В 1973 году группа Deep Purple к тому времени обладатель множества премий и наград, в числе которых «Лучшая группа мира», «Самый богатый коллектив планеты по количеству проданных записей», многочисленных «Грэмми», «The rock stars», и многих, многих других, к своей композиции «Super Trouper» напишет такие слова:
I’m just a shadow
In a rock and roll sky.
Спустя много лет, любому маломальскому меломану понятно, что музыканты группы при написании этих строк, мягко говоря, покривили душой, т.к. «тень» которую отбросили Deep Purple на небосвод рок-н-ролла, переломила, ход музыкальной истории и взбудоражила, да и продолжает будоражить многие и многие поколения музыкантов и слушателей.
А пока на дворе 1967 год и чрезвычайно талантливый пианист Джон Лорд бросил учёбу в Королевском Колледже Искусств (аналог нашей консерватории) ради заработка «на хлеб и воду» с многочисленными джазовыми коллективами в клубах и пабах столицы туманного Альбиона. Правда сами преподаватели колледжа рассказывают, что Джон был настолько же талантливым насколько и рассеянным и попросту пропускал целые сессии, не только виртуозно играя на клавишах в очередной группе, но и участвуя в несметном количестве театральных постановок в качестве актёра. Помимо всего прочего у Джона была ещё одна отличительная черта – он пускал в свою бедную квартиру на окраине Лондона кого не попадя, зачастую не имея ни малейшего понятия, ни как зовут нового жильца, ни откуда он взялся в принципе.
Именно по приезду с гастролей с очередным коллективом под названием «The Flower potman» Джон Лорд и обнаружил в своей квартире некоего Криса Кёртиса, который ежеминутно рассказывал о создании новой концептуальной группы и буквально слагал целые поэмы гитаристу по имени Ричи Блэкмор.
Ричи Блэкмор к тому времени регулярно входивший в десятку лучших гитаристов Англии
перебивался заработками в качестве сессионного и студийного музыканта. К моменту поселения Криса Кёртиса у Джона Лорда, Ричи затаивший обиду на весь мир укатил в Гамбург где ночами рвал струну по клубам, а днём просто так, ради профилактики. Менеджеры Томми Эдвардс и Джон Колетта которых для нового проекта пригласил Кёртис к музыке не имели никакого отношения вообще. Однако воодушевлённые идеями последнего и обещаниями, миллионов, согласились на авантюру и оплатили перелёт Блэкмора до Лондона. Прилетевший в Британию Ричи промыкался без дела около месяца, т.к. дальше разговоров у Кёртиса дело не шло. К тому же на очередные гастроли укатил Джон Лорд, который по приезду обнаружил две вещи. Изрыгающего проклятья Ричи Блэкмора и отсутствие Криса Кёртиса, который испарился в неизвестном направлении. Не прекращая жутко матерится Блэкмор потребовал деньги на билет до Германии, и получив укатил обратно.
Однако Эдвардс и Колетта буквально учуяв «светлое будущее» решили не сдаваться. Организация группы была поручена Джону Лорду, и после многочисленных прослушиваний, смены барабанщика, и вокалистов в новом составе коллектива играли:
Род Эванс (вокал)
Ник Симпер (бас-гитара)
Джон Лорд (клавиши)
Йан Пэйс (ударные)
Из Гамбурга в очередной раз прилетел Ричи, пообещав уничтожить всех и вся, если и на этот раз ничего не выйдет.
Взяв за основу стили популярных тогда «The Beatles» и «Vanila Fudge», группа приступила к поиску названия. На стене репетиционной комнаты висел листок куда музыканты записывали свои идеи. В один из дней Ричи оставил на листке два слова, которые настолько пришлись всем по душе, что уже при заключении контракта с американским лейблом «Тетраграмматон», в контакте были записаны имена участников,
фамилии и общее название коллектива - Deep Purple.
Итак в 1968 году выходят сразу два альбома «Shades of Deep Purple» и «The Book of Taliesyn». Несмотря, что на альбомах присутствуют достаточно самобытные и интересные композиции со сложными органными соло и аранжировками, основная часть дисков это каверы на известные хиты. Параллельно с первым альбомом выходит сингл «Hush» который неожиданно становится очень популярным в Америке куда группа и отправляется на гастроли. По приезду на родину где их по прежнему никто не знает, коллектив приступает к работе над своей третьей пластинкой «April», или больше известной как просто «Deep Purple». Именно эта пластинка вышедшая в шестьдесят девятом станет конечной чертой влияния Джона Лорда, и начнётся эра кардинально переменившая жизнь Deep Purple! Эра Ричи Блэкмора.
