«Если исходить из того, что памятники архитектуры, как и всё культурное наследие, сохраняется не ради самого сохранения, а в определённых культурно-просветительных, воспитательных и других идеологических целях, — то выбор может быть только один: перевозка в музей, реставрация и включение в общую сокровищницу древней архитектуры Новгорода».
А. В. Ополовников (советский учёный, архитектор-реставратор, академик и доктор архитектуры)
Я уже писал про свою поездку в Великий Новгород. Последний обзор из поездки — посещение Музея народного деревянного зодчества Витославлицы.
От центра Новгорода недалеко решительно всё. Вот и Витославлицы — минутах в двадцати езды. Через дорогу напротив входа в музей выстроено огромное Юрьевское подворье — целый гостиничный комплекс для туристов. Не пытайтесь поесть в их ресторане — обслуживание и интерьер просто ужасные. Это единственное дрянное заведение, встретившееся мне в поездке. Хотя выглядит подворье монументально и пафосно. Хорошо, что я не забронировал там номер.
Входим, оплачиваем. Сколько стоит — уже не помню, но стандартная такая плата для туристических мест.
Дальше — дорожка из деревянного настила, по которой шагаешь вдоль всех деревянных построек. Итак, куда же мы приехали?
Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», основанный 5 июня 1964 года, располагается в уникальной исторической и ландшафтной среде неподалеку от Свято-Юрьева монастыря, в 4 км от Великого Новгорода. С восточной окрестности музея открывается прекрасный вид на озеро Мячино, пойму реки Волхов и Рюриково городище с церковью Благовещения (начало XII — XIV век), а также церковь Спаса Преображения на Нередице (начало XII века).
Ранняя история местности связана с Пантелеймоновым монастырём, основанным в 1134 году братом новгородского князя Всеволода Мстиславовича Изяславом (в крещении Пантелеймон). В XII веке монастырю приписывается село Витославлицы, имя которого и носит музей деревянного зодчества по сей день.
Планировка территории, подбор объектов, реставрация перевезённых памятников выполнены согласно проекту, автором которого является архитектор-реставратор Л. Е. Красноречьев (1932-2013), дважды лауреат Государственной премии в области культуры.
Уникальность музея «Витославлицы» состоит в архитектурной ценности перевезённых памятников, среди которых 10 культовых построек разного типа (церкви и часовни), из них 3 объекта деревянного зодчества XVI века, в том числе один из древнейших деревянных храмов России — церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района (1531 год).
На территорию музея площадью 33,4 га перевезены 34 памятника деревянного зодчества, 21 из них — объекты культурного наследия федерального значения.
©
novgorodmuseum.ru
И обидно, что как раз эта главная красота — церковь Рождества Богородицы — была на реставрации.
Но я любезно позаимствовал фото из журнала
https://deni-spiri.livejournal.com/48378.html
Церковь Троицы Живоначальной из Троицкой Рёконьской пустыни
С конца XVII века сохранилась деревянная Троицкая церковь, которая простояла в Рекони свыше 300 лет. До революции в ней хранился большой закладкой крест из липового дерева с надписью, из которой явствовало, что церковь была освящена 3 октября 1676 года строителем старцем Арсением. Церковь представляет из себя небольшой храм клетского типа, одноглавый, с папертью и алтарем. В XVII веке она имела только два сруба — центральный и алтарный, в котором шла служба и который делился миниатюрным иконостасом на две половины. С запада к церкви было пристроено крыльцо-звонница. В течение XIX века храм подвергся целому ряду переделок — была пристроена паперть, прорублено новое окно, церковь обшили тесом. В 1979 году Троицкая церковь была переправлена в Новгородский музей деревянного зодчества, что, безусловно, спасло ее от гибели в заброшенном в наше столетие монастыре.
©
https://www.liveinternet.ru/users/4880563/post268076762/
Церковь Николая Чудотворца из Высокого Острова
Когда-то Высокий Остров был частью крупного села, состоявшего из трёх частей или концов. Восточный конец села выгорел много лет назад и перестал существовать. Третий — Заручевье уцелел. Наиболее достоверным архивным материалом принято считать документ от 1879 г., который гласит: «Церковь во имя святителя и Чудотворца Николая в погосте Высокоостровском находится от уездного города Крестец в 36 верстах... Построена сия церковь в 1765 г. в царствование императрицы Екатерины Алексеевны с благословения преосвященного Дмитрия Митрополита Новгородского, с бургского иждивения граждан...». Однако вопрос точной датировки церкви не решён окончательно, поскольку дендрохронологические исследования преподнесли другое время заготовки древесины для церкви — 1781 год. Может быть здесь тот случай, когда графики годовых колец, исполненные с древесины Никольской церкви, не накладываются на эталонный, поскольку деревья для этого памятника заготовлены в тех местах, где локальные природно-климатические условия были иными, отличающимися от «нормальных».
В 1879 г. Никольская церковь подверглась капитальной перестройке, а в 1901-м — крупным ремонтным работам. Разборка церкви и перевозка в Витославлицы была осуществлена в феврале 1977 г. Реставрационные работы закончены к 1979. Сегодня церковь предстаёт перед нами в своих подлинных первоначальных формах.
©
https://deni-spiri.livejournal.com/48378.html
Напротив Церкви Николы расположена Церковь Успения Пресвятой Богородицы из деревни Никулино Любытинского района 1599 г.
