Дольно часто, когда речь заходит о кинематографе, разговор плавно перетекает спор о кризисных ялениях в оном. Мои оппоненты всегда утверждают, что кризис идей в кино - явление перманентное и постоянное, что кинематограф, как род человеческой деятельности, находится в кризисном состоянии с самого начала своего существования, когда братья Люмьер впервые засняли свой первый блокбастер. Не знаю, кто впервые ляпнул подобную глупость про неизменное шествие по жизни в колонне по двое кинематографа и кризиса его идей, но идея эта получила довольно широкое распространение, и доморощенные снобы с умным видом теперь всерьез рассуждают на тему кризима идей в кино. Это, на мой взгляд, изначально неверная позиция. Да, кризис идей в кино имеет место быть уже довольно давно, а все, что выходит сегодня на экраны, в той или иной мере вторично. Но есть ли здесь вина кинематографа, как искусства передачи эмоций через озвученную картинку? Нет! Во всем виновата человеческая лень! Именно лень стала причиной кризиса идей в кино. А все потому, что сценаристы не желают прикладывать лишние усилия для проработки выдуманных ими сюжетов, ведь "пипл и так схавает". Отсюда проистекает масовая штамповка сюжетов, по сути - клонирование с небольшим разбросом выходных параметров. И отсюда же проистекает такой феномен, что любой фильм, обладающий более развитой идеей, чем его конкуренты, то есть такой, где сценарист поборол свою лень и слегка развил основную идею в сценарии, становится если не культовым, то, как минимум, любимым многими.
На сегодняшний день главным жанром, где повально используется прием клонирования сюжета, является фильм ужасов. Возьмем, к примеру, великолепный образец "пугающего" кино - японский фильм ужасов "Звонок". Этот фильм произвел в свое время революцию в жанре - более пугающего, страшного, леденящего кровь фильма я, например, не видел ни до него, ни после. И что случилось потом? Культовый фильм, привнесший в искусство пугать людей много свежих идей, тупо начали клонировать. Подсчитать теперь количество фильмов со схожей концепцией не берусь даже я, потому что сбиться со счета проще простого. Плачевный итог этой атаки клонов - никого сейчас уже не испугать бледным, длинноволосым, сеящим смерть призраком.
Другой поджанр кино, появившийся в результате тотального отсутствия у сценаристов идей "монстростроения" - слэшер, или, по-нашему, расчлененка. Здесь государственной идеологией продавливается мысль, что нет на свете более страшного существа, чем человек, и никто - никакие потусторонние силы, инопланетные захватчики, самые ужасные демоны Ада - не могут принести человеку больше страданий, чем его же собратья по виду. Сценаристы изголяются, выдумывают каких-то невнятных мутантов, охотящихся на мирных сограждан в джунглях или пустынях, рассказывают "всю правду" о тайных увлечениях богачей, в перерывах между заключениями многомиллионных сделок увлеченно разделывающих американских студентов. Но не находят подобные сюжеты отклика в сердцах зрителей, не находят - и все тут! Ну, не верит обыватель всей этой вакханалии. Зачем мутантам в джунглях убивать туристов? Чтобы сожрать их? Тогда для прокорма мутантской популяции туристы должны шариться по джунглям стройными колоннами по десять человек. Одинокого туриста, изредка забредающего в глухую чащу, кишащую мутантами, хватит ровно на три дня усиленного мясоедения упорно не желающим поститься мутантам. Тогда они обязаны во время длительных перерывов между посещением их обиталища туристами охотиться на животных, на которых, по определению, легче охотиться, чем на постоянно визжащих и суматошно бегающих туристов. Если же любовь мутантов к парной человечине настолько сильна, что они предпочитают обливаться потом, охотясь на людей, но не расслабленно сидеть на дереве, дожидаясь пока в ловчую яму не упадет очередной кабан, то почему тогда они не делают вылазки в населенные пункты, где добыть свежего мяса гораздо проще, чем носиться по джунглям? В общем, одни вопросы и полное отсутствие сколь-нибудь внятной логики.И не было уже у зрителя надежды хоть когда-нибудь посмотреть на экранах жестокую, кровавую расчлененку, столь ужасающую. сколь и обладающую железной логикой, чтобы смерть лютая настигала людей не за какие-то никому не ясные цели, а за вполне понятную и адекватную идею, обладающую монолитностью фундмента Останкинской телебашни, чтобы злодей обладал целеустремленностью атомного бронепоезда, несущегося сквозь тайгу к точке запуска балистических ракет, а его жертвы осознавали свою смерть не как глупое стечение обстоятельств, а как служение идеалам Великой Цели. Нескорлько лет назад подобным набором свойств создатели наградили художественный фильм "Пила". А сейчас с огромным отрывом лидирует жесточайший французский триллер "Мученицы".
Взяв за основу "классический" сюжет о нанесении тяжких телесных повреждений ни в чем не повинным гражданам, снабдив его железобетонным обоснованием действий "мучителей", сценарист "Мучениц" получил на выходе одну из самых страшных историй последних десятилетий. Сюжет, наполненный кровью настолько, что люди со слабыми нервами могут не досидеть даже до середины фильма и уедут на отдых в карете скорой помощи, страшен, на самом деле, не своей первобытной жестокостью. Мотивация мучителей - вот то, что пугает зрителя больше всего. Всему показанному веришь на подсознательном уровне, веришь, что есть такие фанатики, которые не остановятся ни перед чем в выполнении своих задач , для которых человеческая жизнь - всего лишь одно из средств достижения цели. Это не "Хостел" с его утрированным, переслащенным разоблачением любви богачей к запретным удовольствиям. Это нечто более глубокое. Если слегка переработать шутливый афоризм, утверждающий, что человек может бесконечно смотреть на то, как работают другие, получится горраздо более правдоподобная формулировка этой крылатой фразы: человек может бесконечно смотреть на страдания другого человека. Такой вариант формулировки дает четкое понимание, почему в средние века посмотреть на казни собирались целые толпы, как на праздник - с детьми, радостными криками и последующим распитием алкоголесодержащих жидкостей; почему в древнем Риме бои гладиаторов были столь популярны; и почему в современном обществе, где подобные виды развлечений стали табу, стал таким популярным жанром слэшер. Создатели "Мучениц", судя по всему, это прекрасно понимают. Именно поэтому они сделали основной упор на человеческие страдания. Именно поэтому на страдания "Мучениц" зритель, если ему позволяют его нервы, смотрит, как на какое-то откровение, не смея отвести глаз. Точно так же, как не могли отвести глаз от экранов телевизора при первом показе невзоровского "Чистилища" - плевались, матерились, отворачивались в самых жестоких моментах, но выключить телевизор и пойти спать не могли. "Мученицы", воплотили в себе помимо культа насилия еще и потрясающе правдоподобную актерскую игру. Медленно и неотвратимо убиваемые актриссы играют так, что дрожь пробирает. Их крики настолько реалистичны, что нет-нет, да и закрадывается в душу сомнение - а художественный ли фильм я смотрю? Работа гримеров, оператора, осветителей идеальна. Сценарий продуман до мелочей и выполнен с таким тщанием, что после просмотра не возникает ни одного вопроса к сценаристу по поводу мотивации героев. Собственно, слэшеры после "Мучениц" несколько лет можно вообще не смотреть, ибо вряд ли кто-то в ближайшие годы сможет переплюнуть этот фильм по качеству исполнения.