На холм могильный
Принес не лотос святой,
А простой цветок.
(Мацуо Басё)
Эта история произошла, когда я был вхож в “Ассоциацию стажеров Японского Центра”. Будущие “стажеры” перезнакомились на теплоходе “Антонина Нежданова” во время поездки в Тояму на международную выставку EXPO-2000. Всю дорогу туда и обратно осеннее Японское Море немилосердно штормило и болтало наше старенькое судно. Леча морскую болезнь обильными возлияниями, измученные пассажиры не вылезали из кают-компании. Там они усиленно бухали, азартно травили бородатые анекдоты и непрерывно орали дурными голосами “караокУ по-русски”. В результате, по возвращению на Родину все так передружились, что восторженно решили “не расставаться”, а замутить что-нибудь такое-этакое, обязательно связанное с Японией. Так и родилась идея создания “ассоциации”. Никакого официального статуса эта структура никогда не имела – “стажерам” даже в голову не пришло, что ее нужно регистрировать. Она существовала только в полудетском сознании ее членов, как тайная масонская ложа или виртуальная церковь Последнего Пришествия. До смерти замучив своими заседаниями нескольких поочередно сменившихся директоров Японского Центра, первые полгода адепты-дилетанты серьезно и вдумчиво придумывали “программу” и “устав” своей несуществующей организации. Еще полгода они проводили малопонятные собрания, на которые (для пущей важности) иногда притаскивали каких-то облезлых японцев. На этих собраниях все как попугаи твердили о необходимости “расширять японо-российские отношения в сфере культуры и малого бизнеса”. Насколько мне известно, дальше болтовни дело так и не пошло. Со временем эта организация не то чтобы распалась (то, чего не было, не может распасться), а просто как-то незаметно сошла на нет, как стихийные курсы вязания крючком бабы Мани.
Почему я вспомнил о ней? Мне кажется, SJM вышли на меня именно через нее. Сокращенно они называли себя SJM. Группа энтузиастов, решивших за свой счет приехать в Россию с концертами национальной японской музыки и песни. Мода на японскую культуру и прочую азиатскую экзотику давно привела к тому, что в нашей стране стихийно развелось много мелких клубов “русско-японской дружбы”, главным образом на дилетанском уровне изучающих оригами и икебану. Вот с одним из таких “почти официальных” клубов нашего города SJM и списались, попросив в частном порядке прислать приглашения. Возглявляли этот клуб самые обычные учителя самой обычной (даже без восточного уклона) средней школы. Такие же энтузиасты, как и напросившиеся к ним в гости музыканты. Как известно, если не нужно платить из своего кармана, русские люди завсегда готовы помочь. Поэтому хлопоты с утрясанием визовых формальностей не заняли много времени. Принимающей стороне удалось обеспечить гостям скромные, но вполне приличные театральные подмостки в актовом зале и благодарную публику в лице своих учеников (разумеется, выступления были задуманы как полностью бесплатные с обоих сторон). Организацию программы отдыха взял на себя я.
Почему SJM выбрали именно этот клуб? Не знаю. Видимо, только там согласились принять творческий коллектив без имен и званий. У них не было авторитетной поддержки не только японского МИДа, но и Генерального Консульства и Японского Центра. Они приехали как частные лица, как туристы, и мне пришлось основательно попотеть, разъясняя подозрительным таможенникам назначение громоздкого кото – японского варианта гуслей. Искать сопровождающего им пришлось тоже через неофициальные каналы, вроде упомянутой “ассоциации стажеров” и всяких “гильдий гидов-переводчиков”. Деньги за работу они предлагали смешные, поэтому неудивительно, что желающих сопровождать их не нашлось слишком много. Я до сих пор не знаю, почему согласился работать с ними.
