Неспешная застольная беседа с обладающим неплохим вкусом архитектором привела, как водится, к обсуждению ужасов современного особнякостроения. Что называется, разговорились.
-- Ну, может быть все-таки есть свет в конце тоннеля? - робко спросил я, -- ведь прогресс возможен, канули же в прошлое розовые пиджаки? И, наверное, уже скоро кто-то из олигархов закажет себе новый "Дом над водопадом", а?
-- Да нет. Уже - нет, и это "нет", происходит оттого что пройдена критическая точка, -- ответил архитектор и аккуратно возобновил себе тонкий слой виски на дне стакана, -- дело в том, что этот, как его, не помню, -- Хофман что-ли, которому Фрэнк Ллойд Райт строил свой шедевр был хотя и второразрядным американским купчиком, но все-таки он был воспитан в классической традиции, которая, согласитесь, предрасполагает к пониманию всех тонкостей.
-- Ну и что? - быстро возразил собеседник - а не учатся ли дети новой элиты в британских школах изящных искусств и не поглотят ли они основы основ прекрасного так же стремительно как сухая земля впитывает волшебный летний ливень?
-- Вы не улавливаете сути. Раньше была одна традиция, Сейчас -- много. Это плюрализм, понимаете? Если по каким либо причинам тебе не нравятся здания Нувеля и Калатравы, а нравится Мандрыкин, то это уже не дурновкусие, а плюрализм. Поняли теперь?
-- А шире -- совеременнное искусство?
-- Ну, а в чем разница-то?...
Я вышел в ночную Москву и в некоторой задумчивости ехал на такси по Большому Каменному мосту. В глаза бросилась огромная растяжка на стене, на которой был изображен сусальный портрет в золоченой раме. Да, да современное искусство - это сплошной плюрализм и в эту формулу отлично укладывается музей народного художника Шилова по близкому соседству с Fine art state museum Pushkin, для которого сам лорд Фостер проектирует музейное пространство. Да-да, как верно сказано... Плюрализм. А я-то думал, что это говно.
...Таким образом -- причем сугубо эмпирическим путем -- мы приближаемся к одной из самых неразгаданных тайн современности (некоторые утверждают, что она сродни даже загадке жизни) - к тому, что есть такое современное, оно же "актуальное" искусство, в оригинале -- Contemporary art. И с чем, собственно говоря, его едят и какое к случаю следует подавать вино? Да, и когда оно вообще появилось на свет? Вряд ли в роскошных парижских салонах изысканно одетые дамы, обмахиваясь веерами, жеманно произносили фразочки типа "...да-да, Дега очень актуальный художник, он как никто другой чувствует тренд дня". А сейчас ведь наши девчонки могут завернуть и покруче фразочку.
Но главное - вот это краеугольное словечко "актуальный", право наделять которым дано узкой группе загадочных лиц. Попасть в их число невозможно, круг строго ограничен - это как строго зафиксированное число французских академиков, когда пока не умер кто-то из старых, новый не может быть избран. Можно еще сравнить с советским ОТК, когда только строго проверенным партией людям вручались сакральные клейма "1 сорт" и "брак". И вот второе-то как раз самое страшное. Если ты художник и кто-то из небожителей, проходя мимо того, над чем ты бился все последние годы с размаху шлепнул по холсту: "Неактуально!", то все -- дело труба и жизнь кончена, хватай веревку и камень и беги топиться, благо речка Яуза от "Винзавода" недалеко. И еще ведь скажут: "Боже, как несовременно утопился этот Горемыкин! Вчерашний день какой-то"
Что характерно, внезапно попасть в категорию "отстой" может каждый.