Это негласное противостояние Ричи – Джон было изначально. И пока группа играла добротную, современную, но всё-таки по тем временам поп-музыку влияние Лорда, было безгранично. Однако Ричи всё больше и больше тянет одеяло на себя и после провала во многом не понятой третьей пластинки, Блэкмор чей талант рвётся из тюрьмы «каверов и помпезности» берёт бразды правления в свои руки.
Первым указом будущего «Короля хард-рока» было увольнение из Deep Purple Рода Эванса и Ника Симпера. Вот, что рассказывает об этом сам Блэкмор.
«- Род был не плохим певцом, но певцом балладного стиля. При быстрых или взрывных композициях его голос не строил, и он пел мимо нот. Николас же был замечательный музыкант и басист, но всё-таки, оставался рокером старого стиля, а нам нужно было двигаться дальше! Итог Вам известен»…
Да Ричи во многом прав, но, что касается Симпера, то он был одним из не многих басистов играющих в ту пору слэпом. К тому же Ник «мясной» и очень грамотный бас-гитарист, хоть и не остался в дальнейшем на задворках рок-н-ролла, и довольно успешно продолжил карьеру в «Whitehorse» к легенде Deep Purple по воле Блэкмора имел лишь косвенно-историческое отношение. С другой стороны останься Симпер, и мир не услышал бы никогда «самого позитивного рокера» Роджера Гловера, человека который продюсерской деятельности в разные времена не только «вытягивал» Назарет, Статус Кво, Джеттро Талл, Рэйнбоу и многих других, но и внёс неоценимый вклад в музыку самих Deep Purple.
Год 1969. После продолжительных поисков по наводке Джона Лорда, Ричи, Пэйс и непосредственно сам Лорд оказываются на концерте поп-группы средней руки «Эпизод-6», чей вокалист не только поёт мощным грудным голосом, но и фальцетом выпиливает трели сравнимые наверное только с сиреной ПВО! Придерживая отвисшие челюсти руками, трио сразу же после концерта приглашает певца представившегося как Ян Гиллан в группу. Гиллан соглашается и после не долгих уговоров, уламывает на новый коллектив и басиста Рожера Гловера, который, посетив репетицию пёплов был попросту поражён талантом и виртуозностью, Лорда, Блэкмора и Пэйса. Тех в свою очередь Роджер абсолютно устраивал и таким образом к лету 1969 года «золотой состав» Deep Purple приступает к первым репетициям.
Первой работой коллектива становится «Концерт для группы с оркестром» сумасшедшая сюита, написанная Лордом и записанная совместно с симфоническим оркестром. Неоценимый вклад в эту работу, безусловно, внёс Малколм Арнольд – легендарный британский дирижёр. Пластинка получившаяся новаторской и неоднозначной вызвала бурю статей, отзывов и информации в прессе. И хотя мнения были совершенно полярные, ясно было одно, на музыкальной сцене появилась пятёрка настоящих виртуозов, и отожествлять Deep Purplе с легковесной поп-группой не смел уже никто.
Второй диск группы вышел летом 1970 года, и буквально взорвал весь музыкальный мир! «In Rock» стал третьей ласточкой хард-рока после альбомов Led Zepellin и Black Sabbath, однако по накалу, страстям, композиционному построению песен, и виртуозной игре цеппелиновские и сабовские альбомы до «ин рока» явно не дотягивали. «Bloodsucker», «In to the fier», «Speed King» и конечно же эпохальная «Child in Time», бешенная энергетика, виртуозные партии органа и гитары, великолепное соло Блэкмора в «Дитя во времени» и конечно же уносящий в стратосферу вокал Яна Гиллана, вот, что такое «In Rock». После выхода альбома группа в одночасье получив статус супер-звёзд отправилась в мировое турне. Выход альбома ознаменовал ещё два момента. Приглашение Гиллана в качестве вокалиста для исполнения партии Иисуса в рок опере «Иисус Христос Супер-Звезда» (который записал её согласно легенде всего за три часа), и огромную армию гитаристов подражающих Ричи, и пытающихся безуспешно копировать его соло из «Child in Time», и даже не догадывающихся, что Блэкмор играет эти на тот момент «самолётные» партии на концертах в два раза быстрее!
