ВмЭсто предисловия, хотя оно тут нах... не нужно.
Эта выкладка я надеюсь поможет певцам и певицам начигающим или уже достаточно опытным избежать многих ошибок, зачастую РОКОВЫХ, которые совершил "йа". Распространенным среди нас вокалистов является все-таки эстрадное пение, которому дают разные непонятные названия: "чистый вокал", "попсовый вокал", "роковый" и т.д.
Дело не в определении, а в механизмах пения, зная которые любой поверьте мне сможет петь так как ему заблагорассудится и позволит воспитание или идеология исполняемой музыки :). Гроулинг и скриминг - являются пением, но я про это ни хера не знаю, поэтому писать не буду. "Скорее к делу!" - скажет нетерпеливый молодой фанат группы Moonspell, Nightwish, Helloween, Tiamat, Stratovarius. Или любой другой где исполнитель поет "чистым". Хер, сначала несколько основных или даже ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ постулатов пения.
1. Певец должен петь своим природным тембром.(об этом позже)
2. Голос ДОЛЖЕН быть объемным. (об этом ЕЩЕ позже)
3. Певец ДОЛЖЕН знать хоть чуть-чуть о том что такое "резонаторные зоны", "певческое дыхание", "свой диапазон".
4. Певец может петь только тогда, когда он не обременен хроническими заболеваниями: ларингит, фарингит, тонзиллит, трахеит, бронхит, назафарингит.
5. Певец должен знать хотя бы азы нотной грамоты, это необходимо, хотя и не очень, для лучшего интонирования, но это нюансы, а многие в них не вдаются и получают многомиллионные гонорары.
Но не стоит думать о том что если Оззи пел как придется, то и вы так сможете самое главное в голосе ЭТО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ТО что позволит отличить вас от тысячи или если вы дейсвительно талантливы то и от миллиона других. Чу! Слышу кто-то обиженно цедит: "Я сам все знаю просто мне тяжело брать высокие ноты, да и голос у меня звучит как у "...", но только когда "....." (в "..." подставить нужное). Вот еще говорят: "Если я начну учиться петь я потеряю свою уникальность, индивидуальность, из меня сделают Билана, Паваротти и т.д. Поверьте мне, не сделают, это просто НЕВОЗМОЖНО. Вот например Хетвилд Джеймс (Metallica гитара, вокал) тоже не хотел заниматься с преподавателем, но после нескольких срывов голоса, таки обратился за помощью и в фильме про Metallica сказал, что упражнения которые мне дали не превращают меня в оперного певца, а позволяют сберечь голос и его звучание на долгие годы, причем пение Хетвилда я не могу назвать "штампованным" то есть так как он поют и могут петь немногие и он очень узнаваем, та же история с Dave Mustaine (Megadeth гитара, вокал). Эти советы они только лишь во благо, пойте как хотите, как Мумий Тролль, как Хетфилд, как Ронни Джеймс Дио да как кто угодно!!!, но только своим голосом и ПРАВИЛЬНО его (голос) используя. В принципе существует литература позволяющая заниматься одному, но на первых порах это практически невозможно, нужно "ухо со стороны", иначе можно загнать голос туда, окуда извлечь его потом будет тяжело. Да и сам материал в этой литературе предлагаемый не всегда соответствует запросам "потребителя" или неудобен в изложении (В. Морозов "Искусство резонансного пения" - требует недюжинной подготовки как умственной, так и "связочной", В.Емельянов (увы нет книги под рукой не помню название), вся его школа и все его приемы только для достаточно "крепких" связок и уже имеющих какой-никакой опыт работы, Сетт Риггз "Как стать звездой?" - если с аудио приложением то вполне приемлемый вариант, но опять же на первый взгляд покажется "сложным", "непонятным" так как он (Сетт Риггз) оперирует профессиональными понятиями с которыми не каждый знаком, да и вообще любое дело требует понимания, того "что ты" делаешь и "зачем", а пение так тем более, а я неуверен в том что те кому я адресовываяю свою м-м-м.... статейку шарят в вокальной терминологии, хотя и надеюсь на это .Ну вот вроде предисловие кончилось, ну если я чего-то не упустил, а если и упустил то х.. с ним сами разберетесь, или спросите когда прочитаете, а я отвечу. Кстати, Фредди Меркьюри - гей...:) А я нет. :):)
1. Главка нумер адын, махонькая.... и о том кого мы будем рассматривать как примерного потенциального читателя.