Деревня, точнее две небольшие слившиеся деревни Старое и Новое Никулино, находились на самой северной окраине Новгородской области, на берегу Никулинского озера. Ранее это был центр обширного Тихвинского уезда Новгородской губернии. Документальных сведений о памятнике собрано крайне мало. Первые письменные известия были зафиксированы на двух деревянных напрестольных крестах, хранившихся в алтаре церкви. Оба текста сообщают о построении церкви в 1599 году: «Водружен бысть крест сии во Храм Успения пресвятёй Богородицы при державе Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси и при Митрополите Варлааме Великого Новгорода и Великих Лук лета 7107 июня в 29 день на Рождество Иоанна Предтечи». Эта дата подтверждена и дендрохронологическим анализом древесины. Капитальный ремонт (в основном трапезной) проводился в 1826-30 гг.. В 1906-м церковь перебрали, заменив старые брёвна новыми. После реставрации нашего времени, своё место в музее церковь заняла в 1977 году.
©
https://deni-spiri.livejournal.com/48378.html
Двухэтажная конюшня Фёдора Сергеевича Минина из деревни Окладнево Боровичкого района (конец XIX в.)
Церковь Николы из д. Тухоли Крестецкого района
В Тухоли церковь стояла за околицей деревушки на берегу реки Ниши при впадении в неё ручья Тухольки. Первое упоминание о селе относится к 1478 г., в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался «у Николы в Тухоли». В то время через Тухолю и Заячий Ям проходила дорога из Новгорода на Тверь и Москву. Предание от старожил гласило, что церковь перевезена сюда из села Усть-Волмы. Дата постройки и освящения церкви неизвестна. Дендрохронологический анализ датирует 1688 г., вероятно, данная дата самая точная. Церковь долго находилась в забвении. Местные жители не знали в честь кого или чего она была освящена. Считалось, что Нила Столбенского, поскольку в церкви была деревянная статуя этого святого и в селе даже справлялся праздник в его память с торжественным выносом статуи на носилках во время крестного хода. Строительные и реставрационные работы осуществлялись в течении 1966-68 гг.
©
https://deni-spiri.livejournal.com/48378.html
Пожарный сарай из деревни Минцы Хвойнинского района
Дом Добровольских
Дом был срублен в 1880‑х годах Яковом Михайловичем и Прасковьей Васильевной Добровольскими. Позже он был оставлен в наследство сыну Алексею (1899–1983) и трём дочерям: Александре (1897–1976), Дарье (1904–1985) и Прасковье (1912–1990).
Дом Добровольских состоит из традиционной избы-двойни, клети с подклетью и хозяйственного двора. Тут, скорее всего, следует пояснить, что из себя представляет изба-двойня — это когда рядом с существующей избой строится ещё одна, после чего обе объединяются общей крышей. Как было сказано выше, первоначальная, зимняя, датируется 1880‑ми годами, а в 1910‑х годах к ней пристроили летнюю избу-пятистенок, крышу покрыли дранкой. Избы соединены передними сенями с наружным крыльцом и задними. В глубине передних находится нужник, к задним примыкает двухъярусный хозяйственный двор, в нём двухъярусная же клеть, в нижней части коей располагается подклеть, а в верхней — сарай. Заднюю часть двора занимает хлев.
©
https://pressa53.ru/nasha-zhizn/6827-zhizn-podarennaya-dvazhdy-ili-ot-votrosy-do-vitoslavlits.html
Колодец
В 2014 году в Великом Новгороде на Рогатицком-2 раскопе сотрудниками института археологии РАН был обнаружен колодезный сруб XVII века на 20 венцов. В том же году сруб был перевезён в Витославлицы и вкопан в Северо-восточном секторе музея.
Работы по воссозданию навершия колодца выполнены плотником-реставратором музея Александром Лебеденко.
©
https://novvedomosti.ru/
Изба Фёдора Михайловича Утенкова из деревни Устье-Кировское Пестовского района
Изба Фёдора Михайловича Утенкова из деревни Устье-Кировское Пестовского района. Деревня Устье-Кирва расположена на берегу реки Кирвы, при впадении её в Мологу. Изба Утенкова Ф. М. стояла на правой стороне улицы, ведущей к Мологе. Рублена изба в 1870-80-е гг.. Уцелела она чудом. Её почти буквально выдернули из-под пилы и топора (жители деревень не понимают ценности старых деревянных построек, заявляя: «Это всё старое, ветхое, не нужное»). В 1967 г. последняя владелица избы Клавдия Александровна продала её сыновьям и дочерям соседей, проживающих в Ленинграде, и те забыли о ней, даже не приезжали в деревню. Постройка пустовала и разрушалась. В 1980-х годах её снова перепродали с решением «пустить на дрова». К моменту приобретения избы музеем она была уже в тяжёлом, аварийном состоянии.
©
https://deni-spiri.livejournal.com/48378.html
Баня
Крыша покрыта дранкой
Овин — «садило»
Двухэтажное сооружение с печкой в нижнем этаже и жердями-«колосниками» для сушки снопов зерновых и технических культур в верхнем. Перевезен из деревни Вахонькино Кадуйского района Вологодской области в 2005 г.
Гумно с ригой. На риге сушили снопы, а на гумне их молотили. Гумно построено так, что в него могла заезжать телега.
На входе в гумно — приветливая хозяйка
Под конец экскурсии мы увидели на территории музея вот такой забор с объявлением:
Понятное дело думаем. Реставрационные работы, благое дело. Экспозицию надо восстанавливать — хорошо, что на это деньги нашлись. А всё же таки стало любопытно — а что там реставрируют-то? Поди, какую красоту старинную? Ну, я за заборчик и заглянул. А там:
Стройка коттеджей идет полным ходом. И рядом еще совсем немаленький ресторан в таком же стиле — деревянного, мать его, зодчества.
На этом о Новгороде — всё.