Они приехали на пять дней. Группа состояла из шести человек. Собственно музыкантов было всего четверо, сверх того была одна певица. Как я сразу понял, профессионалов среди них не было вовсе. Только самый старший участник, организатор и художественный руководитель ансамбля Окада-сан вроде когда-то изучал скрипку, и на старости лет решил возродить былое увлечение. Да еще парнишка с совершенно русским именем Сёма (“сё” летать + “ма” конь = “сёма” пегас) поигрывал для души на саксе. Остальные были новичками-любителями. Тем не менее, по их рассказам, они успешно репетировали уже полгода и спешили поделиться с русской публикой своим искусством.
Шестым членом группы была Хироми, не имевшая никакого отношения к музыке. Она выполняла роль туркондактора. Туркондактор (не путать с лидером группы!) – был и будет коллегой и товарищем по несчастью, надеждой и опорой каждого русского гида-переводчика. Получить группу с туркондактором всегда считалось большой удачей. Как правило, эти молодые парнишки и девчонки на побегушках у всей группы “мала-мала гаварити па руски”, и их присутствие значительно облегчало работу гида. Поэтому из всей группы больше всего общаться мне пришлось именно с Хироми.
Она была смешной, толстенькой и озабоченной сразу всеми мировыми проблемами девчонкой. До сих пор помню ее такой – вечно суетящейся и переживающей из-за каких-то пустяков. У японских девушек (как, впрочем и у наших) ум и красота находятся в обратно-пропорциональном соотношении. Так вот, эта девчонка была ОЧЕНЬ умная. И очень честная.
– Как тебе наш город? – вкрадчиво спрашиваю я, ожидая привычных реверансов в стиле “ах, это дальневосточный Сан-Франциско!”, “ох, какие фееричные холмы!”, “истинно, пленительная старинная архитектура!” и т.д.
– Как бы сказать по-мягче, – она серьезно морщит крохотный нос, – Убогий, грязный и вонючий... Но ты не расстраивайся, бывают еще хуже. Ты Джамамалумпулу не видел!
Один раз она меня удивила.
– Ой, нас опять не встретили! Что же делать, как же быть?! Какой позор на мою голову! Я потеряю лицо перед уважаемым Окада-саном и другими господами! Вы, русские... у нас даже есть специальный термин “росиа тайму”... это когда никто не выполняет своих обещаний и опаздывает к назначенным встречам...
– Что ж, – мне становится обидно за соотечественников и я полушутя возражаю, – Зато у нас, у русских, широкая душа!
Она вдруг замолкает и несколько секунд напряженно думает, – Да, это так, – вдруг тихо и грустно говорит она, – Я люблю русских именно за то, что у вас душа широкая, а у нас, японцев, нет...
Может, поэтому они приехали именно в Россию?
Они не были похожи ни на одну из тургруппы, которые мне приходилось сопровождать до и после этого. Самое главное, что отличало их – некая невидимая с первого взгляда общность. Они не были родственниками, они принадлежали к разным возрастным, профессиональным и социальным кругам, но производили впечатление маленького дружного клана. Их не интересовали злачные места и запретные развлечения нашего порочного города, они всегда держались вместе. Конечно, их объединяла музыка, но было кое-что еще. Как-то раз я слышал историю про японца, объехавшего весь мир только ради того, чтобы отведать суси в разных ресторанах и написать об этом книгу. Мне кажется, тот человек был вопложением главной болезни своей нации – неумения и нежелания вылезти из своего островного болота, страха перед всем иностранным и непонятным. Но эти ребята были совсем другие, они жадно кидались на все новое. Сделав формальный круг почета по городу, осмотрев наши скучные достопримечательности и убогие места отдыха, они на второй же день, к моему удивлению, попросили отвезти их не в казино, а на природу.
“Экзотика и приключения – это наши увлечения!” аккуратно вышито на бомберке у нашего проводника-“бойскаута”.
