МАТКА БОЗКА!
Не так давно по многим масс-медиа прошла информация о поляке, проснувшемся после 19 лет пребывания в коме. Всего каких-то 19 лет, а человек был шокирован переменами: за то время, пока он был в невольной «отключке», в нашу жизнь вошли мобильные телефоны и компьютеры. Каждый человек стал доступен, как будто он рядом, за стенкой, - только руку протяни да набери нужные цифры. Мало того, у всех людей, кроме обычных адресов, появились еще и электронные. Адрес, который всегда с тобой.
Многие слова и даже целые фразы за эти годы полностью поменяли своё значение. «Мышка» в доме уже почти не ассоциируется с грызуном, «собаку» можно не кормить и не выводить гулять, без «мыла» не только не вымоешь руки, но и не получишь письма, а чтоб это письмо распечатать не требуется рвать конверт. Не любую «аську» сегодня можно поцеловать, не каждую «клаву» - сводить в ресторан. А когда сообщают, что кто-то из близких «находится вне зоны», то это скорее вас огорчит, чем обрадует.
Оживший поляк теперь смотрит во все глаза на новую жизнь и улыбается, как ненормальный, - каждый день воспринимает как счастье. Он не нарадуется, как всё стало хорошо. Одно только удивляет – люди. Вот кто не поменялся. Они все равно всем недовольны, ходят с кислыми физиономиями и жалуются друг другу на свою жизнь. Только теперь уже по интернету и мобильному телефону.
ЗАЧЕМ НА МАРСЕ ЯБЛОНИ?
А что, если проспать не 19 лет, а 119? Тогда, наверно, уже и людей не узнаешь или вообще не найдешь – уйдут целиком в виртуальное пространство. Проснешься в 2109-м году - а никого нет. Дома стоят брошенные, заводы остановлены, улицы пустые. Из окон застывших троллейбусов деревья растут. Где человечество? В компьютерах!
Скажете, такое невозможно? Тогда посмотрите на свои ноги - одной из них мы каждый уже там стоим. Виртуальная жизнь переплетается с настоящей, и эффект присутствия уже практически равен самому присутствию. Говорят, жизнь – это плохо продуманная компьютерная игра, но зато с потрясающей графикой. Еще немного - и цифровые миры по качеству превзойдут реальные. Специалисты НАСА признаются: управляя с утра до вечера из своего центра марсоходами, они уже больше ощущают себя живущими на Марсе, чем на Земле. И даже по ночам им снятся красноватые марсианские сны.
Группа ученых из университета Дьюка (штат Северная Каролина) завершают создание манипулятора, имеющего ответную связь с мозгом. То есть любые действия в виртуальном мире будут давать возвратную реакцию, стимулируя сенсорные области мозга. Например, еще находясь на Земле, астронавт перед полетом на Марс сможет полностью приспособиться к гравитации, которая его ожидает на Красной планете.
Не исключено, что в будущем людям даже не понадобится лично лететь навстречу опасности – за них это сделает техника, а порцию адреналина они и так получат по полной программе. Мозг так устроен - сидя за пультом на Земле, человек невольно откидывается назад, когда его далекий инопланетный вездеход неожиданно оказывается на краю кратера. Мозг вообще может не заметить подмены.
КРЫСА ВИРТУАЛЬНАЯ
В этой связи очень любопытны эксперименты нейробиолога Стива Поттера из Калифорнийского технологического университета. Он взял участок мозга крысы и соединил его нейроны с электродами, улавливающими в них малейшую активность. На мониторе компьютера эта активность проявилась в виде движения маленькой нарисованной «крыски».
Сначала «крыска» беспорядочно двигалась по экрану. Потом Стив Поттер организовал мозгу обратную связь – сигналы, поступающие от виртуальных глаз и органов осязания, стали преобразовываться в электрические импульсы, возвращающиеся к нейронам. Теперь, если «крыска» натыкалась на нарисованную перегородку, она ее ощущала как реальную стену и сворачивала. А если видела нарисованный источник света, то стремилась к нему.
