«Французский транзит» - «La French» (Франция/Бельгия, 2014 г.)
Режиссер – Седрик Хименес
Сценарий – Одри Диван, Седрик Хименес
Оператор – Лорен Танги
В ролях – Жан Дюжарден, Жиль Леллуш, Селин Саллет, Мелани Доьей и др.
Жанр – боевик, триллер, криминал
Эта фильма мне понравилась. Вот так вот в лоб начинаю пеарить. Нет, тут американского экшена и головокружительной головоломки в сценарии не найдете, хотя и перестрелки, и погони, и мордой наличествуют. Это история про марсельских и американских бандюков 70-х, с которыми борются французские и американские же правоохранительные органы. Главный герой – следственный судья Пьер Мишель. По сути дела, это судебный следователь. Вот что пишут знающие люди:
«Институт следственных судей с теми или иными особенностями существует в настоящее время во Франции, Бельгии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и других странах. Ряд полномочий, характерных для следственных судей, выполняют участковые судьи в Германии. Этот институт ввели Латвия, Литва, Молдова, Казахстан. При этом в большинстве западноевропейских стран, как и в дореволюционной России, следственный судья по традиции является, скорее, судебным следователем, нежели судьей. Так как самостоятельно определяет ход предварительного следствия и по своей инициативе может собирать доказательства».
http://www.rg.ru/2015/01/13/sud.html
И еще:
«Следственные судьи ни в коем случае не должны сами вести уголовное преследование, искать и изобличать виновных. Это естественная функция полиции и прокуратуры. Судья призван контролировать как законность, так и фактическую обоснованность возбуждения прокуратурой уголовного преследования. А при недостаточности доказательств он вправе прекратить дело. По завершении следствия, в котором обвинение было доказано, именно следственный судья должен принимать постановление о направлении дела в суд».
http://www.rg.ru/2015/01/13/sud.html
Там же пишут, что следственные судьи были и в России до 1917 года, да и в первые годы Советской власти. Более того, в этом году было объявлено, что институт таких судей будет у нас восстановлен.
Вся эта инфа важна, чтобы понять, чем же занимается главгерой «Французского транзита» Пьер Мишель и в чем он там постоянно выходит за рамки своих полномочий, чтобы прижать злодеев к ногтю. А то некоторые пишут что он – «полицейский судья», то звучит довольно нелепо.
Действие начинается в 1975 году, а завершается – в 1981-м. Место – Марсель, а еще немножко Париж и Штаты. Нужно отметить, что 70-е переданы очень достоверно. Мне было очень интересно посмотреть на былую эпоху с ее машинами, одежкой, музыкой и модой. Там даже дискотека есть, вот! Но главное, очень точно передан дух времени, а были те времена какими-то очень солнечными по настрою. Что у нас, что у них. И вот это мне лично очень даже удалось ощутить при просмотре.
Хотя на самом деле на экране постоянно творятся всякие злодеяния и кого-то валят самым преступным образом. Но экшена как не очень немного (это не блокбастер), а кунг-фу нет вообще. То есть молодому контингенту, увы, смотреть почти не на что. Хотя психологическое напряжение часто вполне себе захватывает.
Сама эта история крутится вокруг противостояния судьи Пьера Мишеля и главзлодея Гаэтано «Тани» (ударение на последний слог) Зампа. Это, как принято говорить – антагонисты. Но самое забавное, что внешне – мужики похожи, словно братья. Так что можно и запутаться в ряде эпизодов, кто там кто.
Фабула такая – в 1970-е существовал интересный наркотрафик из Марселя в Нью-Йорк. Это и есть «французский транзит». Французские правоохранители по мере сил борются, но именно что «по мере сил». Бюрократия, коррупция, вот это вот все… Однако в деле очень заинтересованы американцы, благодаря которым вся эта история и завершилась разгромом «французского транзита». Вот так, ежели вкратце.