– Слышь, братан... Переведи им, чтобы отошли от края! Это очень опасно, карниз может рухнуть! – он тревожно теребит меня за рукав. Я и сам вижу, что мои подопечные что-то не на шутку разбушевались. Мы стоим на самой вершине скалы, куда нас привел нанятый мною проводник из нелегальной (как и весь основной бизнес в нашем городе) турфирмочки. Здесь, на вершине, очень красиво. Почти валя с ног, дует сильный переменный ветер. Мы одеты в резиновые сапоги, чтобы ноги не скользили по шероховатым валунам. Я наблюдаю, как весь вокально-инструментальный коллектив сгрудился на самой кромке утеса. Как дети, они с криками и воплями азартно швыряют камни в лежащий под нами котлован, стараясь попасть в огромную мутную лужу. Несмотря на кажущуюся легкости, сделать это довольно трудно, поскольку ветер относит в сторону даже увесистые камни. После каждого удачного попадания раздается перекрывающие свист ветра рев восторга.
– Какие-то они у тебя безбашенные, – качая бритой наголо головой, говорит мне проводник, когда мы выбираемся из катакомб, – Уж на что америкосы отвязные, а и то потише себя ведут. Первый раз вижу, чтобы японцы так отрывались.
Перед первым концертом все заметно волновались. Нам с Хироми выпала честь сыграть роль двух конферансье, в непринужденном диалоге ведущих музыкальный вечер. Впадая в тихий ужас от свалившейся на нее ответственности, она исступленно зубрила написанные мною реплики, строя самые мрачные прогнозы. Однако, несмотря на все страхи мнительной Хироми, концерты прошли “на ура”. Предсказуемый недостаток мастерства с лихвой компенсировался старанием исполнителей, а также искренней поддержкой зала. После этого были и традиционные групповые фото на память, и трогательный обмен памятными подарками. Как и полагается, был общий прощальный стол с салатами оливье и шампанским в пластиковых стаканчиках, а также с японскими сладостями, больше похожими на мексиканскую приправу.
Полное название их самодеятельного ансамбля было “Senbazuru Jazz-Mix”. Когда я первый раз услышал его, слух царапнуло мрачноватое слово “Сембадзуру” (“Тысячекрылый Журавль”). По известным причинам, использовать его всуе считается дурным тоном. Но тогда я не придал этому значения.
А потом они вернулись домой. Довольно долго я переписывался с Хироми. И только тогда, из ее писем, я узнал историю их коллектива.
1) Наоко СЕННО (ака Тереза Тен), 30 лет. Сопрано, исполнительница народных песен “минъё” и “нанивабуси”. Метастазы после удаления левой груди. Умерла в 2002 году в больнице университета Торонто.
2) Тикара ДЗЮН (ака Михаил Юрьевич), 25 лет. Китайская флейта. Диагноз неизвестен. Умер в 2002 году в частной клинике где-то на юге Хонсю.
3) Кен'ити ТАКИДЗАВА, около сорока. Кото. Неоперабельная опухоль тонкого кишечника. В конце 2002 года был еще жив, дальнейшая судьба неизвестна.
4) Сёма <фамилии не помню> (ака Silver Tiger), 27 лет. Саксафон. Диагноз неизвестен. Умер в частной клинике префектуры Тиба в 2002 году.
5) господин ОКАДА <имени не знаю>, около пятидесяти. Скрипка, лидер группы. Диагноз неизвестен. Умер в 2002 году в муниципальном госпитале города Нагоя.
6) Хироми КИТАХАРА (ака Принцесса Кошек), 21 год. Туркондактор. Рак крови. Предположительно умерла в доме родителей в городе Тоттори одноименной префектуры, в конце 2002 - начале 2003 года.
Во многим клиниках мира неизлечимым больным рекомендуют найти хобби, которое наполнило бы смыслом их последние дни. Они выбрали музыку и привезли ее в Россию. В дар тем, кто согласится его принять. Это был их прощальный подарок миру – их первое и последнее “гастрольное турне”. Отправляясь в него, они знали, что ждет их по возвращению. Они ушли один за другим в течении одного года. Как я думаю, предпоследней умерла Хироми.
Я уже почти не помню их лиц. Сколько я ни искал, две-три скверные фотографии безвозвратно затерялись в глянцевом ворохе, который неизбежно скапливается в шкафу любого “мадогути”. Как дорожная пыль на сапогах странника. Их образы навсегда растворились в водовороте никому не нужных, навеки застывших пьянок с какими-то давно забытыми случайными людьми.