Возьмем человека, нет не человека, а скажем подростка после 15-ти лет, засунем ему в уши AC\DC, или исчо какую-нить хрень прикольную, он заплюется и закашляется и скажет "отстой", "старье" и попросит че-нить поуматнее да позлее, ну мы ему не откажем и воткнем, например, Linkin Park или нет Papa Roach, ну вобщем "ню" и не е..т! Он заорет диким голосом "ой, как весело!", и пытаясь подражать вокалисту похерит ко всем собачьим чертям все то о чем распинаются со времен античности певцы. (Ну я еще предполагаю что он не владеет каким-нибудь музыкальным инструментом, а пососедству есть "точка" где "лабают" волосатые и не очень, всякое музло прикольное, а сам он ходил в муз.школу, но давно. И бросил, а пианино выкинули, но талант то не зароешь!!! И вот потянуло на пение.)
1. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОДРАЖАТЬ, то есть не заставляйте свои связки работать в противоестественном для них режиме, манера пения это одно, а вот ПОДРАЖАНИЕ совсем другое.
Поскольку наш подросток не обладает достаточно развитым "вокальным ухом", а просто не в меру музыкален, то с"снимет" с голоса все самое стремное и бескайфовое, так как оно бросается в хм... определенно не в глаза, но бросается. :). Следующим его шагом должно стать создание группы, ну это я опущу, а пока группа собирается наш подопытный поет под "мафон" втыкает группу и хреначит до опупения пока соседи по батарее не начнут стучать, или мама не сообщит о том что ее хватил инфаркт, инсульт или еще че-нить, после вокальных излияний ее чада. А чадо охрипло, ибо пело Linkin Park (например) и завтра репетиция, а голос наутро все так же хрипит, ну да х..й с ним думает подопытный и идет на "репу" там два часа кряду надрывается, а в итоге месяц без голоса, узлы, или полная потеря голоса вообще. Неудачный пример, но весьма, сцуко, распространенный. А ведь окажись под рукой на точке хоть одно печатное излание про вокал или вокалист поопытнее подросток глядишь и запел бы, а там может и выдрессировал голос как у Linkin Park, да и попал бы на конкурс, а там х.з мож и вышел бы толк.??? "Эй, ты козел!", - кто-то крикнет, типо мол одни вопросы, а ответов, нет давай нам сразу, чтобы все запели как там на Западе. Хер!!! Сразу ничего не бывает, как это неуматно признавать.
2. Занимайтесь системно, например, 1 раз в день по 45 минут, на занятия, под "мафон" или под гитару, если рояля с концертмейстером нет, а если есть, то хули читаешь, вали на пары студент Академии Искусств или муз.училища. Мы тут не здесь!!! Рекомендую 3 раза в неделю репетиции по 2 часа, ну, а так как мы поем постоянно, мурлыкаем себе что-то, то мурлыкать рекомендую то что будешь петь, чем тише и ровнее и главное ТОЧНЕЕ будет мелодия тем проще потом будет ее петь как обычно, а мож и расковыряешь че-нить прикольное из того как можно спеть. А чисто занятий с распевками и упражнениями, кстати простыми, 5 раз в неделю, но надо знать меру, а то можно перетрудить голос и прощай мировые сцены и известность :).
ТИМБЕРЛЕЙК - МУДАК, ФУРТАДО - ДУРА!!!
3. НЕ ГОНИТЕСЬ за высокими нотами, или особенной манерой исполнения, возможно вы не знаете насколько уматно можете звучать сами и чем "брать за кишку" слушателя. Рекомендую записывать репетиции и занятия на диктофон, по х... на какой. Дома послушал внимательно, сосчитал количество фальшивых нот и "петухов" и мурлыкай себе тихонько пока в ноты не начнешь попадать, если так не получается, втыкаем плеер и тихо вместе с исполнителем поем. До тех пор пока не получится.
Чего-то длинная глава ну и нах..й ее.
Глава 2. Типа, продолжение.
