«Адский бункер: Черное солнце»/Outpost: Black Sun
Жанр: ужасы/боевик
Производство: Великобритания, 2012
Режиссер: Стив Баркер
Сценарий: Стив Баркер,
Продюсеры: Джэми Кармайкл, Арабелла Пейдж Крофт
В ролях: Ричард Койл («МЫ. Верим в любовь», «Принц Персии: Пески времени»), Кэтрин Стэдмен («Рыба моей мечты»), Клайв Рассел («Игра престолов» (сериал), «Шерлок Холмс», «Шерлок Холмс: Игра теней», Майкл Бирн, Джулиан Уэдэм, Даниэль Кальтаджироне, Пол Бирчард, Элис Да Кунья, Ник Неверн, Дэвид Гант
Ужсатик-боевик «Адский бункер: Черное солнце» не так прост, как кажется на первый взгляд. Правда, он несколько проигрывает первому фильму («Адский бункер»/Outpost) в атмосферности. Зато с другой стороны – более зрелищный, в нем более внятная интрига, масса боевых сцен, причем сюжет несколько раз поворачивается самым неожиданным образом, а финал вообще непредсказуем.
Первый фильм, снятый британскими энтузиастами, которым пришлось для осуществления проекта даже заложить дом, появился аж в 2007 году. И сразу вызвал интерес в Европе. Почему? Вообще-то этот поджанр ужастиков - zombie war более любим американскими кинематографистами. Но вот англичане сделали зомби-наци, и тут была нащупана какая-то важная для Европы тема. Затем в Норвегии в 2009 г появился фарсовый слэшер «Операция «Мертвый снег»» - явная пародия на «Адский бункер». Шутки-шутками, но тема недобитого фашизма для мыслящих европейцев была и остается актуальной. Причем, если в первом «Бункере» речь шла, так сказать, о «законсервированном» фашизме, который только ждет своего часа, то во втором «Бункере» этот фашизм уже переходит в контрнаступление.
Начало, как говорится, ничего не предвещало. Нерусская девушка с русским именем Лена - красивая брюнетка с зелеными глазами приходит к некоему дряхлому старику. Сиделка оставляет их для беседы и тут выясняется, что старичок – из недобитых нацистских преступников, а девушка Лена – очень серьезный товарищ, который пришел допросить недобитка и придушить его потом подушкой. Она – мстительница за погибших родителей, которые посвятили жизнь поиску разбежавшихся в 1945 году нацистов, да в этих поисках голову и сложивших. Правда, Лена вовсе не рвется прикончить этого старикана – ей нужен другой преступник – некий неуловимый Клауснер. Он – последний из доставшегося ей в наследство списка разыскиваемых, и он-то является самым важным нацистским преступником и самым неуловимым. А старикан, к которому она пришла теперь, помер сам от переизбытка ненависти к гостье. Но он успел наболтать очень много, причем злорадно заявил перед кончиной, что девушка опоздала, и ничего изменить уже не получится. То есть какая-то пакость в мире началась и мало никому не покажется.
Но умная Лена, покидая последнее пристанище гитлеровца, прихватила важный артефакт, который ей в будущем очень пригодится.
Далее она оказывается на юге Центральной Европы, в какой-то стране, в которой гражданская война. Теперь Лена знает, где примерно находится бункер, являющийся, по ее мнению, убежищем Клауснера. В захудалом сельском кабачке она встречает давнего знакомого - авантюриста Уоллеса. Он объясняет ей, что бункер – это не просто так, что он накрыт электромагнитным полем, радиус действия которого с недавнего времени стал расширяться. И идти туда очень опасно, ибо назад никто не возвращается. Более того, хозяин кафе поведал Лене, что со стороны зоны бегут жители, которые рассказывают жуткие вещи. Но девушка и Уоллес отправляются в зону, центром которой является тот самый бункер. Тут выясняется, что в окрестностях уже действуют военные подразделения НАТО. Они проводят эвакуацию местных жителей, а также имеют целью подобраться к бункеру. А дальше начинается жуткое путешествие Лены и Уоллеса по зоне, встреча с натовским спецназом и зомби.