Я не помню даже их выступления, что они играли и пели. Но я почему-то очень ярко помню тот ветренный день. Закрывая глаза, я вижу шестерых сембадзуру в одинаковых оранжевых сапогах. Стоящих на крошащемся краю пропасти и кидающих в нее камни.
Knock-knock-knock to the heaven doors
“Достучаться до небес” по-японски
Таварисч Ф 25-11-2004 09:33:11
Тронуло.
Фрунзе 25-11-2004 09:58:28
Ветеринар (да не тот)25-11-2004 10:59
Слушай Силю: Убивать себя надобно с чувством, столком, размеренно... ну и т.д.
Нэкосан 25-11-2004 10:48:15
Вадян, затронул меня этот креатифф.
Вот за что я люлблю удафф.ком.
Ещё раз спасибо за текст.
Вводитель 25-11-2004 10:55:33
Ахуенно, зацыпило шо писдец. В избранное!
Падлик 25-11-2004 11:05:23
Хм. Нада прочитать предыдущие расказы афтара про епонию.
Luka 25-11-2004 11:12:09
да-а...
а йа вот фильм "запах женщины" люблю...
Luka 25-11-2004 11:14:52
каво-то напомнило... сэлинджера штоли... да и похуй... песдато, кароче...
мухи насрали 25-11-2004 12:09:32
изумительный цикл.
спасибо, вадян!
я забыл подписацца, асёл 25-11-2004 12:14:01
EEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEE
EEEE EEEEEEEEEEEEEEE EEEEEE
EEEEE EEEEEEEEEEEEE EEEEEEE
EEEEEE EEEEEEEEEEE EEEEEEEE
EEEEEEE EEEEEEEEE EEEEEEEEE
EEEEEEEE EEEEEEE EEEEEEEEEE
EEEEEEEEE EEEEE EEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEE EEE EEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEE EEE EEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEE EEEEE EEEEEEEEEEE
EEEEEEEE EEEEEEE EEEEEEEEEE
EEEEEEE EEEEEEEEE EEEEEEEEE
EEEEEE EEEEEEEEEEE EEEEEEEE
EEEEE EEEEEEEEEEEEE EEEEEEE
EEEE EEEEEEEEEEEEEEE EEEEEE
EEE EEEEEEEEEEEEEEEEE EEEEE
EEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEE
EEE EEEEEEEEEEEEEEEEE EEEEE
EEEE EEEEEEEEEEEEEEE EEEEEE
EEEEE EEEEEEEEEEEEE EEEEEEE
EEEEEE EEEEEEEEEEE EEEEEEEE
EEEEEEE EEEEEEEEE EEEEEEEEE
EEEEEEEE EEEEEEE EEEEEEEEEE
EEEEEEEEE EEEEE EEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEE EEE EEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEE E EEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEE EEEEEEEEEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEE EEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEE EEEEEEEEEEEEE
EEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEE
EEE EEEEEEEEEEEEEE EEEEE
EEE EEEEEEEEEEEEE EEEEE
EEE EEEEEEEEEEEE E EEEEE
EEE EEEEEEEEEEE EE EEEEE
EEE EEEEEEEEEE EEE EEEEE
EEE EEEEEEEEE EEEE EEEEE
EEE EEEEEEEE EEEEE EEEEE
EEE EEEEEEE EEEEEE EEEEE
EEE EEEEEE EEEEEEE EEEEE
EEE EEEEE EEEEEEEE EEEEE
EEE EEEE EEEEEEEEE EEEEE
EEE EEE EEEEEEEEEE EEEEE
EEE EE EEEEEEEEEEE EEEEE
EEE E EEEEEEEEEEEE EEEEE
EEE EEEEEEEEEEEEE EEEEE
EEE EEEEEEEEEEEEEE EEEEE
EEE EEEEEEEEEEEEEEE EEEEE
EEE EEEEEEEEEEEEEEEE EEEEE
EEE EEEEEEEEEEEEEEEEE EEEEE
EEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEEE
FerroAndre 25-11-2004 12:33:11
Асёл жжот креативно спижженым коментом.
