Сразу же нужно сказать, что в данном случае локализация названия фильма («Теория заговора. Зулу» вместо просто «Зулу») оказалась неоправданной. «Теория заговора» - это замечательный фильм 1997 года с Мелом Гибсоном в роли полусумасшедшего таксиста, одержимого как раз идеями «теории заговора», который борется с настоящим заговором внутри ЦРУ. И для «Зулу» такое название пробуждает ложные ассоциации. В фильме нет никакого заговора, во всяком случае, в русском понимании этого слова. Есть криминальный мир Южной Африки, который в своих интересах использует одна транснациональная корпорация через преступную организацию бывших «тузов» средней руки бывшего режима апартеида и ученых, работавших при том же режиме над «этническим оружием». Корпорация действует вроде как из благих побуждений, желая получить новый медицинский препарат. Проблема только в том, что для капитализма нет никакой разницы, кто и какую цену заплатит за эти «благие намерения». И корпорации совершенно безразлично, сколько темных сил слетается на запах больших денег и каким количеством трупов будет усыпана эта дорога в ад. Ну, а то, какие побочные эффекты вызывает препарат – это вообще никого не волнует.
Фильм французского режиссера Жерома Салля «Теория заговора (оригинальное название «Zulu»), который известен у нас лентами о Ларго Винче, на этот раз обращен не к судьбе гламурных авантюристов, а к реальным проблемам, фигурирующим в полицейской хронике и мало понятным мирному обывателю. Его «Теория заговора» начинается вполне тривиально для криминальной истории: 2012 год, в ботаническом саду Кейптауна произошло зверское убийство белой девушки. Начальник отдела серийных и особо тяжких чернокожий Али Сокела (Форест Уитакер) со своими белыми подчиненными Флетчером (Конрад Кепм) и Ипкиным (Орландо Блум) выезжает на место преступления и приступает к расследованию. Все трое очень разные. Дэн Флетчер – примерный семьянин и заботливый отец. Брайан Ипкин – разведенный бабник, не пропускающий ни одной юбки и неаккуратно похмеляющийся с утра. А вот их начальник Али Сокела – это молчаливый, замкнутый пятидесятилетний мужик, зрелый и рассудительный на фоне своих, более молодых подчиненных. При этом он не обделен вниманием женщин, что зрелому мужчине только в тягость, так как ему еще в детстве нанесли тяжелую травму. Эту жуткую сцену мы видим в самом начале ленты. Кстати, наша кинокритика совершенно не обратила внимания, что в том же эпизоде толпа черных зверски убивает отца маленького Али.
История неспешно набирает темп, но вдруг срывается на галоп, когда в ходе расследования (как говорится, совершенно на ровном месте) трое детективов нарываются на банду отмороженных головорезов. Правда, нужно отметить, что банда довольно успешно прикидывалась поначалу компанией мирно выпивающей молодежи. С этой кровавой сцены темп все более ускоряется, сюжетные повороты следуют одним за другим и герои оказываются все более запутанными в преступной головоломке. Перестрелки и убийства следуют друг за другом, количество трупов увеличивается с угрожающей скоростью, пока эта драматическая история не приходит к жестокой развязке. В общем, есть на что посмотреть. Впрочем, жюри Кансского фестиваля 2013 года, где фильм был показан на закрытии, его не оценило. Как написал один камрад в рецензии на Кинопоиске:
«Качественное кино от французского режиссёра, отражающее практически нерешаемые современные проблемы, очевидно слишком сложное для понимания фестивальному жюри».
Рекомендую к просмотру без ограничений (кроме детей, естественно). Да, в «Теории заговора» насилия через край, но фильм сделан качественно и динамично. Картинка живописная – ЮАР таки очень красивая страна, а оператор на своем месте. Что касается актерской игры, то Уитакер и Блум в своих ролях очень хороши. Их воплощение в образ – на сто процентов. (Уитакера поначалу вообще не узнал.)