Вобщем, давайте откровенно, петь это тяжело и неуматно!!! То не ешь, это не пей, опять же "секс" перед выступлением нерекомендован. Шарфик, теплое питье, нихт крепкое бухло... Ы-ы-ы!!! Бли-и-и-н!!!!
Немного о тембрах простым и понятным языком:
тенор - пидорский голос (высокий мужской)
баритон - голос настоящего мужчины (средний мужской)
бас - голос пропитый настоящим мужчиной. (низкий мужской).
Сопрано - писк и свист, но красиво.
Меццо-сопрано - густой и красивый женский голос
Контр-альто - группа "Чили", девушка с голосом мужчины.
:):):):):):):):):):):):):)
Эти определения или я бы даже сказал разделения более четко выражены в Академическом пении, в нашем же с вами случае мы довольствуемся:
низкий или высокий, средний, да и это не играет роли мы же не в опере. А так воем себе и воем, но предупреждаю, если вы чувствуете что вам высоко петь лучше пока не петь или петь пониже на чуть-чуть. Чтобы уверенно себя почувствовать в этой песне и месте в песне. А через несколько промежутков времени, например через месяц попробовать спеть выше, не получилось, тогда еще работаем в том диапазоне в котором удобно.
Обладателям высокого голоса от природы рекомендую сразу утопиться если не собираетесь его (голос) беречь, так тяжело потом что слов никаких не хватает... Вон Клаус Майне (Scorpions стока бабла вгрохал в операцию на связках!!! Еле восстановился потом и то не все ноты поет которые раньше пел), обладателям средних голосов: делайте че хотите, но в меру, низким голосам можно все!!!! (Связки толстые можно бухать, курить, пить холодное... Эх...).
Я знаю один древний китайский способ, как определить какой у тебя голос: сходить к педагогу, но они сцуко, иногда тупят. Хули, увы. Сходив к педагогу, вы возвращаетесь домой зная кто вы и что вы и начинаете следовать некоторым моим советам если хотите, а не хотите, то получайте самый ценный в мире опыт, опыт собственных ошибок. Так как в первой главе я давал советы общего характера, то сейчас пойдут, типа профессиональные излияния, готовы, ну тады погнали.
1. Певческое дыхание - еще его называют диафрагмальным, дыхание животом. По сути это использование нижней и верхней части легких при вдохе, а не только верхней как обычно. Этот способ АКСИОМА состоит из одних достоинств перечислять которые я так понимаю придется. первое и основное это продолжительность звуковедения, то есть продолжительное пение при минимальном количестве усилий (так только носом пыхнул!). Второе это отсутствие ффсяких некайфов как-то: гипервентиляция легких (часто сопровождающаяся головокружением), нелепые звуки при вдохе (типа "кончаю"), ну и конечно нехватка воздуха к концу длинных музыкальных фраз (кста, последнее можно четко прослушать у Ромы Зверя, хотя кому он нужен, но это типа "ржунимагу". Так делать - ИЗЗЯ!). Третье, самое сложное для понимания, но самое функционально необходимое для певца - ОПОРА ЗВУКА. Теперь вижу недоумевающие лица и овечьи, на лицах этих, глаза, что значит: "Ну х..ли, ну опора, да плавали, слышали слово такое, но это только оперникам надо, а нам нах?!". Да я сам точно не знаю, но пару догадок околонаучных, таки, ляпну:
а) Голос приобретает силу и устойчивость
б) Полетность.... Хм-м-м...Кисло звучит, короче, вас будет слышно с первого этажа до девятого, независимо от того громко или тихо вы поете.
в) Контроль голоса на всех участках диапазона. (Ну типа, петухов меньше будет наверху, а внизу не надо будет давиться).
Ага, кто-то уже, роняя кал, помчался к зеркалу "сдувать" и "надувать" живот, стой! Чувак, это исчо ни ффсе!!! А, и ладно, потом дочитаешь. Естественно что дыхание это не все, но при разумном использовании почти все. Ощущения должны быть как будто вы какаете (это наверху) середина диапазона ровно и свободно прошибая все бетонные перегородки долетает до ушей навряд ли восторженных слушателей. Старые мастера пения пели на свечку, так чтобы пламя не шелохнулось, но нам это, че коню горчичник. Поначалу мы будем использовать много воздуха, и не обращать внимание на звук голоса, чтобы что? Правильно, чтобы довести механизм вдоха, (ой, блин...ща быстро расскажу что это) до автоматизма.
