Вполне ожидаемо захотелось порассуждать о татуировках. Нахожусь в процессе с начала декабря, и только в марте забрезжило окончание работы. Две записи на месяц и хватит, потом когда-нибудь закончу. Устал ездить к мастеру за 150 км. Дошло до того, что после сеанса хожу в баню. Это началось где-то после двадцатого сеанса. Прикрываюсь полотенцем и все. “Похуй” – наречие и пишется слитно. Так, к слову, - случайно узнал. Недавно кто-то в Сети буквально рыдал, что нету пеленки - чем, мол, люди добрые, можно заменить? Вызвало усмешку. Видимо, я уже привык. Еще, очень достали волдыри и раздражение на коже от скотча, которым приклеивают пеленку.
Но порассуждать хочу не о технической стороне дела, а о культурной. Меня интересует вопрос, зачем нужен олдскул, ньюскул и, вообще, вся эта классика и традиция? Я с трудом понимаю, зачем иностранец набивает воробьев и якоря, но может, у его бати такие? Русский парень в классике… вызывает недоумение. Ведь это чужое, да еще и устаревшее. Какой смысл в этом всем? Ни для кого же не секрет, я надеюсь, что у каждой татуировки, как и любого написанного слова, есть смысл. То есть, они спокойно подвергаются анализу. Анализ классики, загруженной воробьями, ласточками, кастетами, бритвами, маяками и лисами довольно интересен. В западной культуре только моряки свободно позволяли себе такую экзотическую вещь, как тату. Видимо, в те времена на берегу с татуировками особо было не разгуляться. Другое дело на флоте - если гражданин достаточно отмороженный, чтобы пойти в море, да еще и умеет что-то делать, у работодателя не возникнет НИКАКИХ вопросов. Типа в отделе кадров:
- Судимы?
- Да, восемь ходок, семь побегов, сейчас в розыске, якорь мне в жопу.
- Мммм… ну что ж, тогда неси шмотки в четвертый кубрик - там лампа в виде якоря.
Вы только представьте себе, они ходили под парусом! Без холодильников, без душа. Что они там ели, как спали и лечились, можно только представить. Ну и, конечно, у них были дети, подруги и друзья. По этим нехитрым каналам татуировки десятилетие за десятилетием просачивались в гражданское население. Спустя долгие годы татуировка добралась до американских байкеров. Та же контурная техника, те же сюжеты. И та же среда, склонная к криминалу - плохо образованные люди: трудяги, моряки, солдаты. Но их круг общения был много шире, и в нем были музыканты. Здесь и произошел слом в восприятии тату. Когда на сцену выходит татуированный музыкант, и без того уже известный и любимый, это совсем не морячок с переломанным носом в портовом кабаке. Так что и здесь без Америки не обошлось, господа патриоты. Американские татуировки видно сразу, как и музыку – нарочито грубоватую. Но Америка во все времена была несколько костная и заскорузлая, не такая, конечно, как Россия, но все же… она ведь огромная, аграрная, промышленная и бедная. И все эти не очень образованные, не очень обеспеченные и вечно занятые люди, которые вкалывают на заводах и фермах, безусловно, создают огромную инерцию, которая давит любую контркультуру, кроме правой. Правые контркультуры вообще вещь серьезная, - агрессия и преклонение перед авторитетом делают их приемлемыми для лиц, как бы это сказать, чтобы никого не обидеть… не склонных к самопознанию, для которых застой и традиции - единственная комфортная среда. Знаете, откуда взялось слово “гопник”? Не из песни. В период переселения деревни в город, иными словами, индустриализации - России необходимо было расселить свои трудовые ресурсы. Плотно, рядом с производством. Тогда было не до бассейнов и музеев. В Ленинграде, например, построили Городское Общежитие Пролетариата. Местечко было то еще, надо полагать. Если оставило населению такой ожог в памяти. Это во всем мире случалось. Строили целые рабочие районы, которые потом сносили, потому что работать там становилось некому. Это тупик. Граждан надо организовывать друг с другом таким образом, чтобы разные культурные и социальные слои находились в непосредственном контакте. И давать им воздуху немного. А то отдельные слои могут и самоорганизоваться… и тогда плохо будет всем.
Я отвлекся от музыкантов. Именно здесь, на мой взгляд, произошла самая важная вещь в истории татуировки. Неважно, где и когда, но татуировка попала в поле зрения искусства. Не такого, которому учат в академиях, а такого, когда накуренный художник приходит к друзьям на репетицию, кайфует под музыку, а потом спрашивает: “А не хотите ли, ребята, я нарисую вам обложку?”