В Питере живет и напряженно творчески работает ... , человек одинаково потрясающего таланта одновременно в литературе и в живописи, примеров чему, кстати, не знаю. Книг в последнее время не пишет, а вот картины -- вовсю. Мастерство и глубина его вещей растут год от года. Он обласкан критикой, которая довольно вредная и злая старуха, но его милостиво величает едва ли не лучшим питерским живописцем. Его картины, которые много лет назад он продавал друзьям за символическую цену, сейчас стоят десятки тысяч не рублей и их все равно нет на рынке, потому что из желающих купить стоит очередь. Такие дела.
А недавно я разговаривал со старой подругой, средних лет девушкой (весьма состоятельной ) и, что называется "продвинутой" и в связи с чем активно в последнее время интересующейся "современным искусством". У нее нет ни одной картины..... У наших общих друзей - восемь. И это факт долгое время не давал ей покоя. Но все-таки подвернулся удобный случай. Нет, не картину купить
-- Читала я тут про твоего .... статью одной критикессы. Ну, толковая девка. Правильно она подметила, что он хоть и хороший, но не абсолютно современный художник. Понимаешь, о чем я?..
-- Как это, подожди... Пардон, он же живет именно сейчас, в настоящую минуту и при этом за его картины дают по пятьдесят тысяч долларов!
--Ну и что? Он не актуален.
Дальше на эту тему разговаривать было бессмысленно.
Жизненное функционирование человека описывается довольно-таки точной наукой медициной. Его же постоянные творческие выбросы - искусство- и литературоведением, которые к строгим дисциплинам отнести ну никак нельзя. Отсюда, видимо и вся загадочность вопроса - от бесконечной многовариантности толкований. И если физики по обе стороны океана, почесав в свое время свои лысые (или напротив - кудрявые) репы, написали абсолютно идентичные формулы, приведшие в итоге к созданию атомной бомбы, то в случае с "современным искусством" все гораздо запутаннее. Не говоря уж про то, что на сегодняшний день ситуация такова, что любой желающий вообще может объявить атомную бомбу не чем иным как "контемпорариартом", а к примеру, серию происходящих атомных испытаний на атолле - перфомансом, хэппинингом и акцией - да чем угодно и поименовать авторов: "Ферми, Эйнштейн, куратор Х". Почему Х в соавторах у Ферми? Да потому что Х первым понял, что атомная бомба до сих пор актуальна, а застывшие в шахтах
ракеты - суть инсталляция всемирного масштаба. Правда, ее не сможет приобрести в собственность даже сам Абрамович и даже в случае создания им кооперации с Фридманом и Дерипаской. А ведь еще недавно нашу часть можно было довольно легко купить. И даже не сильно дорого. Это ли не пример того, что настоящее искусство лишь дорожает со временем? И в связи с чем надо в него вкладываться "по полной".
Конечно, можно было бы и нужно к случаю порассуждать всласть про единство места и времени (пространство не в счет), но это никому не нужно. Просто спросим себя актуальны ли были знаменитые герасимовские "Два вождя после дождя" -- "Сталин и Ворошилов в Кремле" в момент их написания? Да не то слово как. И такой "тренд" не снился никакому Дэмиену Хирсту со всеми его акулами в формалине и платиновыми черепами с алмазами. Хотя и они не плохи, в целом-то. Искусство ведь вообще вещь изначально, базово хорошая. Это уже потом начинаются игры и суета.
Но в заключение признаемся себе честно, что мерило всеобщее все-таки есть. Это цена.
И если Третьяковка решит вдруг расстаться с "вождями" и выставит этот шедевр соцреализма на торги, то можно не сомневаться, что вырученная сумма будет просто астрономической и шокирует культурную общественность. Как из года в год бесят ее результаты лондонских "русских торгов". "Шишкин - эпигон немецкой школы и плохой художник!" -- кричат искусствоведы всех мастей и регалий, -- "..Айвазовский ремесленник и ловкий шарлатан!". Оно может и так. А денег все равно стоят.