МЕХАНИЗМ ВДОХА. (без хохмочек и выебонов).
Становимся прямо ноги на уровне плеч, руки висят вдоль тела свободно, смотрим вперед, рот захлопнули И-и-и короткий вдох носом, надувается живот, и хочется выдохнуть и эксперимента для берем и поем звук "И" на выдохе держим-держим-держим, все пипец, то есть певец. При этом мы как-будто давим этот звук из себя, но на самом деле он свободно льется. Почувствовав изменения в ощущениях постарайтесь их закрепить.
По дыханию можно написать е...ную гору трактатов, но толку не будет, потому что надо пробовать и прислушиваться к себе, ведь поете то вы и причем голос это не гитара, порвалась струна, купил новую, это сцуко, сложнее, но после года правильной работы можно достичь определенных результатов, все зависит от старания ну и конечно от системы по которой вы занимаетесь. То что я тут настрочил, не система, а собирательный образ вокальной методики, так что смело перечитайте еще гору книг по пению и позанимайтесь по ним, я кстати так и делал. Но наиболее эффективным является анализирование "хороших" певцов, т.е. слушаем и пытаемся понять что и как он сделал. Ну потом в натуре никто не удержится от того чтобы попробовать, но уже с нормальным вдохом.
Теперь об устройстве голосового аппарата. Тут придецца потупить фф картинки, я их не стану выкладывать, но рекомендую все-таки найти в книгах и посмотреть чего там и как, ну сложно, а кто сказал что будет легко? Я?! Сорри, я наврал. Поговорим про "резонаторные зоны" их устройство и назначение. Эх - ма тру-ля-ля! Тема-то широка и необъятна как Хуанхе, мать его, или Волга-Матушка.
1. ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР.
В него входит голова. Все! Нос!!! Лобная доля, гайморовы пазухи. Бля... Что это?
2. ГРУДНОЙ РЕЗОНАТОР.
Грудь, все на грудном резонаторе.
Сами по себе эти резонаторы тупо вместилища мозга и внутренних органов. Но если правильно вдохнуть, и послать воздух, куда надо, а куда надо это целая жизнь, то он превращается в "акустический ящик" придающий вашему голосу:
1. Полетность (опять же).
2. Контроль голоса.
3. Звонкость и ОБЪЕМНОСТЬ.
Грудной и головной резонаторы называют - верхний и нижний.
"ПАРАДОКС ПЕНИЯ: внизу используем верхний резонатор, вверху нижний!" Это для того чтобы внизу мы не гудели, а вверху не пищали.
Вечный вопрос всех певцов: Как попасть в резонаторы? Я им увы, не очень задавался, но кое-что могу подсказать.
ВЕРХНИЙ:
Берем дыхание ПРАВИЛЬНО, наклоняем свой корпус вперед примерно 120 градусов, эй!!! Положь, транспортир!!! Я ж примерно говорю. Кладем руки чуть повыше лобка, и издаем звук "и", одновременно ритмично надавливая руками. Че-нить поняли? Если да то вы почувствуете как и где формируется звук и в дальнейшем старайтесь "попасть" туда. Немного смахивает по ощущениям на звучание "раскачанного" голоса (Басков, Лещенко). Да простит меня Лев Валерианович. Раскачанные голоса - плохо. Но для нас это не существенно.
НИЖНИЙ:
Нужно постараться издать звук похожий на звучание трубы "ву", причем "в" с продыхом. Вобщем это лучше конечно показывать. Но если вы все-таки старательны, то поймать разницу между ощущениями сможете, положа руку на грудь, в область сердца, она будет вибрировать, и голова кстати тоже.
Эти эксперименты позволят вам определить точное местонахождение резонаторных зон. Потом при пении эти ощущения будут менее четкими, но если на высокой ноте попасть в "голову", базарю, ни с чем другим это спутать невозможно.
Говорить про музыку - то же самое что танцевать про кино. (с)