Главное – отвлечься от всяких там апартеидов и проблем межрасовых отношений. Ожидания назидательной морали на эту тему не оправдаются, а фильм смотреть помешают. Это криминальный полицейский экшн-триллер (некоторые перестрелки сняты просто зачетно – ураган огня!). О мировых проблемах можно будет подумать после фильма. Кстати, каждый в нем увидит что-то свое. Кто-то даже пришел к выводу, что суть ленты в том, что черных не переделать: как его не цивилизуй, а он потом наденет набедренную повязку и, издавая боевые кличи своего племени, воткнет вам копье в задницу. Таков, мол, плачевный итог отказа от «бремени белого человека». Нужно сказать, что это слишком оригинальная точка видения кинофильма. На самом деле герой Уитакера и есть тот самый зулу (т.е. зулус), конечно. Но он вовсе не дикарь из расисткой книжки начала XX века, а реальный живой человек и очень достойный представитель своего народа. Не случаен диалог между ним и его матерью незадолго до гибели последней, когда энергичная старуха, отвечая на его попытки предостеречь от участия в опасном расследовании, гордо говорит сыну: «Не забывай, я такая же зулуска, как и ты». Али Сокела – благородный воин зулу. Да, это скрыто под европейским костюмом и явно видимым хорошим образованием, но глубинная его суть именно в этом благородстве воина из саванны. Не случайно также, что именно он прекращает ненужный спор о мести за апартеид на ужине у Флетчера, который затеяла жена Дэна. Показательно, что Брайан является фактически его другом, хотя не скрывает происхождение – отец был при апартеиде прокурором, из-за чего при новых властях пришлось сменить фамилию. Да и сам Али служит в полиции, хотя о как раз о полицейских у него с детства остались не самые хорошие воспоминания. И это еще мягко говоря.
Штука в том, что зулу мстит не белым, как это многим показалось (хотя он и говорит в финале, что ждал этого дня сорок лет), а реальному злу. Его действия продиктованы не идеологическими пристрастиями, не затаенной обидой, а личным пониманием добра и справедливости, которое он и пронес через всю жизнь. И когда зло не только творит преступления где-то «там», но и вторгается в его семью, уничтожая единственное, чем он еще дорожил, он отбрасывает полицейские инструкции и юридические кодексы, начиная действовать не как полицейский, но как воин зулу. Зло перешло «красную черту» и у Али Сокела просто не осталось мотивов, чтобы придерживаться принятых правил. Причем он отдает себе отчет, что зло слишком могущественно, слишком многолико, так что и одному человеку, и даже вдвоем с напарником с ним не справиться. Они могут перестрелять торговцев наркотиков, могут перебить и шайку бандюганов-беспредельщиков, могут прищучить коррумпированное начальство, но с транснациональной корпорацией им не совладать. Однако ему под силу справиться с конкретными слугами зла – организаторами и виновниками свершившегося здесь и сейчас.
Потому и Брайан в своей попытке остановить Али и призвать к благоразумию, запросто получает от него по морде. Хотя до того спас ему жизнь в полном смысле слова. Зло должно быть уничтожено – и точка. И это должен сделать именно он – Али Сокела. Зулу.
Любите кено.
Триша Фишер, 02-10-2014 11:40:24
дрсте
23028258ехали, 02-10-2014 11:41:37
ответ на: Триша Фишер [1]
ТРИШКО!!!111
23028261Шлоссер, 02-10-2014 11:48:47
Такого кина я еще не видел
23028297Ай Зуйка Майа, 02-10-2014 12:31:38
Чё за хуйня у негра из уха торчит?
23028457Хранительница личностных матриц, 02-10-2014 12:34:43
ответ на: Ай Зуйка Майа [4]
нож в стену воткнут
23028461по теме - обзор написан въедливо, но уж больно протокольно
Орландо Блум в таком фильме? Хе-хе, нет уж, спасибо
Диоген Бочкотарный, 02-10-2014 12:53:05
Буду сматреть, хуле.
23028499snAff1331, 02-10-2014 13:25:33
Смотрел неск. месяцев назад - пересматривать не захочешь. Это, сука, критерий.
23028555КлонЪ, 02-10-2014 13:59:13
канешно посмотрим ёба
23028635mayor1, 02-10-2014 16:01:55
Автор пишет так, что фильм хочется посмотреть. Сильно подозреваю, что это его работа. Фильм, один хуй, посмотрю.
23028900ДэвидБездуховны, 02-10-2014 16:51:31
Арландо Блякоъ
23028958ДэвидБездуховны, 02-10-2014 16:52:02
Уитакер харашо играет негроф, базара нет
23028960Артемида, 02-10-2014 19:44:18
Интересный обзор. Придется смотреть.
23029509mayor1, 02-10-2014 20:39:56
Посмотрел. Гуд.
23029603Бедуин, 04-10-2014 16:02:26
ответ на: ДэвидБездуховны [11]
>Уитакер харашо играет негроф, базара нет
23033903в роль вжился
Шпендель, 05-10-2014 11:40:40
Понравился фильм.
23035824