Вадяну респект за небанальные рассказы.
Единственно правильный и неутешительный вывод - для того, чтоб японец смог себе позволить быть человеком, ему надо быть приговорённым врачами:(((
Медведь Шатун 25-11-2004 12:33:57
Интересно, глубоко.
спасиба Вадян, пиши еще.
Заценщык 25-11-2004 12:44:04
А гыде пра ёблю-та?
Эт пистец, ни минета, ни пад шкуру никаму ни присцунули, ни в ачко ни отъипали...
Какаята хуйняс
Доктор Менгеле 25-11-2004 13:08:02
мегариспект!
пешы пачашше
samuill 25-11-2004 13:28:12
странное чувство, что пока человек... как бы сказать... нормальный, пока ему ничего не угрожает, его жизнь течёт нормальным чередом, то он не дёргаеца, ничего особенного не вытворяет.
как только выясняеца, что он смертельно болен (или становица инвалидом), что ему отпущено Х лет (месяцев, дней, часов), он вдруг находит (или пытаеца найти) СМЫСЛ оставшейся жизни и начинает совершать ПОСТУПКИ.
Букетик цветов
Вернулся к старым корням,
На могилу лег.
сАня 25-11-2004 18:03:53
Хорош.Отличный рассказ!Понимаю Японцев...Ведь классно сгонять во Владивосток перед смертью.Сам оттуда,а живу щас в этой гнелой , ванючей, убогой Мо..ве!
Заебла она уже...
Респект тебе Вадян!
Пиши еще...
segmentation fault 25-11-2004 18:27:20
Вадян, Здорово . пиши еще
Как уже было сказано за это я и люблю удафф.ком.
Александр Григорьевич Лукашенко 25-11-2004 19:20:59
Мне кажется это самоя слабая часть.
Смысл понятен.
Но вот нестыкофка - обречённая девушка говорит, что город грязный и тусклый, хотя теоретически должна радовацца каждому прожитому часу и глотку воздуха.
Или я уже перебдел?
В любом случае четаю тебя с удовольствием. Пеши.
Вадян Рондоноид 26-11-2004 01:04:28
Александр Григорьевич Лукашенко 25-11-2004 22:20
дело в том, что наш город действительно убогий, грязный и вонючий
та девушка была ЕДИНСТВЕННОЙ, кто озвучила это вслух
понятно, нужно радоваться проявлению жизни в любом виде, но не до такой же степени
чтобы восторгаться убожеством
Вадян Рондоноид 26-11-2004 01:11:11
человек становится человеком,
когда (зачастую только перед смертью)
освобождается от условностей и перестает лицемерить
Леха 26-11-2004 04:33:58
Вадян Рондоноид-молодца!
очень силно написано, пиши есче про Японию!
Хунтер 26-11-2004 04:34:49
Вадян... очень понравилось.
спасибо.
Ёж 26-11-2004 05:04:29
оч хороший роскас
brok 26-11-2004 05:30:49
потрясен
Мустанг 26-11-2004 05:41:32
Ахуенно!
Вадян, будешь в Красноярске - не потеряйся! Надеюсь, познакомимся.
Какатумба 26-11-2004 05:45:01
Понравилось очень, спасибо.
Вопрос, если можно - когда ты последний раз в Японии был?
Еще раз скажу - написано очень хорошо, если это правдивая история, хорошо вдвойне. В твоем последнем комментарии так и подмывает заменить первое слово "человек" на слово "японец"...
Вадян Рондоноид 26-11-2004 05:45:12
Мустанг26-11-2004 08:41
обязательно, комрад !
когда в следующий раз через Сибирь поеду - заскочу за огонек
Вадян Рондоноид 26-11-2004 05:50:34
Какатумба26-11-2004 08:45
> Вопрос, если можно - когда ты последний раз в Японии был?
ранней весной этого года
> В твоем последнем комментарии так и подмывает заменить первое слово "человек" на слово "японец"...