Музыка и живопись уже очень давно дополняют друга и не могут существовать раздельно. Вспомните обложки релизов коллективов, исполняющих Black Metal, Ambient, Doom, Sludge. Еще тех, олдовых, которые мы слушали в юности. Сразу вспоминаю Tiamat – A Deeper King of Slamber, где синие цветы; Satyricon, где распятая кукушка - кажется, Nemesis Divina. А что творится сейчас, это же вообще ужас (с). Их сотни и тысячи. И у релизов каждой группы крутые стильные обложки. Наверное, многие уже забыли, что новый альбом это не новые песни в плэйлисте, а диск с обложкой. И как же он вкусно пахнет...
Неизбежно наступил момент, когда техническое обеспечение татуировки и ее популярность эволюционировали настолько, что туда пришли художники, а не плоть от плоти правых контркультур в кожаных жилетках. Те художники, среда которых музыка и тусовки. Полагаю, это произошло в Европе, последовательно и целенаправленно уничтожающей все социальные и культурные табу. Спасибо им огромное за то, что мы хоть немного можем пользоваться плодами их культуры. Слушать их музыку и носить их одежду. Одежду, которую носим все мы, включая лютых гомофобов - правда, у них под Ливайсами и Кляйнами - "семейки". Наша одежда, сумки, машины и кастомы - придуманы там. И мне страшно за них. Культура и сила несовместимы, а исламский мир берет реванш, жестоко и организованно. Духовная свобода Европы не дает покоя никому, и забытая фраза "Wenn ich Kultere hore, entsiccere ich meinen Browning" вновь обретает смысл, когда кто-то уже взялся за пистолет, поменяв свастику на полумесяц. Как вы думаете, почему они так зашумели после расправы в Шарли? Потому что это было посягательство на свободу, и они отреагировпли на него. Даже среди моих знакомых нашлись такие, кто говорил: "Да правильно сделали, карикатуристы наехали на святое." А для европейца свобода - святое... Мир поделился на два лагеря, которые сражаются против того, что свято для других. Если представить их знамена, то у первых там будет растатуированная в пух и прах инстаграмщица, у других непонять что в паранже. Я за первых. Конечно, в этом лагере будут и lgbt и прочий евротрэш. Но я не буду возражать, за свободу придется платить терпимостью.
В нашей стране долгое время татуировка жила как бентос, где-то возле дна – в тюрьмах, казармах контрактников и кубриках матросов. Для татуировки не было самостоятельного пути наверх. Она пришла к нам вся сразу, с западной музыкой и кино. Заново. У нас не было культуры татуировки. Еще до того, как появились соцсети, ее приняли и сделали приемлемой для всех неформальные музыканты и музыкальные фанаты. Все эти сальные панки и металлисты. Это они первые захотели не знак принадлежности (ВДВ или даты на костяшках) на своем теле, а рисунок. Я помню, как все начиналось. Сначала пирсинг, потом надпись Slayer (робкая попытка выразиться – “вот, это моя любимая группа, я так ее люблю, что на все готов”), потом готика (не какуклуни, хотя и этого хватало, а витиеватые языческие узоры), потом какой-нибудь бес на плече. Я вспоминаю, какую били жесть, и поверить не могу в то, что тогда, в девяностых, мы уже были готовы. Тогда еще не были готовы мастера. Неформалы били жесткие надписи, чертей, кресты и кости – все как сейчас, там и появились первые мастера. Моя первая тату – пентаграмма на плече, и поверьте, это реально жестче, чем все остальное на моем теле. Все это было напоказ. В институте, ПТУ, на работе. Для молодого поколения это стало допустимым, и кто-то захотел так же, но только красиво, без вызова, чтобы никого не пугать.
Появление готов.
Серьезную музыку они не слушали, но все остальное взяли у металлистов, только сделали это для красоты. Одежда, прически, татуировки, украшения и прочее. Я этого никогда не понимал, это было не тру. А вот обычные люди понимали, ведь готы были к ним намного ближе, чем панки и металлисты, и это немаловажный шаг контркультуры в массы и наоборот. Готы – милые ребята, программисты и дизайнеры, администраторы в больших магазинах. Еще один пример. Вспомните наджопники, - типа у моего парня набиты черепа, а у меня наджопник, я тоже панк, хоть и девочка! Это позже цивильные девушки поняли, что им тоже можно, и стали прокалываться и забиваться. Тогда люди уже были готовы, и этим девушкам оставалось только добиться разрешения у родителей. У неформалов родители обычно были где-то, не пойми, где… К тому же, тогда начали пробовать себя и первые мастера. До этого татуировки и пирсинг делали в таких гадюшниках, что вспомнить страшно – девушки бы туда не пошли. Я одному панку за пару минут вставил семь колец в уши прямо на крыльце магазина “Остров Сокровищ” в Калининграде. Я тогда таскал с собой баночку со спиртом и всеми причиндалами. Все это обрело смысл только сейчас. Я только теперь понимаю, зачем? Мы учились быть собой, но нам никто не объяснял, как это делается и что это необходимо. Я своей дочке тоже не смогу объяснить, как - она будет бороться в одиночку. Это личное дело человека длиной ровно в жизнь.
