Этот сайт сделан для настоящих падонков.
Те, кому не нравяцца слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти нахуй. Остальные пруцца!
geros :: Антон фон Веберн
С чего это вдруг я взял, да и вывалил на Удафф инфу, казалось бы, настолько далёкую от формата?
Да вот, некоторое время назад затронули мы эту тему в диалоге с одним из камрадов и решили, а ведь и многим другим тоже может быть небезынтересна история и корни авангарда не только в литературе, но и других видах искусства, в частности, в музыке. Конечно же, это касается тех, кому не знакома затрагиваемая мной тематика.
Итак, Антон фон Веберн (03.12.1883 – 15.09.1945). Пересказывать его биографию и творческий путь, думаю, смысла не имеет. Каждый, кому интересно, без проблем сможет найти всё это в Сети.
Ученик и последователь создателя «атональной» школы Арнольда Шёнберга, австрийский композитор Антон фон Веберн стал основным теоретиком и пропагандистом додекафонной и серийной техник музыкальной композиции, доведя их принципы до крайних форм выражения. Всё его творческое наследие, обозначенное 31 номером opus’ов, уместилось всего-то на 4 виниловых пластинках. В профессиональной среде музыкантов считается наиболее последовательным представителем «нововенской школы» из великой троицы композиторов: Шёнберг – Веберн – Берг, и именно его произведения признаются наиболее интересными по своему музыкальному содержанию.
Кроме того, Веберн известен как автор музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла лекций «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960 году (если интересно, а это, действительно, интересно, могу дать ссылку). «Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления» (Википедия).
Творчество Веберна во многом определило направление развития послевоенного музыкального авангарда и оказало огромное влияние на творчество современных композиторов-авангардистов, включая Стравинского, Булеза, Штокхаузена, Лигети на Западе, а также Денисова, Шнитке, Губайдулину и многих других в России.
И. кстати, в истории искусства имело место прямое пересечение литературы и музыки в теоретической области, касавшееся именно додекафонной техники. Я имею в виду скандал, связанный с выходом в свет романа Томаса Манна «Доктор Фаустус», а именно, с некоторыми особенностями его содержания. Чтобы замять его, Томас Манн вынужден был добавить к тексту романа следующую финальную ремарку, без которой с тех пор и поныне роман не издавался:
«Нелишне уведомить читателя, что манера музыкальной композиции, о которой говорится в главе XXII, так называемая двенадцатизвуковая, или серийная, техника в действительности является духовной собственностью современного композитора и теоретика Арнольда Шёнберга и в некоей идеальной связи соотнесена мною с личностью вымышленного музыканта — трагическим героем моего романа. Да и вообще многими своими подробностями музыкально-теоретические разделы этой книги обязаны учению Шенберга о гармонии». Томас Манн.
Наконец, магический квадрат, читающийся одинаково в любую сторону от буквы «S» и характеризующий, по мнению А. фон Веберна, в том числе, и модификации форм в музыкальной композиции:
S A T O R
A R E P O
T E N E T
O P E R A
R O T A S
Ну и, соответственно, в качестве иллюстрации к сказанному привожу яркий пример додекафонной техники композиции - одно из самых кратких произведений А.фон Веберна opus № 5 фрагмент 3:
и ещё, чтобы не так кисло было – 6-голосный "Ричеркар" из "Музыкального Приношения" И.С.Баха в оркестровой раскладке Веберна (моё любимое музыкальное произведение из всей истории музыки):