Дело легендарное. Именно об этом знаменитый «Французский связной» и особенно «Французский связной – 2», действие которого именно в Марселе и происходит. Тут некоторые хихикают, что название нынешнего фильма «Французский транзит» (оригинальное название «La French» - дословно «французский») де неправильное. На самом-то деле именно «Французский связной» - неправильное и вообще не о том. Ибо называется тот наркотрафик по-иностранному «FRENCH CONNECTION», т.е. «французская связь» (оказывается, даже коктейль такой есть - амаретто с коньяком). Ну и какой тут к лешему «французский связной»? Понятно, что вменяемо по-русски лучше именно «французский транзит»: бандюки сырье из Азии загоняли в Марсель, там в подпольных лабораториях делали героин и отправляли его морем до Нью-Йорка. Занималась этим в основном корсиканская мафия Марселя, но участвовали и итальянцы. По фильму как раз о сотрудничестве итальянцев с корсиканцами речь и идет: ближе к финалу один из бандосов рассуждает на тему того, что ежели они сейчас лоханутся, то корсиканцы их бросят и тогда бизнесу конец. Насколько я понял, Гаэтано «Тани» Зампа – как раз итальянец, хотя у некоторых его марсельских подельников имена звучат на американский манер по моде того времени.
Фильм начинается солнечно и, можно сказать, жизнеутверждающее – ясный день, море, по шоссе над взморьем несется мотоцикл с двумя седоками… Через минуту один из них пристрелил какого-то мужика в автомобиле. Старательно так, аж из двух пистолетов. Ну и сразу по телеку «ай-яй-яй! разгул преступности в Марселе! наркомафия наступает!». Вот в такой, не побоимся этого слова, тревожной обстановке получает новое назначение марсельский судья по работе с несовершеннолетними гопниками Пьер Мишель. Его бросают на борьбу с «гранд бандитизм» или, по-нашему, с организованной преступностью и, а именно с «французской связью». Мужик молодой, заядлый, за дело берется рьяно. Сразу находит общий язык с полицейскими, работающими как раз по этой теме, и дело у них пошло резво. Правда, крупная рыба соскакивала с крючка да посмеивалась, но Пьер Мишель понял, что раз нельзя взять наскоком – возьмем измором, и стал хватать всех, кто связан с наркоторговлей, следуя простой истине – был бы человек, а вина найдется. Но, нужно отдать должное, действовал он по этой методе очень умело, так что подкопаться к нему было нельзя, а у мафии реально начался головняк. И все было бы хорошо, но в процессе раскручивания дела «французской связи» ретивый судья Пьер Мишель вышел и на организованную банду в полиции Марселя, да в довершение всех проблем – и на самого мэра города… В общем, долго ли коротко, но спустя шесть лет обратились к нему, давно отстраненному от дела «французской связи», коллеги из Штатов с просьбой подключиться к работе, т.к. им за истекший отчетный период удалось таки кое-что нарыть. А времена уже поменялись, во Франции новый президент, а его соратник – бывший мер Марселя стал министром МВД. Ну, думает Пьер Мишель, теперь-то заживем! И заверте…
В общем, на самом деле фильм не столько про преступность и борьбу с ней, сколько про людей. Про времена, когда и полиция, и судьи, и даже бандосы еще оставались людьми, а не превратились в часть безликой Системы, про времена, когда тот же наркотрафик был бизнесом патриархальных криминальных «семей», а не глобальной индустрией в руках спецслужб и транснациональных корпораций. И во «Французском транзите» судьба двух врагов – судьи Пьера Мишеля и мафиози Гаэтано «Тани» Зампа становится хорошей иллюстрацией к тому, как уходят одни эпохи, а им на смену приходят другие. Другие времена, где таким как Мишель и Зампа нет места, ибо они так и не поняли главного - дело даже не в коррупции, а в том, что Система охватила все, включая преступность. В результате обоих приносят в жертву интересам Системы.
Правда, режиссер Седрик Хименес не поставил вопрос ребром, а просто снял историю на основе реальных событий (у французов, по слухам, есть старый фильм про судью Пьера Мишеля, но я его пока не нашел), так что я говорю о собственном видении фильма. Снят он ручной камерой. Актеры – хорошие. В роли главгероя – Жан Дюжарден («Оскар» и «Золотой глобус» 2012 года за лучшую мужскую роль в «Артисте», «Золотая пальмовая ветвь» Канн-2011 за то же). В роли главзлодея – Жиль Леллуш. Дуэт у них получился интересный, хотя могло быть и лучше. Фильм, конечно, не из мировых шедевров, но все-таки я бы рекомендовал его к просмотру взрослым камрадам.
Любите кено!