Эффект бабочки — термин в естественных науках,
обозначающий свойство некоторых хаотичных систем.
Незначительное влияние на систему может иметь
большие и непредсказуемые эффекты где-нибудь
в другом месте и в другое время.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_бабочки
Текст содержит «спойлеры» в самом минимальном количестве, не раскрывает концовку и не ухудшит восприятие фильма.
В восьмом классе я влюбился впервые в жизни, в девочку на два года младше.
Её звали Наташа – светлые волосы, собранные в два пушистых хвостика, синие глаза и нежное, ещё по-детски пухленькое личико, которому она безуспешно пыталась придать надменное, высокомерное выражение. Ну, и парочка славных маленьких сисек, их тоже не стоит совсем сбрасывать со счёта, хоть речь сейчас и идёт о возвышенном. Она слегка шепелявила – совсем чуть-чуть, что было слышно только на некоторых шипящих и что придавало её юному голосу мягкость и какое-то особое интимное звучание… знаете, словно доверительный шёпот на ухо… лично у меня всегда мурашки бежали, когда я слышал эту её «шепелявость», и что-то внутри… да, банально таяло.
Вы скажете, два года – большая разница в школьном возрасте. Бесперспективная разница.
Согласен, но мудрость пришла потом, а тогда будоражили кровь и не давали покоя высокие светлые чувства… к тому же, не получалось забыть и про сиськи – не по годам развитые, аккуратные холмики, которые так приятно было гладить дрожащей от волнения рукой…
Мне повезло с первой любовью: я не видел её после школы ни разу. Знаете, это прекрасно – оставить прошлое в прошлом и не вытаскивать на свет божий погребённые и окоченевшие чувства. Чувства эти подобны старому вампиру – пока он спит себе в земле ни жив ни мёртв, его условно можно считать неумирающим, а стоит растормошить и вытащить на свет, и перед нами еле живой, полуразложившийся труп. Мне повезло, и теперь в моей памяти хранится бесценное сокровище – окружённая золотистым ореолом лолитовского возраста девушка, а глубоко в душе всё ещё теплится светлое щемящее чувство, не попранное никакими odnoklassnik'ами с их взрослыми фотографиями.
Sometimes I feel like…
Screaming
Close my eyes
It's times like this
My head goes down…
Тем не менее, заглянуть в прошлое при желании можно. Чтобы приподнять полог Времени, отделяющий от нас прошлое, достаточно полистать старые фотографии, перечитать доинтернетные бумажные письма, может, послушать какую-то старую музыку… или полистать страницы дневника, если таковой имеется – именно так поступает главный герой фильма Эван Треборн (Even Treborn – знающие английский могут попробовать переместить первую букву фамилии в конец имени) непосредственно перед тем, как обнаружились его сверхъестественные способности.
Вообще, «Эффект Бабочки» – это понятные и знакомые многим размышления на тему «а что было бы, если бы…». Эти «если бы» и перебираются в фильме на отдельно взятом примере. В жизни каждого есть такие ключевые точки, переломные моменты принятия судьбоносных решений (между которыми жизнь течёт словно по рельсам). На обыгрывании разных вариантов действия в этих самых точках и построен сюжет фильма.
Перебирая варианты, экспериментируя с ними, Эван словно проверяет границы отведённой человеку свободы выбора. Действительно, а
насколько мы являемся хозяевами своей судьбы? Что реально под силу изменить нам? И выбор… так ли он велик и вообще
из чего он?
Тут уместно задаться вопросом: переписывая историю, Эван создаёт некий альтернативный вариант мира, новое ответвление на временном стволе, некую собственную Вселенную или же исправляет единственный и безальтернативный мир? Если авторами подразумевался первый вариант, то страшно даже подумать, сколько один человек может наплодить параллельных миров.
Однако, как бы много их не было, все они могут оставаться не устраивающими главного героя, который с досадой наблюдает, как проблема, стоит устранить её в одном месте, тут же вылезает в другом.