согласен, по моим рассказам может создаться ощущение, что я их идеализирую, но на самом деле это не так
почему-то получилось, что наиболее яркие личности, события и встречи в моей жизни связаны именно с этой страной
Мустанг 26-11-2004 05:51:40
***Вадян Рондоноид 26-11-2004 08:45
моё:
76539360
mustang@udaff.com
Какатумба 26-11-2004 05:55:43
Вадян Рондоноид 26-11-2004 08:50
"почему-то получилось, что наиболее яркие личности, события и встречи в моей жизни связаны именно с этой страной."
Очень хорошо тебя понимаю...настоящие Яркие Личности и события, которых и в других странах немало - здесь же они воспринимаются особо контастно, и поэтому запоминаются надолго и сильно.
распиздяец 26-11-2004 06:06:27
Вадян, ахуэнна
зачот, б/п
давай пеши, четать б/п ентересна
Дварняга 26-11-2004 07:00:48
Очинь грустна, зачот.
Грустна то, что вапщета без раздницы, чиво перет смертью делать. Музыку йабланам играть или там в кантору прадалжать ползать. Блиать вапще бизраздницы.
Найабываим сами сибя всю жизднь.
Эстет, бля 26-11-2004 07:24:33
отличный текст.
каментатар 26-11-2004 07:27:27
очинь хароший креатиф. зачот аданзначна
Brasileiro 26-11-2004 07:31:30
Вадян, нормальный у нас город. Не хуже других провинциальных городов.
Zubilo 26-11-2004 07:46:24
Очень и очень здороафска. Автор - несомненно талантлив. Молодец. Все, кто писал здесь хуйню - сами посылаются на хуй по маршруту ларек-кухня-сортир. А, еще: автор - единственный человек из моих новых знокомых, кто правильно пишет и, по-ходу, произносит слово "суси". За лингвистику - отдельный рэспэкт.
Лягушачий Гу (есть грамота и медаль, беспесды) 26-11-2004 08:41:27
!!!
samuill 26-11-2004 09:27:21
Вадян Рондоноид 26-11-2004 04:11
как ушат холодной воды вылил. именно так ,всё правильно. в нескольких словах выразил всю сущность большинства современных людей.
респектище.
Блядокол Лени 26-11-2004 12:45:19
пездасто
ни добавить, ни убавить
5+
Блядокол Лени 26-11-2004 12:46:42
аххуиточно, Вадян
Блядокол Лени 26-11-2004 12:57:53
Еще раз перечитал. Тема избитая, но трогает. Беспезды. Малацца
Брючный Змей-1 26-11-2004 18:29:04
Блин, Вадян, а ты в Центре бываешь? Сподобишся, заходи - мой дом - твой дом.
Леха_Бля 26-11-2004 19:33:38
Да... жестко за душу зацепило СЛОВ НЕТ
samuill25-11-2004 16:28
Такая вот у нас натура
Вадян Рондоноид 26-11-2004 04:11
Все сказано
Да и Горький вроде когда-то неплохо сказал...
Биг Дик 26-11-2004 19:51:49
Проникся ... Мир праху!
Kyкycик 26-11-2004 20:51:51
Понравилось
Мозэ 29-11-2004 11:34:16
блиа...БЛИАААААААААААААААААА
Вадян Рондоноид 30-11-2004 01:41:51
Брючный Змей-126-11-2004 21:29
а как с тобой сконтачиться ?
Roy Gemo 30-11-2004 13:04:28
Вадян...просто мега-респект. Очень трогательно. Спасибо.
не в имени дело 30-11-2004 23:02:58
японцев нежалко.
тысячекрылый журавль-смерть?
arhy 09-12-2004 15:26:08
Молодец. Пиши еще пожалуйста. Без пизды, тебе издаваться пора.
дайош 72 18-10-2007 18:15:45
как хорошо, что ты умеешь так мастерски выразить то, что чувствуешь. и чувства, надо сказать, дойстойны выражения. с удовольствием перечитываю эти уже старые крео.
|