Так вышло, что с разницей в неделю посмотрел два хороших триллера – «Побочный эффект» «SIDE EFFECTS») и «Тревожный вызов» («THE CALL») Стивена Содерберга и Брэда Андерсона соответственно. Показательно, что критики и киноманы оценили фильм Содерберга весьма высоко. У нас в России – даже выше, чем в Штатах. К слову, на Кинопоиске пока нет ни одной отрицательной рецензии.
Критики оценили фильм высоко. На IMDB оценка – 7,5.
http://www.imdb.com/title/tt2053463/?ref_=fn_al_tt_1
На «Томатах» - еще выше.
http://www.rottentomatoes.com/m/side_effects_2013/
Кстати, кому интересны рейтинги на «Томатах», может и не ходить на этот сайт. На Кинопоиск.ру на фильмы публикуются рейтинги зарубежных и российских кинокритиков (у наших на «Побочный эффект» самый высокий – 88%). Так вот «Рейтинг кинокритиков в мире» на Кинопоиске – это как раз «томатовский» рейтинг.
http://www.kinopoisk.ru/film/623744/
Как видим, последняя работа Стивена Содерберга оценена высоко. На Берлинале-2013 даже номинировалась на «Золотого медведя». Но не сложилась. Как по моему мнению, так из-за создания негативного образа лесбиянки. Известно, что прогрессивная общественность (а Берлинале – самый политизированный фестиваль категории –«A») таких «шуток» не понимает.
Ну, понятно, режиссер – из кинематографической элиты, актерский ансамбль прекрасен – Джуд Лоу, Руни Мара, Ченнинг Татум, Кэтрин Зета-Джонс. Детективный триллер с запутанной интригой, в которой доктор Джуд Лоу вывел на чистую воду всех – и преступников, и (хотя бы отчасти) корпорации. В общем, доктор Ватсон тут был более, чем уместен. Любителям умного, серьезного триллера настоятельно рекомендую, ибо видел реакцию таковых после просмотра – восторг и похвалы. А вот индейца фильм не зацепил. Вообще. А то тут некоторые говорят, что апачи – это такой народ, что находят что-то заумное между кадрами. А вот не нашел. Возможно, мне просто не всегда близка манера Содерберга с его неспешным повествованием, вниманием к деталям, второстепенным эпизодам, которые могут даже показаться и лишними. Специально потом, чтобы понять, что не так в восприятии «Побочного эффекта» краснокожими, просмотрел содерберговские «Заражение» и «Нокаут». А по случаю даже и последние 30 минут «Тринадцати друзей Оушена» (до того ни одного «Оушена» не видал). Везде то же – неспешность повествования, позволяющая серьезному зрителю не просто всмотреться – вжиться в происходящее на экране. Даже в «Нокауте» - вполне себе добротном боевике (так и не понял, за что его шибко ругали – «Бондиана» умнее что ли?). Полно стрельбы, драк, погонь, а все равно снято так, будто бы повествование ведется неторопливо. Т.е. бегают быстро, бьют-стреляют - не мешкая, но история рассказывается спокойно, солидно, как будто бы автор делает паузы, чтобы затянуться сигарой, выпустить колечко дыма и хлебнуть коньяку, а затем без всякой внешней экспрессии продолжить свою историю. «Заражение» - вообще фильм катастрофа, но катастрофа эта идет так, как будто бы время замедлило свой бег. Буднично, неторопливо вспышка заболевания превращается в пандемию, так же проходят погромы, хотя и там бегают-бьют-стреляют с возможной для человека скоростью, а врач совершает подвиг во имя спасения миллионов жизней, введя себе опасный вирус, словно делает заурядную прививку. Такова манера Содерберга. И вот эта манера в «Заражении» как раз меня подкупила и захватила, а в «Побочном эффекте» напротив - никак. В последнем мне не хватало как раз того, что должно быть в психологическом триллере – саспенса. То есть саспенс-то там был и люди умные вполне себе его прочувствовали. Но жестокосердные апачи не прониклись. Наверное, убийств маловато.
При том, что, повторю, вполне разделяю мнение знатоков: фильм - классный. Все – на высшем уровне. Но лично меня – не зацепило.
А вот «Тревожный вызов» зацепил, да еще как. От начала и до конца напряжение только нарастает. Фильм смотрится на одном дыхании, хотя кому-то местами покажется простоватым (в духе 80-х). Зато саспенса – полная кастрюля.