Отсюда мораль: всё хорошее в жизни имеет свою цену. И если судьба даёт что-то одно, она с такой же лёгкостью может забрать не менее ценное другое. (Иногда, правда, складывается впечатление, что забирает судьба у нас, а даёт кому-то другому – т.е. вроде и обманули, и в то же время баланс Хорошего и Плохого в целом остался неизменным).
Наглядно продемонстрировать эти самые различные варианты можно на примере подружки главного героя:
Стоит отметить, что благородный Эван не готов принять те варианты, в которых кто-то из его близких оказывается в беде (будь то подруга Кейли, друг детства Ленни или же собственная мать). Переписывая Историю и Время заново, он словно пытается заштопать старое и латаное одеяло, сшить в единое целое несколько распадающихся лоскутов, чтобы заботливо укрыть ими всех близких ему людей, но, в итоге, стоит ему наложить заплатку на одну дыру, как тут же появляется другая.
И вот, когда ткань Времени трещит вокруг него по всем швам, а сам он оказывается в ситуации выброшенной на берег рыбы, когда остаётся последняя тропинка в прошлое, Эван принимает единственно верное на его взгляд решение…
Режиссёрская версия фильма предлагает отличный от оригинала финал, представляя понятие самопожертвования в ином свете (поклонникам оригинальной версии обязательно стоит посмотреть режиссёрскую именно ради финала, а не смотревшим ни одну из версий можно ограничиться режиссёрской).
В качестве дополнительного аргумента в пользу просмотра хотелось бы привести небольшую цитату, каммент
отсюда:
iva 27.11.2008 17:59:
«режиссерская версия более органична, последовательна. удар по психике одуренный, прийти в себя не могу. Пересмотрела концовку раз 6, все думала не так поняла. такой шок давно не испытывала. нормальную версию смотрела 1 раз… тогда меня все устроило. но правильно – это режиссерская.»
(Списать излишнюю эмоциональность каммента исключительно на девичью впечатлительность никак не получится: в коне концов, на дворе ХХI век с его гендерным равенством).
Хотелось бы сказать несколько слов о хорошей игре актёров. Хотелось бы, однако говорить тут особо нечего: игра не провальна, но в этом плане фильм звёзд с неба не хватает – а может, дело здесь в том, что «Эффект Бабочки» строится больше на идее, чем на актёрском мастерстве. И участие в фильме голливудского красавчика Эштона Катчера отнюдь не является жизненно необходимым: фактически, это скорее реверанс в сторону кошельков подростковой аудитории.
(Справедливости ради нужно отметить, что Катчер выступил в качестве исполнительного продюсера фильма и вложил в его создание собственные деньги).
IMDB User Rating: 7.8/10 78,867 votes
http://www.imdb.com/title/tt0289879/
Интересная инфа о фильме: (есть спойлеры)
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/5167/view_info/ok/
Отзывы зрителей:
http://www.kinoexpert.ru/index.asp?comm=4&num=16786
Справочная информация о фильме «Эффект Бабочки»:
год | 2004 |
страна | США |
слоган | «Изменишь одно, изменится все» |
режиссер | Эрик Бресс, Дж. Макки Грубер |
сценарий | Дж. Макки Грубер, Эрик Бресс |
продюсер | Крис Бендер, Кейл Бойтер, Ричард Бренер, … |
оператор | Мэтью Ф. Леонетти |
композитор | Майкл Саби |
жанр | фантастика, триллер, драма |
бюджет | $13 000 000 |
маркетинг | $20 000 000 |
сборы в США | $57 938 693 |
сборы в мире | + $38 122 165 = $96 060 858 |
сборы в России | $700 000 |
премьера (мир) | 22 января 2004 |
премьера (РФ) | 12 февраля 2004 |
время | 113 мин |
WBR,
unicumfucker