Параллельно с альбомом выходит сингл «Black night» который моментально возглавляет хит-парады по обе стороны Атлантики, и по праву считается одной из классических композиций рок-культуры.
Спустя год в 1971, группа выпускает своё следующее творение «Fierboll». Альбом намного мягче предыдущего, в нём очень сильны джазовые элементы, да и вообще он «другой», и если «In Rock» это эмоциональный взрыв, то «Fierboll» это тихое наслаждение, если только слово «тихое» вообще характерно для творчества группы. Диск скорее по инерции занимает первое место в чартах Британии, но безусловно входит в лучшую десятку альбомов мира того года. Сопровождающий сингл «Strange kind of women», позже во многих переизданиях займёт место непосредственно на самом альбоме, заменив композицию «No, no, no…».
В бесконечных гастролях проходит ещё один год. Наступает 1972, год который станет неким рубежом для «золотого» состава Deep Purplе.
Именно в 1972 году выходит один из величайших дисков всех времён и народов «Machine Head», который до сих пор слушается на одном духу и представляет из себя пик гения великой пятёрки. Клише и приёмы столь удачно опробованные в «In Rock», на этом диске формируются окончательно, превратив прослушивание альбома в бесконечное удовольствие. Именно на «Machine Head», впервые звучит великая «Smoke on the water», великолепная «Picture of home», сумасшедшая «Lazy», да, что говорить, весь альбом это пример виртуозности, красоты, энергетики и ощущения не реальности происходящего. После выхода этого альбома Deep Purplе во истину получили статус небожителей, как по количеству фанов, так и по сумме доходов. Золотые и платиновые диски шли со всего мира пачками, в графе доходов меньше шести нулей вообще ничего не стоялj, а вывешивая в каком-нибудь городе одну, единственную афишу, группа уже через несколько часов могла собрать стадион.
В том же году после японского тура сведён другой великий альбом «Made in Japan», ставший на многие годы эталоном концертного звучания, необычайной слаженности, и полёта фантазии музыкантов. ИМХО «Made in Japan», и по сей день твёрдо входит в пятёрку лучших концертников за всё историю музыки.
Однако в бочке мёда нет нет, да и присутствует ложка дёгтя, и этой ложкой была удручающе-тяжёлая атмосфера в самой группе. А причиной были Гиллан и Блэкмор которые волком смотрели друг на друга. Блэкмора всё чаще не устраивал Ян как певец, а Гиллана Ричи как композитор. В итоге они общались исключительно на концертах, а Гиллан так, тот вообще ездил и селился отдельно от группы.
Тем не менее, в 73 вышел очередной студийный альбом «Who do we think we are?», который получился довольно приятным в свете происходящих событий. Многих поклонников и критиков до сих пор удивляет как Deep Purplе вообще могли его записать при той «войне гигантов» которая шла между Ричи и Яном. Этот альбом, пожалуй, один из самых неоднозначных в истории
«Who do we think we are?» стал последним альбомом для Гиллана, который дождавшись окончания контракта уволился из группы.
Одновременно с Яном, коллектив собрались покинуть и Пэйс с Блэкмором, с целью создания собственного коллектива. Однако менеджеры Эдвардс и Колетта путём неимоверных усилий уговорили Ричи, который согласился остаться только с одним условием. Группу должен покинуть Роджер Гловер! Узнав об этом, Роджер снедаемый жестокой обидой и праведным гневом моментально написал заявление об уходе и на долгие годы занялся продюсерской деятельности.
Осознав, что Блэкмор никуда не уходит, остался и Пэйс и инициативная тройка начала поиск басиста, и вокалиста который заменил бы Яна Гиллана.
И если с басистом было проще, Ричи ещё в семьдесят втором запреметил поющего бас-гитариста «Trapeze» Глена Хьюза – обладателя не только роскошного голоса и крепкого фальцета, но и безупречной техники игры на бас-гитаре, то с певцом был полный провал. Все прослушиваемые кандидаты как один подражали Гиллану, не имея ни малейшего понятия о том, что проходят прослушивание на вакантное место своего кумира. В отчаянье Блэкмор пригласил Пола Роджерса из «Free», (Ричи вообще тяготел к «бархатным», блюзовым голосам, яркий пример тому Джо Линн Тёрнер, которого он сумел через много лет впихнуть в те же Deep Purplе), но тот отказался сославшись, на то, что его мягко говоря не поймут.