В фильме масса боевых сцен, но и ужасов хватает с избытком, к примеру, в сцене, когда Лена прячется от зомби-зольдатен. Насилие беспредельно, кровь рекой, горы трупов. Правда, во втором «Бункере» есть моменты, которые несколько снижают планку фильма. Вряд ли имело смысл вводить в сюжет женщину-зомби, да и некоторые возможности чудо-машины слишком отдают «Звездными войнами». Но, в принципе, это лишь эпизоды. Сам фильм действительно жуткий, жестокий. Пощады там нет никому.
А теперь о главном.
То-то и оно, что фильм не просто про охоту на хоронящихся по углам доживающих свой век гитлеровцев. И не только про охоту за чудо-машиной по превращению людей в бесчувственных неуязвимых убийц. Все гораздо серьезней.
В середине фильма, еще перед началом похода в зону, Уоллес говорит Лене: «Всегда будет кто-то, тот, кто готов на все ради власти. Другой Клауснер».
На это Лена отвечает: « Другие – уже не моя проблема». Но в финале она меняет точку зрения. И когда ей говорят по телефону: «Война продолжается. Что ты будешь делать, когда мы придем за тобой», Лена уже говорит: «Я буду ждать вас». После чего разбивает телефон и передергивает затвор пистолета в своей сумочке. Да, война продолжается, и героиня вовсе не собирается отступать. Теперь она уже не просто охотница за нацистами, а в полном смысле боец с нависшей над Европой угрозой. И имя этой угрозе – фашизм.
Коммунисты были совершенно правы, когда говорили, что фашизм есть диктатура крупного капитала. Долгое время крупный капитал прикрывался флагом либерализма. После свержения либерального режима во Франции в 1848 году в результате буржуазно-демократической революции (и вообще после революции 1848-1849 гг. в Европе), либерализм и демократия разошлись на политической арене, так что крупному капиталу пришлось прикрываться уже знаменем демократии, постоянно вербуя на свою сторону политиканов из демократического лагеря. Именно тогда главари крупного капитала типа Ротшильдов стали демонстрировать показной уход из политики. Якобы их дело бизнес, а политика – это удел другого рода профессионалов. На самом деле, просто-напросто с течением времени наступление демократии делало невозможной прямую диктатуру либералов – политического лагеря крупной буржуазии. И вот после Первой мировой войны появилась такая штука – фашизм. Под прикрытием разнообразных лозунгов - пангерманизма и шовинизма (в Германии), национализма (в Испании), возрождения Римской империи (в Италии), установления «классового мира», «борьбы с коммунизмом» и т.д., и т.п. в разных странах мира устанавливались тоталитарные режимы, ликвидировавшие демократию. Кончилось все Второй мировой войной и военным разгромом утвердившегося почти на всем Европейском континенте фашизма. На арену вышла сверхдержава – Советский Союз, которая своей конкуренцией с Западом дала миру шанс на дальнейшее развитие демократии. Когда-то Маркс и Энгельс предвещали, что развитие капитализма неизбежно приведет к войне, а мировая социальная революция приведет к длительной гражданской войне. Почему? Потому что крупный капитал никогда не сдастся добровольно. Он будет драться до последнего, даже если это будет угрожать гибелью всему человечеству. Так что прогноз Маркса и Энгельса был совершенно справедлив. Они ведь говорили об этой проблеме в самом общем виде без всякой конкретики. Мировой капитал после 1917 года стремился уничтожить СССР. Были периоды, когда надежды возлагались на Гражданскую войну в России, на интервенцию, потом – на перерождение большевизма и опять на интервенцию, ну, а потом надеждой стал Гитлер. Результат, как известно, был совершенно иной, нежели ожидал мировой капитал. И сверхдержава Советский Союз стала куда более страшным врагом для мирового капитала, нежели Советская Россия при Ленине и даже раннем Сталине. Самое важное заключалось не в ядерном могуществе СССР, а в том, что наличие конкурента у мировой капиталистической системы не давало крупному капиталу Запада остановить развитие демократии. Это очень большая тема и не для крео о кинофильме. Отметим самое важное – мировой капитал ни на минуту не прекращал войну против СССР после 1945 года и в результате добился временной победы в 1991 году. Крушение Советского Союза совершенно переменило мир. Ни Китай, ни тем более Куба не могли быть глобальным конкурентом. Им может быть только историческая мировая держава – Россия. Исчезновение этого конкурента, более того, встраивание России (до недавних пор) в систему мировой политики, проводимой Западом, привело к тому, что и на самом Западе была умело демонтирована демократия. Социалисты и социал-демократы были куплены с потрохами, а на политической арене восторжествовал нео-либерализм, хотя по сути – это все тот же либерализм, который теперь обогатился политкорректностью – «мягким» намордником для всех.