Таким образом, живой мозг получил виртуальное тело и его это вполне устроило. Ученый назвал «крыску» Анимат, и теперь обучает ее выходить из лабиринта к свету. Мозг проявил свойства обучаемости, и Анимат, несколько раз столкнувшись с преградой, начинала ее потом обходить с правильной стороны. Если Стив Поттер даст ей и примитивные вкусовые ощущения, то Анимат научится не только искать сыр, но и получать от его поедания удовольствие.
И пока одни ученые в восторге от таких опытов, другие, специализирующиеся по вопросам биоэтики, начинают бить тревогу – а не создадим ли мы таким образом управляемых монстров. И главное – не захотим ли мы сами со временем уйти в компьютерную жизнь, которая по сравнению с реальной предлагает просто таки неограниченные возможности и впечатления?
КОМПЬЮТЕРНОЕ БЕССМЕРТИЕ
Почти все предсказатели любят пугать людей мрачным будущим. Например, в конце 19 века казалось, что Лондон через пятьдесят лет утонет в лошадином навозе – столько станет карет. Не стало. В середине 20-го многие считали, что атомная война между сверхдержавами неизбежна и Земля погибнет от ее последствий еще до 2000-го года. Не погибла.
Ужасные сценарии не сбываются – человечество успевает или адаптироваться или свернуть в другую сторону. Или вообще то, что казалось опасным, на самом деле оказывается желанным и даже спасительным. Достаточно вспомнить, как писатель Оруэлл пугал всевидящим оком старшего брата. Но пришло время - и крупные города развитых стран почти полностью оказались под присмотром камер наблюдения, а общество не только не возражает, но и требует их установить в школах и учреждениях.
Тот факт, что молодое поколение мало читает, и много времени просиживает перед компьютерами, скорее всего, означает только одно – это разворачивается новое время. Это нам сегодня видится перспектива, показанная в фильме «Матрица», пугающей, а на самом деле соединение реальной и виртуальной жизни может оказаться одним из путей в бессмертие. Одного только этого довода «за», если он будет реальным, уже достаточно, чтобы перевесить все возможные доводы «против».
Как такое бессмертие может выглядеть на практике? Ведь одно дело, перенести в компьютер тело крысы или даже человека, но совсем другое дело – сделать то же самое с мозгом, с самой личностью. Безусловно, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов, но уже немало ученых в мире допускают, что это вполне вероятно. К таким оптимистам относится и замдиректора Института социологии доктор философских наук Евгений Головаха.
«Вот, в чем, собственно, состоит моя идея - сказал он в одном из интервью. – Поскольку, как известно, количество мозговых нейронов у человека ограничено, то можно считать эту систему замкнутой. В любой же замкнутой системе – исчерпаемое число связей, а раз так, то эта система принципиально может быть смоделирована. Но уже, разумеется, не на тех биологических носителях, к которым мы с вами привыкли (клетках), а на искусственных – кибернетических.
Таким образом, новые поколения людей будут существовать биологически, а уходящие перебираться в кибернетическое пространство и жить там неограниченно долго. И эти два социума будут обязательно между собой контактировать и интеллектуально общаться – причем без какой бы то ни было вражды за источники биологического существования. Вот, кстати, заодно и решение проблемы перенаселения Земли. Впрочем, как именно всё это будет выглядеть, сказать сейчас трудно, но, я считаю, что в целом мир движется в сторону виртуального бессмертия».
АНЕКДОТ
Фанат компьютерных игр смотрит по телевизору соревнования по скалолазанию. Спортсмены лезут по вертикальной скале. У одного из них срывается нога, и он повисает на одной руке, уцепившись за маленький выступ. Пытается подтянуться… В самый напряженный момент геймер не выдерживает и кричит:
- Сохраняйся, идиот, да сохраняйся же!!!
ЦИТАТА
«Человек – существо несовершенное, конструкция неудачная. «Венец творения», как он сам себя называет, уязвим и смертен. Не заключается ли цель эволюции в соединении человека и компьютера и превращении его в подлинно разумного – бессмертного и всесильного?»
ХАНС ХАЛЬТЕР