А история такова. Джордан (Холли Берри) - служащая колл-центра службы спасения 911. Но это только так называется. На самом деле это просто службы связи. Она сама – никого не спасает в реале. Она только принимает звонок с просьбой о помощи и передает нужную инфу полиции, пожарным и кому там еще положено по ситуации. На все это есть инструкции, и служащие службы 911 строго их придерживаются. До прибытия настоящих спасателей эти телефонисты должны оказывать психологическую поддержку, в случае необходимости дать простые советы потерпевшему. Все. Да, еще ни в коем случае нельзя дать выход собственным эмоциям, чтобы звонящий в 911 не ударился в панику и не наделал глупостей. Понятно, что берут на такую работу людей с устойчивой психикой, ибо стресса там хватает. Почитав рецензии некоторых кинокритиков обнаружил, что эти «знатоки» почему-то уверены, что 911 все-таки спасает людей советами по телефону. Это глупость. Служащие службы 911 – это, грубо говоря, просто телефонисты с определенной психологической подготовкой и хорошим знанием разработанных на разные случаи инструкций. Все. И когда Джордан в начале фильма дает толковый совет девочке, как ей обмануть вломившегося в дом злодея – это чистая импровизация. Так сказать, частная инициатива. И хитрость Джордан сработала бы, если сама же она и не совершила роковую ошибку. После этого – полгода депрессии, таблетки и отстранение от работы на линии. Теперь Джордан обучает «новобранцев», но Зло не желает успокоиться. Еще одна девочка (Эбигейл Бреслин) попадает в лапы похитителя (Майкл Эклунд), и Джордан придется вмешаться. По сути дела, ей нужно, как уже говорилось выше, сообщив полиции, далее психологически поддерживать похищенную, пока полиция на патрульных машинах и вертолетах носится во все концы, и, к тому же, держать связь с девочкой, пока спецы ловят сигнал, чтобы определить местонахождение мобильника.
Но Джордан, хорошо понимая, что полиция не всесильна и не желая повторения трагедии, теперь вновь начинает очень толково импровизировать. Забавно читать, как «критики» ругают Джордан, что она туго соображает при этом. Да нет, нормально соображает. Но она, в отличие от зрителя, не видит машину похитителя-маньяка, не видит его самого, не видит похищенную девушку в багажнике. А ведь ей нужно не только уговаривать жертву, поддерживать, не дать ей сорваться истерику, но и еще и соображать, что такое придумать, чтобы ей помочь. Еще раз отмечу, что это – не входит в ее обязанности. Спасать, в данном случае, дело полиции. У полиции – машины и вертолеты, радиоэлектронные станции слежения, мигалки и «пушки». У Джордан – только голос девочки на линии. Но Джордан вступает в эту схватку и вступает толково. Именно благодаря Джордан кольцо вокруг маньяка постепенно сжимается. Даже когда злодей раз за разом уходит от погони. Надо сказать, маньяки – это очень изобретательная сволочь. Больной-то он больной, но соображает быстро и «валит» людей, не задумываясь. Майкл Эклунд очень здорово играет психопата. Жизненно так играет. Что касается Холли Берри, то что бы кто ни говорил, а она - хорошая актриса. И явная нелюбовь некоторых кинокритиков к ней не совсем понятна. Она создала замечательный образ скромного героя, который не просто спасает другого человека, помогает ему собрать все душевные силы для борьбы за жизнь, но и сам преодолевает собственный страх, неуверенность в себе (а вдруг – как в прошлый раз?). Нужно понимать, что пережив однажды такую трагедию (а ей пришлось полгода назад слышать в наушнике последние крики жертвы, да еще и пообщаться с убийцей), человек может сломаться, что и произошло с Джордан. И вот теперь она словно вновь поднимается в полный рост. Ей самой страшно, но она борется, думает, соображает, изобретает. Даже в тот момент, когда все кончается именно как в прошлый раз (Джордан слышит в наушнике коронную фразу маньяка и понимает, что это – тот же самый гад), и у полиции опускаются руки, одна она не сдается, а продолжает борьбу уже в проигранной партии. Чем все кончилось – это увидите сами.
Правда, нужно сказать и о том, что мне не понравилось в фильме. Это – финал. На протяжении всего фильма поступки этой красивой негритянки были логичны и проистекали из особенностей ее души, ее образа мышления. Она действовала именно так, потому что она – именно такая. Самоотверженная, умная, опытная и – сильная духом. Да, в какой-то момент она совершила ошибку и сломалась, но жестокая борьба за спасение юной девушки, ради чего ей пришлось приложить все свои душевные и умственные силы, дала ей возможность раскрыться полностью и вновь поверить в себя. И теперь она пойдет на любой риск и не остановится ни перед какой опасностью. Последние же ее действия в финале никак не вяжутся с созданным образом. И в этом смысле – нелогичны. Речь не о том, что она в одиночку пытается спасти девочку – это как раз объяснимо в сложившейся ситуации. Речь о самых последних минутах, о финале. Возможно, Андерсон хотел на финише добавить жути (а кончается история и в самом деле жутковато). Но нарушение логики действия добавило совершенно неуместные гротескные нотки. Однако это – последние минуты. Впрочем, это лишь моя точка зрения.
А так в течение всего фильма было – как надо. Кстати, не все критики ругают Холли Берри и Андерсона. Хороших отзывов больше. Кто-то даже пишет, что фильм заставляет ногтями впиваться в подлокотники кресла. Это - правда, саспенса хватает. И смотрится «Тревожный звонок» на одном дыхании. Так что для широкого зрителя фильм хорош. Действительно, добротный, хорошо и с выдумкой сделанный психологический триллер с хорошим актерским составом. Лично для меня Холли Берри открылась с новой стороны.
Любите кено!
Кадры здесь:
http://www.kinopoisk.ru/film/674295/stills/