Стоит отметить, что на постсоветском пространстве новое пришествие либералов стало наиболее неприглядным. Откровенно профашистские настроения значительной части украинской и прибалтийской политической элиты, откровенно антидемократические законы, которые действуют в Прибалтике – это все, между прочим, и есть проявление указанных тенденций. Но самое страшное – мировой капитал, что в США, что в Европе стремится установить прямую диктатуру крупного капитала. Неважно, с либеральной вывеской или без. В XXI веке либерализм – это и есть фашизм. Вот такой, какой он есть в XXI веке. Беспредельная демагогия и тотальная пропаганда с репрессиями всех видов для непокорных. Ну, а в третьем мире либеральные правительства Запада действуют уже прямо как гитлеровцы: никакой морали, никакой жалости. Мировой капитал поджигает страну за страной, не останавливаясь перед прямой агрессией.
Так вот в двух «Бункерах» отразилось развитие этой тенденции. И если в первом, снятом до начала глобального экономического кризиса, речь шла о, как уже сказано выше, «законсервированном фашизме», то во втором, снятом в разгар кризиса, - прямо говорится о том, что фашизм активно наступает, а западные правительства стремятся заполучить гитлеровское чудо-оружие для превращения людей в послушных зомби. И что людская жадность – большое подспорье на этом пути. И что связь между прежними гитлеровцами и нынешними циничными деятелями – самая прямая.
Первый ответ Лены – «до других мне дела нет» показывает свою ошибочность. Клауснеры не просто «найдутся» - они уже есть и могущество в их руках слишком велико. И противостоять их стремлению к уничтожению демократии, к мировому господству – в XXI веке куда важнее ловли недобитых нацистов.
Вот, собственно, о чем и говорит фильм.
А почему зритель этого до сих пор не увидел? Тотальная пропаганда, господа-товарищи, тотальная пропаганда. Что занимает больше места в общественном мнении России сегодня – военная интервенция Запада и арабских тиранов (из вежливости именуемых «монархами») в Сирию или судьба трех шлюх, трахавшихся с мужиками прилюдно в Зоологическом музее и выложивших ролик об этом в Интеренет, а потом учинивших дебош в храме? Именно последнее. И вы всерьез считаете, что три пуськи настолько важнее для вас, для судьбы ваших близких, нежели исход войны в Сирии или вступление России в ВТО?
Ну, тогда конечно, фильм «Адский бункер: Черное солнце» - не для вас. Тем более, что фильм с бюджетом в три миллиона не был широко разрекламирован по телевизору.
Но если вы о чем-то задумываетесь и не хотите прозябать в болоте – тогда обязательно посмотрите. Фильм, разумеется, не станет киноклассикой. Но он смотрибелен, а главное - заставляет задуматься об очень важных вещах.