Итак, переслушав помимо претендентов в живую, множество демо-лент, музыканты остановились на одной записи, с которой звучал сонно-хрипловатый голос продавца в бутике нижнего белья Дэвида Ковердэйла. Но если пение Дэвида во многом понравилось, то внешний вид буквально шокировал музыкантов, т.к. Ковердэйл на тот момент представлял из себя прыщавого толстяка с выкрашенными в красно-рыжий цвет волосами. Однако деньги в нашей жизни как известно решают если не всё, то многое, и после консультаций врачей, диетологов, и косметологов, Дэйву была назначена определенная диета и лечебные сеансы. Плюс ко всему над ним хорошенечко поработали стилисты и через пару месяцев будущий секс-символ рок-н-ролла предстал во всей красе.
Итак в 1974 году Deep Purplе в обновлённом составе выпускают пластинку «Burn» получившеюся великолепной, с одним лишь но. Это было не совсем Deep Purplе. Безусловно, альбом хорош, но от него уже изрядно попахивает свойственным Ковердэйлу блюзом и свойственным Хьюзу фанком. Отправившись в турне в поддержку альбома группа оказывается хед-лайнерами рок фестиваля «Калифорнийский Джем 74», который в тот год прославился двумя моментами. Первый это четыреста тысяч зрителей присутствующих на шоу, и второе Ричи Блэкмор который в финале выступления Deep Purplе поджёг сцену, и взорвал её к чертям собачьим по чистой случайности не угробив ни себя, ни музыкантов.
После бега на частном вертолёте в другой штат от полиции, и серии концертов, группа записывает и выпускает второй в этом году альбом «Stormbringer», который напоминал прежнее творчество группы только двумя композициями, непосредственно самим «Стормбрингером» и «Солдатом фортуны» и после не долгого турне, в 1975 году, окончательно разочаровавшись в том, что они делают, группу покидает Ричи Блэкмор.
После ухода Ричи, Лорд собирается официально объявить о распаде, однако Ковердэйл с Хьюзом, только – только почувствовавшие вкус славы и денег, совместно с менеджментом, давящим на то, что сотни человек зависят от работы «компании Deep Purplе» не говоря уже о фанатах, отговаривают его от этого. Как покажет время, наверное зря…
Новым гитаристом группы становится Томми Болин, американец, экспериментирующий с джаз-роком. Довольно неплохой гитарист и интересный композитор, однако «довольно не плохой и интересный» это было не то, что могло заменить Ричи Блэкмор в чём музыканты группы в скором времени и убедились...
Вышедший в 1976 году «Сome Taste The Band», был хорошим альбомом в стиле софт-хард, с заметными вкраплениями блюз-фанка, да и в принципе добротным продуктом, да чем угодно только не… Deep Purplе! К тому же почти параллельно Ричи выпускает свой Rainbow «Rising», рядом с которым «ком тест» не то, что не валялся, но и в принципе не мог конкурировать с одной из величайших работ в рок-музыке. Помимо провала самого альбома, группу начали преследовать неудачи одна за другой. Чего стоит один только инцидент в Джакарте, когда группу мало того, что кинули на деньги, так ещё отобрали документы у Глена Хьюза и отдали после выплаты непонятного «штрафа». Добавьте к этому странную смерть телохранителя группы непонятным образом упавшего в шахту лифта и группа прервав тур, на собственном самолёте улетает домой не солоно хлебавши. Другой бедой становятся поклонники группы, которые не признают замену Блэкмора, о чём не стесняясь выкрикивают на концертах. Болин же вместо того, что бы работать над своей техникой, оказывается уже давно и платно сидит на игле, и после вкалывания разной низкопробной дури, рука у него отнимается, и зачастую он ничего не может играть кроме элементарных аккордов. Не выдержав такого напряжения Ковердейл, Лорд и Пэйс принимают решение о роспуске группы, о чём официально заявляют в июле 1976 года. Спустя несколько месяцев от передозировки умрёт Томми Болин, подведя трагическую черту под этим составом да и вообще под легендой с названием Deep Purplе в целом.
Поражённая этим известием о роспуске огромная армия фанатов Deep Purplе засыпает кило-тоннами писем штаб-квартиры группу, не веря в произошедшее, но всё тщетно. На дворе жаркое лето 1976 года и пурпурной легенды больше не существует…
Надолго ли???!!!
Продолжение следует…