...Когда аукционный дом Crystie.s привозил в Москву, в Дом Пашкова небольшое собрание шедевров, предназначенных к продаже (включая "последнего" Вермеера), то среди прочих там были несколько полотен дико модных в последние годы современных китайских художников. Цены подразумевались баснословные (ну если холстик повесили в один ряд с Пикассо, Модильяни и Матиссом, то сами понимаете). Я, стоя перед шедевром неведомого мне доселе молодого мастера из Поднебесной думал: "...ну надо же. Тысячи долларов бы не дал!"
А китайцы дали миллионы
Вот и все.
12-09-2008 22:13:24
Cat Vaska
Может, без всего это бизнес лучше просто бухнем,
себастьян перейро 12-09-2008 22:23:45
говно про говно, почитаем
12-09-2008 22:27:47
Ниумейу таг зоумно, ибо иснищибродафф мы, но, сцуко, пронигсо, кдета сагласин. 4*.
12-09-2008 22:30:16
ис каментофф ястно, што аффтар любит ебать лысых людей, деньги и китайцефф
это конешно не подвиг, но что-то героическое в этом есть (с)
себастьян перейро 12-09-2008 22:32:13
да.
слова - актуальный, коллапс(если не относится к коллайдеру и страпелькам)
и всякая остальная хуетень такого плана,
вызывают чувство глубочайшего отвращения и реальную такую отрыжку,
в общем аффтар. надо в другой таблоид отправлять такие высеры, тем более в пятницу вечером.
китайские художники это что-то
себастьян перейро 12-09-2008 22:42:25
пипец ахтунги черезтрёх,
куда катится мир?
пойду пивка ебану-сушит
12-09-2008 22:43:16
Накарябано говенно и современно...
Кароче - Contemporary art.
Фтопку
Непьющий Лаовай 12-09-2008 22:50:11
вот и все
нудный 12-09-2008 22:54:27
и не говари автор, заебли толпы нищебродов
с притензией на интелигентность.
Автару-будь думающим, но не пишушим.
Гавнодавыч 12-09-2008 23:23:22
Четать не буду ибо ПОХ, потому как нех, априори бздя сплашная, ебитесь в рот и уши как завещал великий.
12-09-2008 23:27:28
Какие же мудаки здесь бродят)
12-09-2008 23:30:09
"Жизненное функционирование человека описывается довольно-таки точной наукой медициной."
Афтырь плохо обращается с 32 буквами русскаго алфавита, посему можно сделать вывод, что он - графоман кристаллической чистоты, а его тексты заслуживают слива в гарадскую канализацию.
12-09-2008 23:35:43
Тукульти-Нинурта
Ебацца бум?
12-09-2008 23:48:16
Не понимаю смысла афтарсково визгу. На попсовое говно всегда больше народу залипает, на то она и попса. А цены на работу ни хуя не показатель, это пиндостайл галимый. К сожалению, общепринятый.
12-09-2008 23:49:23
Уа-ха-ха.
Штоб ты знал, синяя морда, мон мужик 110 кг чистаго весу.
12-09-2008 23:58:20
Тукульти-Нинурта
Это тычск чему? Я мужиков не ебу независо от их веса
Или к тому, что привыкла массу держать - так у меня хуй сухой за пять кг весит. Ну а кака намочишь слюнями - так и более.
Я вот ттокак не знаю - это тебе или твоему мужику говорить - кто большеи хуями интеремуецца?
Гавнодавыч 13-09-2008 00:14:37
>Тукульти-Нинурта
>Это тычск чему? Я мужиков не ебу независо от их веса
>Или к тому, что привыкла массу держать - так у меня хуй сухой за пять кг весит. Ну а кака намочишь слюнями - так и более.
>Я вот ттокак не знаю - это тебе или твоему мужику говорить - кто большеи хуями интеремуецца?
Иван-ты пьян-ступай спать!
Софья Веселовская 13-09-2008 00:19:05
Редкая полемическая проза на ресурсе.
А мысли интересные.
