Добрый день уважаемые читатели. Данный пост является ностальгическим, поэтому тем, кто не родился в период с 75 по 83, читать его будет не интересно.
Сразу хочу предупредить, что никаких заявлений о том что данные игры самые лучшие не будет. Графика в этих играх самая примитивная, звук тоже и по своему общему уровню они не дотягивают даже до уровня 8-битных приставок. Однако, дело тут не в графике а в напоминании о самом необычно периоде детства, когда СССР доживал последние годы, а ветер перемен уже вовсю дул из прохудившихся щелей железного занавеса.
Впервые я познакомился с компьютерными играми в 86 году, когда переехал жить в район РИИЖТа. В местном клубе культуры располагался кинотеатр, в холле которого неожиданно возник салон компьютерных игр. Выглядел он следующим образом, это была небольшая площадка на которой стояло несколько обычных столов с цветными телевизорами отечественного производства и компьютерными приставками марки Atari -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Atari_XEGS
На каждом из телевизоров стоял кухонный будильник, который заводился на определенное время для игры и оповещал о закончившемся времени душераздирающим звоном (хуже чем звонок на урок). Расценки на игры были весьма драконовскими. Например 10 минут игрового времени стоили 1 рубль. В то время на рубль можно было купить 5 бутылок лимонада «Тархун» или 6 стаканчиков пломбира. Один час игры стоил 6 рублей – сумма для обычного школьника весьма внушительная, учитывая что стоимость билета в кинотеатр составляла максимум 30 копеек.
Этот салон жил свой особенной жизнью, ибо там постоянно находилась детвора, причем различных возрастов. Нужно понимать что альтернативы данным играм не существовало, кроме карманной «Электроники»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ну,_погоди!_(электронная_игра) и игровых автоматов по 15 копеек
http://ru.wikipedia.org/wiki/Советские_игровые_автоматы .
Правда должен заметить что у некоторых детей папы или мамы работали в лабораториях где имелись компьютеры, но эта категория была редкой. Естественно что нам оставалось лишь завистливо наблюдать за счастливчиками, и в редких случаях самим тратить кровные сбережения в обмен на импортную сказку. В то время соблазнов было много, в том числе и просмотр фильмов в видеосалонах.
Видеосалоны в ту пору представляли собой небольшое помещение, в котором располагался ряд стульев, перед которым стояла тумбочка с самым большим цветным телевизором отечественного производства и мечтой любого советского человека – видеомагнитофоном. Это уже потом, после перестройки на отечественный рынок хлынул мощный поток импортной электроники. А в ту пору видик не только стоил огромных денег, но и был редкостью которую ещё нужно было достать. Если не ошибаюсь средняя стоимость видика колебалась от 2 до 4-х тысяч рублей, примерно как стоимость подержанных Жигулей. Зато за рубль, мы могли посмотреть очередной боевик, ужастик и прочие «элементы сладкой западной жизни». Кроме того на страну надвигался бум жвачек, которые стоили от 50 копеек до 1,5 рублей.
И тем не менее мы тратили деньги на игры в салоне. В моём районе я знал как минимум 4 точки таких салонов, и все они располагались либо в здании кинотеатров, либо в домах культуры. Например один из них был в ДК завода Роствертол. Казалось бы, какой смысл ходить по разным точкам, если цена игры при этом оказывалась одинаковой? А смысл был в том, что в каждом салоне имелись разные игры, что вносило в игровой процесс некоторое разнообразие. Чуть позже на местном рынке радиоэлектроники, появились первые домашние компьютеры ZX Spectrum -
http://ru.wikipedia.org/wiki/ZX_Spectrum .
Но стоили они очень дорого, и на моей памяти только двои из моих друзей обладали подобным чудо-девайсом. У Спектрума в отличии от Атари, выбор игр был побольше. Но в отличии от Атари, Спектрум обладал рядом существенных недостатков. Во-первых сам процесс загрузки игры напоминал средневековую пытку на нервах. Игры записывались на аудиокассету, и загружались с помощью обычного магнитофона. Любой незначительный сбой, и приходилось все записывать заново, при этом никто не гарантировал что запись будет полноценной, не говоря уже о раздражающем писке. Во-вторых, игра могла зависнуть просто так, особенно в самый разгар битвы. Ну и в-третьих, наиболее слабым местом были джойстики, которые ломались с периодической регулярностью.