Помню, лет десять назад я сильно расстраивался по поводу того, что скоро вымрут последние отморозки с гитарами, тяжелая музыка погаснет, и я буду ходить, как осколок эпохи Led Zeppellin с поредевшим от жизненных невзгод седым хвостом и очках в пластмассовой оправе и слушать заезженную допотопную музыку – видали таких? Но этого не произошло. Все рвануло вперед. Вместе с появлением соцсетей границы неформальности расплылись, и тех, кого я считал отморозками от музыки, сейчас слушаю, чтобы погрустить и расслабиться. Даже такая музыка, как True Black Metal, становится все зверее и зверее. Хотя казалось бы, куда еще? Но есть те, чье сознание прозрачно, а гений всесилен – и их путь не имеет конца, за что бы они не взялись. Сейчас мне намного легче быть неформалом, чем тогда, в девяностые.
Меня очень радует, когда в татуировках появляется что-то русское. Пусть не всегда нравится, но это все равно наше, новое. Пусть пока что надписи на русском ложатся очень тяжело, пройдет немного времени и татуировка примет русский язык. Поражаюсь патриотическим татуировкам. Они есть во всех странах, но довольно странно видеть работы, выполненные по образцу BuenaVista, на которых едет танк, а едет он туда, - к Симону зачем-то… не удивлюсь, если узнаю, что где-то по улицам разгуливает идиот в трэшпольке с надписью “можем и повторить”. Повторить что? То, что мы вполне можем повторить ГУЛАГ, я не сомневаюсь. А вот 9 Мая – есть сомнения. Это я просто о том, что татуировка вырвалась на волю и будет жить своей жизнью. Своей. Нравится это мне или нет. Константин, если вдруг ты это прочитаешь – я не хотел тебя задеть, у тебя очень резкие, тонкие работы, и мне они нравятся, смотрю и любуюсь. Люди сами хотят такие сюжеты, для них там есть что-то правильное. Ну а я за панк, и против идеологически выверенных работ на теле. На мой взгляд – это желание выглядеть бунтарем, но уметь четко обосновать позицию на правой лавке любому, кто сильнее тебя. По-байкерски, по-нашему... Меня не возбуждают патриотические речи отечественных политиков (олигархов) – они не будут лежать со мной в окопе, если что. И я не радуюсь, когда с экрана Америку поливают грязью. Ведь льют сначала в мою голову, ведь так? Меня всегда бесили маечки и наклейки с надписью “Обама чмо!” Бесили безмозглостью своих носителей. А вчера все окончательно встало на свои места, когда я посмотрел видео из Украины, там был чувак в майке с надписью “Путин ***сос!”. Все это было зачем? Обкидали друг друга калом, как обезьяны и каждый остался при своем. Для чего было начинать? А начали мы....
Но бывают моменты, когда я ощущаю искреннюю гордость за свою страну - когда наши спортсмены в восьмиугольнике побеждают негров и кавказцев, когда Сенцов сбрасывает в сеть свою новую бомбу, когда Amatory едут за границу. Все темы, которые нас интересуют, теперь живут в татуировке, и я рад этому. Я рад приобщиться. Не к политике, нет – просто говорить о RTP и не помянуть Сенцова и Новикова было бы противоестественно. К чему-то новому, чего раньше не было, но к тому, что я понимаю.
Вы думаете Realistic Trash Polk’у придумали Симон и ? Да, но не совсем. В оформленном художественном виде она уже существовала на обложках музыкальных альбомов. Я не хочу даже в самой крошечной степени усомниться в гениальности этих мастеров. Говорю только о том, что RTP это одна из вершин эволюции искусства и музыки. Есть и другие, невообразимые по своей новизне направления татуировки, есть работы, захватывающие дух своей наполненностью и красотой. Их тысячи. Посмотрите на работы Neon Judas – они оставили вас равнодушным? Не верю. Мастерам необходимы решительные модели с красивыми телами. Поверьте, есть мастера, для которых ваше тело и ваша решительность представляют большую ценность. Не как источник дохода, а как возможность реализоваться. Только, скорее всего, они живут не в вашем городе, и к этому надо привыкнуть.
Теперь вспомните мой текст, вообразите на мгновение - парусный флот, войны, индустриализация, культурная революция, - как много времени прошло, сколько крови пролито, чтобы мы могли сделать крутую татуировку. А вы собираетесь набить маяк с воробьями и “иди на свет”? Вы с ума сошли, нет?