Для тех, кто мыслит...
всем добрый вечер.
Вечер дома у камина с размышлениями о вечном.
и о сиюминутном.
Софья Веселовская 13-09-2008 00:20:30
Как-то случайно нахнула два знака "бисканечность"...
И это знаково, прямо по теме крео!!!
мерзкий дедуся 13-09-2008 00:46:09
Да-да, это плюрализм, хотя и говном кажется...
мерзкий дедуся 13-09-2008 00:47:05
А, да, и вина к этому никакого подавать не надо!
Мастир Йоба 13-09-2008 00:49:40
умно
Гавнодавыч 13-09-2008 00:53:04
Умно и гамно знатно рифмуются
мерзкий дедуся 13-09-2008 00:53:25
"А китайцы дали миллионы"
А их миллиарды :)
13-09-2008 01:31:24
этож надо бля-поспорили с архитектором))
..прямо бля гришковец в рубашке
Массонское назидание для ебанутых 13-09-2008 01:31:45
автор начал за здравие, закончил заупокой.
тебе архитектор про "критическую точку" говорил, про "атомизацию" индивидов, явлений, мнений стремящуюся к бесконечности, а ты свел все к "эрудиции" и китайскому баблу.
может ты автор и эрудит, но за холстами видишь только холсты и не более.
Дальнабойщег 13-09-2008 03:25:15
Аффтар стопудово эрудит
13-09-2008 03:33:14
А, хуле сотку на халяву не ёбнуть?
13-09-2008 03:35:17
Вот ну зачем? Вроде взрослый пацан, К полтиннику уже.
Ан нед. В кажном дитё сидит.
13-09-2008 03:36:49
Ну 100.
Ну и хуле?
Пойду дальше прект косячный сёрфить.
Блять, сколько косякофф!!!
Who Янсон 13-09-2008 03:52:44
Хуяссе.
а у меня денег на установку пары десяти кубовых реакторов с обвязкой, помещением в чистом поле, с подводкой всего, что положено и оплатой земли - не хватает. не хватает денег.
а тут китайских художников поминают.
да пусть они на хую японском вертятся, черти!
13-09-2008 04:22:49
и чо сопссна?
faq 13-09-2008 05:25:02
хуйпесда, неинтересна
толпа дарвенов, чилавег тыщща 13-09-2008 05:51:38
афтар - хронический дебил. имхо, разумеецца.
13-09-2008 06:33:36
есть кто?
13-09-2008 06:34:29
превед, червяки
13-09-2008 06:35:03
забор нахать будете?
13-09-2008 06:35:24
не будете? а чо?
13-09-2008 06:35:34
будем
13-09-2008 06:35:34
тогда я нахну
13-09-2008 06:36:06
сцукобляцкий триждыхуй
13-09-2008 06:36:56
ты блять зубы-то пачистил? пасрал?
13-09-2008 06:38:26
нет исчо, я с утра обычно нахаю, а патом уже всеми астальными делами занимаюсь
такой распорядок дня, ничего не поделаешь
13-09-2008 06:39:50
и ты с полным говна кишечником и вонючей ротовой полостью грубо врываешся в священный нахенг?
13-09-2008 07:58:06
ну и говнииииища пидарская !!!!!! нихуя не про говно а про долбайобофф - а фтор соси хуй по тургеньевски - непадымая вуале!!
Данунах 13-09-2008 07:59:08
четать?
Данунах 13-09-2008 08:00:53
пра ИЗО и шЫшки-на. данунах
Душегуб 13-09-2008 09:24:34
ну че там с нахенгом
14-09-2008 12:47:48
Иван, брось на хуй писать, не твое это...
Gorgeous(femail) 27-10-2008 19:17:51
Sdaetsya mne eto ne ego viser s boyanil pudova. Sravnite s drugimi sovershenno raznimi lyudmi napisano.
Debil ti dyadya redkostnii
|