-05-2010 10:29:26
Чета музыка не фключаеца
16348686ЖеЛе, 31-05-2010 10:44:15
" - Ну, а я - человек простой. Занимаюсь в свободные дни теорией музыки. Кстати, что вы думаете о политональных наложениях у Бриттена?
16348762До этого Буш молчал. Но тут его лицо внезапно исказилось. Он коротко и твердо произнес: - Идем отсюда!
Цуриков и его коллеги растерянно глядели нам вслед.
Мы вышли на улицу. Буш разразился гневным монологом:
- Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то блядские политональные наложения! Короче, поехали домой!.." (с) - ну очень напомнило...
geros, 31-05-2010 10:45:25
ответ на: ebundos [4]
Я знаю этот факт, он выходил ночью со свечой, и солдат выстрелил на свет. Но мой обзор совсем краткий, для ознакомительных целей, поэтому и отсутствуют многие факты. Как я и написал, если кому интересна эта тематика, в Сети полно инфы.
16348771geros, 31-05-2010 10:46:35
ответ на: ЖеЛе [5]
Довлатов чё ли?
16348780Who Янсон, 31-05-2010 10:50:57
Уже каментил. Вспоминал по этому поводу моего любимого Пендерецкого и не менее любимого Фрэнка Заппу.
16348815Фрэнк Заппа просто идеологически близок удаффкому.
geros, 31-05-2010 11:05:33
ответ на: Who Янсон [8]
Привет! Чуть позже сделаю подборку на "Музыкальное приношение" Баха. А потом и до Gentle Giant, глядишь, руки дойдут.
16348932ЖеЛе, 31-05-2010 11:13:29
ответ на: geros [7]
угу... компромисс..
16349008Славег-Алкаш, 31-05-2010 11:40:08
ответ на: ЖеЛе [5]
ыыы поплыли муды по глыбкой воды...вот тебе и пьянки-хуянки!
16349179ЖеЛе, 31-05-2010 11:44:41
ответ на: Славег-Алкаш [11]
гугугу...
16349209да... мастер был...
Necro савец, 31-05-2010 21:37:36
Интересно. Пиши исчо. Я бы прочитал про неизвестных итальянских композиторов эпохи Вивальди и Альбинони.
16353690geros, 31-05-2010 21:41:06
ответ на: Necro савец [13]
Я бы с удовольствием, но всего не охватишь. Мои интересы в области авангарда, правда, особое место занимает и И.С.Бах. Вот, о нём-то я планирую дать довольно интересную, на мой взгляд, инфу.
16353727Птиц Малчун, 31-05-2010 22:00:40
Шнитке и Денисов - хуй пойми чего.
16353901Губайдулину слушать можно.
А Веберна не слышал никогда, и думаю, творчество кого из вышеперечисленных ближе к нему?
geros, 31-05-2010 22:40:55
ответ на: Птиц Малчун [15]
Нащёт ближе, трудно сказать, поскольку Веберн исключительно жёстко придерживался упомянутых техник композиции. И подобный формализм, пожалуй, в дальнейшем мало кто соблюдал. Самая его главная заслуга, как я считаю, в том, что он показал (точнее, они - нововенская школа), что в композиции можно следовать не только устоявшимся тональным связям. И дальше каждый искал что-то своё, индивидуальное (и я, в том числе:). А из упомянутых личностей ближе, наверное, Денисов. А, кстати, Штокхаузен баловался так называемой стохастической музыком, т.е. музыкой на основе теории вероятностей.
16354233Ъ, 03-06-2010 10:22:27
16370082cнег, 03-06-2010 13:58:50
да это же прекрасно
16371328cнег, 03-06-2010 13:59:32
ответ на: cнег [18]
сейчас же напишу про последний альбом Федорова
16371334geros, 03-06-2010 21:57:54
ответ на: cнег [19]
Рад, что поспособствовал благому делу.
16374097