Атари в этом плане отличались стабильностью, но найти их и купить не представлялось возможным. Правда однажды в клубе появился чудо-автомат, который представлял собой большой корпус с индивидуальным сидением, ч/б монитором и встроенным в панель джойстиком и кнопками. Автомат принимал 2- копеечные монеты. Работал он таким образом, за 20 копеек, начиналась игра, и когда заканчивались жизни она прекращалась. Но самое главное что игры в нём были от Атари, поэтому не удивительно что он почти все время был занят толпой более сильных мальчишек. Но не обошлось и без недостатков. Во первых игры менялись очень редко, а во вторых джойстик ломался регулярно. В итоге автомат продержался недолго, а жаль.
Итак, я приступаю к перечислению наиболее популярных игр от Атари с полным наименованием каждой из них. Если кто-то захочет вспомнить свою молодость, то благодаря названию он без труда отыщет её на сайтах с эмуляторами этих игр. Я в свое время загрузил и полностью прошел Мотесуму, ибо мечтал пройти её ещё в детстве. Конечно потом уже появились Денди и их производные, и игры стали намного круче и сложнее, но память о первых играх до сих пор жива в моем сердце.
1. River Raid — видеоигра в жанре скролл-шутера, выпущенная компанией Activision в 1982 году для Atari 2600, а позднее также для Atari 400/800, Commodore 64, ZX Spectrum, а также других игровых приставкок и домашних компьютеров. Игра была создана программистом Carol Shaw, ранее работавшим в Atari.
Это был безусловный хит того времени благодаря простоте управления и увлекательности игрового процесса. Кстати в настоящее время данный шутер появился на платформе андройда, так что его можно закачать на планшет.
2. Zybex — видеоигра жанра шутер, выпущенная в 1989 году британской компанией Zeppelin Games для восьмибитных домашних компьютеров.
Двое повстанцев, Ринсер и Кассалана бегут из интергалактической тюрьмы, чтобы избежать собственной казни. На их головы надеты смертельные обручи, снять которые они не могут, но это может сделать тот, кто их надел. Чтобы заставить его снять их, нужно раздобыть всемогущественный кристал Зибекс с одноимённой планеты. Чтобы преодолеть путь к Зибексу, героям предстоит собрать шестнадцать телепортирующих жетонов, разбросанных по шестнадцати планетам системы Цсокан.
Одна из любимейших мной игр, особенно если играть в неё с кем-то в паре. Прекрасная музыка и выбор оружия.
3. Montezuma’s Revenge (Месть Монтесумы) — это видеоигра для 8-битного семейства Atari, Atari 2600, Atari 5200, Apple II, Colecovision, Commodore 64, IBM PC, Sega Master System и ZX Spectrum (как Panama Joe), созданная Robert Jaeger и изданная в 1984 компанией Parker Brothers. Название игры взято из разговорного американского английского выражения относительно кишечного расстройства (понос), которое может пробрать в Мексике иностранца, пытающегося пить сырую мексиканскую воду (см. Месть Монтесумы (болезнь)). На территории бывшего СССР игра также известна под названиями Монти (Preliminary Monty - так называлась предварительная, широко растиражированная, но не законченная версия игры. В частности в этой версии отсутствовала концовка), Кукарача и Педро в поздемелье.[1]
Montezuma’s Revenge — один из первых платформеров объединяющий охоту на сокровища, блуждание по лабиринту состоящему из множества комнат и решения загадок. Игрок управляет персонажем игры названным «Панама Джо» (также известен как «Педро»), перемещая его из одной комнаты в другую в лабиринтообразном подземелье императора ацтека XVI века Монтесумы II, заполненном врагами, препятствиями, ловушками и опасностями. Цель игры состоит в наборе очков, путем собирания драгоценностей по пути. Панама Джо должен искать ключи для закрытых дверей, собирать и использовать предметы, такие как факелы, мечи, амулеты, и т. д., не теряя свои жизни. Препятствия игры — это лазерные ворота, конвейерные ленты, исчезающие полы и огненные печи. Персонаж игры передвигается прыгая и бегая, а также перемещаясь по шестам, ступенькам и цепям. Враги — черепа, змеи и пауки.
Игра была большим хитом и считалась очень захватывающей, несмотря на сравнительно примитивную графику того времени и двухмерность пространства.
Одна из лучших игр в то время. Заслуженно считалась хитом, благодаря огромному количеству комнат и поиску ключей и сокровищ. Игра на ч/б мониторе считалась верхом мастерства, так как опытный игрок помнил наизусть местонахождение всех ключей имеющих разный цвет.
4. Star Raiders 2 – весьма популярная игра для своего времени. Некоторые игроки подсаживались на неё всерьез и надолго.
5. International Karate – так сказать прообраз «Мортал комбата». В эту игру рубились до посинения, тем более что карате в то время было весьма популярным явлением в СССР.
К этой серии игр относятся также «Karateka», «Bruce Lee» и «Ninja».
Кстати Ниндзя пользовался огромной популярностью, ибо там была возможность драк, и метания звездочками.
6. Henry's House – игра про чувака который бродит по комнатам замка и собирает разные вещицы. Смысл каждого уровня в том чтобы найти в нем ключ и перейти в новую тематическую комнату. Прохождение игры довольно трудное но и интересное.
7. Boulder Dash либо Rockford — серия культовых[источник не указан 1190 дней] компьютерных игр. Первоначально игра была выпущена в 1984 году для компьютеров Apple II, ZX Spectrum, Commodore 64 и Atari 400/800; позже портирована на NES, Acorn Electron, Amstrad CPC, IBM PC и множество других платформ. Игра была создана Питером Лиепой (Peter Liepa) и Крисом Греем (Chris Gray) и издана компанией First Star Software, которая до сих пор является правообладателем.
Игровой персонаж по имени Рокфорд должен пройти несколько «пещер», собирая алмазы и стараясь избежать встречи с опасными существами, не попасть под падающий камень и не оказаться в безвыходном тупике.
«Boulder Dash» стала одной из немногих игр, которые были портированы с домашних компьютеров на игровые автоматы (обратное происходило довольно часто); было разработано четыре таких автомата тремя разными компаниями.
Игра является клоном игры Digger, вышедшей в 1983 году.
Мы называли эту игру «Муравей». Весьма сложный процесс, требующий внимания, реакции и соображалки. Далеко не каждый мог пройти даже несколько уровней.
8. Alley Cat (англ. alley cat — бездомный кот) это компьютерная игра созданная Биллом Уильямсом и изданная Synapse Software для компьютеров Atari 8-bit / Atari 800 в 1983 году, и позже для PC в 1984 фирмой IBM. Сюжет: кошка хочет выжить на улице.
9. Archon: The Light and the Dark
Archon: The Light and the Dark (рус. «Властелин Света и Тьмы») — это видеоигра, разработанная Free Fall Associates и распространяемая Electronic Arts. Она была первоначально разработана для Atari 8-бит компьютеров в 1983 году, но впоследствии была портирована на ряд других систем того времени, в том числе Apple II, Commodore 64, Amstrad CPC, ZX Spectrum, Amiga, IBM PC, Apple Macintosh, PC-88 и NES. Игра была разработана Павлом Райхом III (который также создал графику для игры) и Джоном Фрименем, программированием занималась Энн Вестфолл.
10. Panther
11. Super Cobra
12. Zorro
13. Spy vs. Spy или MAD Magazine’s Official Spy vs. Spy — компьютерная игра, впервые опубликованная First Star Software в 1984 году для 8-битных компьютеров Atari, Commodore 64 и Apple II. Это была инновационная игра для двух игроков с разделённым экраном, основанная на комиксе журнала MAD Magazine Spy vs. Spy о комических приключениях двух шпионов, пытающихся убить друг друга невероятно сложными и изощрёнными ловушками и вооружением.
Игра была портирована на большое число других платформ, включая ZX Spectrum, Acorn Electron, Atari ST, BBC Micro, Commodore 16, MSX, Amstrad CPC, Amiga, Master System, Game Boy, Xbox, Game Boy Color и Nintendo Entertainment System. Ремейк, включавший ретро-версию, также был выпущен для iOS в 2012 году.
14. Spelunker
15. Moon Patrol
Moon Patrol— игра классического аркадного типа, выпущенная Irem в 1982 году. Для распространения в Северной Америке, она была лицензирована Williams.
Игрок управляет «лунным багги», смотря на него со стороны, и путешествует по поверхности Луны. Необходимо избегать препятствий, таких как кратеры и мины. Багги также атакуют с воздуха неопознанные летающие объекты и с поверхности (танки). Moon Patrol является одни из первых шутеров с прокруткой со стороны. Кроме того, игра отмечается как первая игра такого жанра с параллаксной прокруткой.
16. H.E.R.O.
H.E.R.O. (акроним для англ. Helicopter Emergency Rescue Operation — экстренная операция спасения вертолётом) — однопользовательская игра, опубликованная Activision. Изначально она разрабатывалась для Atari 2600 и была выпущена в марте 1984 года[1]. Игра была портирована на многие домашние компьютеры и игровые приставки того времени. Игрок должен использовать «вертолётный рюкзак» и другие инструменты, чтобы спасти людей, затерявшихся глубоко в шахте.
17. Ghostbusters
18. Draconus
Это конечно далеко не все игры, но я старался подобрать самые популярные игры того времени.
С уважением,
мистер вихлюн