Доброго здравия вам, уважаемые.
Даже не знаю, с чего начать... Мне не хватит моего словарного запаса, чтобы передать в этом обзоре всю гамму чувств, которые мною овладели сейчас. Любая попытка облечь их в слова обречена на неудачу. Дело в том, что буквально пять минут назад я посмотрел шедевр. Нет, так будет правильней, Шедевр, с большой буквы, - фильм, равного которому за последние несколько лет просто не было. Фильм, который затягивает с первой минуты и не отпускает до самого последнего кадра. Фильм, заставляющий смеяться и плакать, радоваться и грустить, сопереживать героям и в то же время оставаться для них всего лишь сторонним наблюдателем. Фильм, сочетающий в себе все качества настоящего шедевра кинематографа: блистательную актерскую игру, великолепную режиссуру, потрясающий сюжет, воплощенный в мастерском сценарии. В этом фильме все идеально. Работа гримеров, визуализаторов и оператора, монтаж и звуковое сопровождение - все выверенно до мелочей. Придраться просто не к чему. Впрочем, это не удивительно - к созданию Шедевра приложили руку мастера, ожидать от которых халтуры я бы не стал.
Режиссером фильма выступил небезызвестный Дэвид Финчер. Человек, снявший за свою, не самую короткую в годах, карьеру менее десяти фильмов, что, однако. не помешало каждому из них стать если не прорывом, то, как минимум, достойным представителем своего жанра. Каждый последующий из фильмов Финчера в корне отличался от предыдущего, менял характер, но в то же время обладал чем-то, что объединяло его с другими работами Мастера. Монотонный, депрессивный и холодящий кровь "Семь", драйвовый, безбашенный, ставший культовым "Бойцовский клуб", камерный и мрачный "Чужой 3", даже унылый "Зодиак" обрел своих поклонников. А теперь, после долгого перерыва, Финчер снова на коне. И я могу с уверенностью сказать, что этот фильм стал венцом творения Мастера, стал тем, к чему он шел всю свою жизнь. После такого Финчер может смело подыхать - он вряд ли снимет что-то лучше "Таинственной истории Бенджамина Баттона".
Немного о сюжете. В основу сценария лег короткий рассказ Скотта Фицжеральда о человеке, для которого время текло вспять. Признаюсь честно, я рассказ этот не читал, поэтому сравнивать с ним фильм я не буду. Но надо отдать должное сценаристам - из коротенького кусочка текста они сделали цельную историю жизни и смерти, которая уложилась в каких-то два с половиной часа без титров. Впрочем, сценарист, работавший ранее над сюжетом одного из самых моих любимейших фильмов - "Форест Гамп" - слажать просто не мог. Вообще сюжет "Истории Бенджамена Баттона" имеет много общего с "Форестом Гампом", начиная с повествования как бы от третьего лица и заканчивая многими мелкими деталями, перекочевавшими сюда из "Фореста" практически без изменений. Даже судьбы главных героев - Фореста Гампа и Бенджамина Баттона - во многом схожи. Может поэтому сюжет "Истории Бенджамина Баттона" кажется иногда немного вторичным. И тем не менее "Таинственная история Бенджамина Баттона" - вполне самодостаточное произведение со своей атмосферой, со своим внутренним миром и, главное, со своим характером.
Бенджамину неповезло. Он родился со странной болезнью, которая дала новорожденному тело восьмидесятилетнего старика, находящегося на пороге смерти. Врачи пророчили младенцу скорую смерть от старости. Однако они не учитывали тот факт, что Бенджамин не стареет. Родившемуся стариком, ему предначертано проживать жизнь в обратном порядке - с каждой прожитой секундой Бенджамин молодеет. Он живет в доме престарелых вместе с приемной матерью, дружит с пенсионерами, которые принимают его за своего и не надеется получить что-то другое, взамен той жизни, что у него есть. Однако все меняется, когда Бенджамин знакомится с внучкой одной из содержанок дома престарелых. Между девочкой и "дедом" возникает симпатия, которая вскоре перерастает в настоящую любовь. И все бы у них могло сложиться идеально: он любит ее, она любит его. Есть только одно препятствие развитию их отношений: девочка с каждой секундой стареет, а Бенджамин, наоборот, становится все моложе и моложе.
Согласитесь, история довольно нетривиальная, и ничего подобного еще не снимали. По крайней мере я не помню ни одного фильма с подобной завязкой сюжета. И Дэвид Финчер не лажанулся, не опозорил почетное звание первооткрывателя, он приложил все усилия, чтобы его фильм не стал очередной сопливой мелодрамой для чувствительных эмо-девочек. Здесь, конечно, нет кадров жестокости, крови и секса, повествование идет очень медленно и неспешно. Настроение, которое передает этот фильм зрителю, - какая-то легкая беспечная грусть, которая не покидает в течение всего фильма. Да, в "Истории" есть множество моментов, которые заставят вас улыбнуться или даже засмеяться, сюжет наполнен остроумными ситуациями, но грусть все равно не покидает. В течение двух с половиной часов зритель ждет ровно того, чем фильм, собственно, и закончится. Эта предопределенность в ожидании, не знаю, выдумана она мною или придумана самим Финчером как один из его профессиональных приемов, именна она заставляет смотреть фильм, как бы парадоксально это ни звучало. Если сказать проще, то зритель после первых пятнадцати минут твердо знает, чем закончится фильм, но все равно продолжает смотреть, потому что здесь не важен финал - здесь важен процесс. Все это снято ради того самого процесса, имя которому - жизнь. Да и сам фильм не является историей любви, а больше напоминает философскую притчу со множеством граней и смыслов. Он не учит, не наставляет, он просто напоминает, как скротечна жизнь и как глупо мы ее прожигаем.
На моей памяти было несколько фильмов, которые произвели на меня такое же впечатление, как и "Таинственная история Бенджамина Баттона". Каждый из них сейчас занимает почетное место в моей видеотеке и нехилые рейтинги на ведущих кинематографических сайтах. Вот они фильмы, которые я считаю шедеврами: "Форест Гамп", "Побег из Шоушенка", "Искусственный разум", "Зеленая миля", "Отель на миллион долларов", "Метро" (Юж. Корея), "Вечное сияние чистого разума", "Ради любви к игре". Список этот далеко не полный, здесь перечислены те фильмы, которые после просмотра оставляют такой же след в душе зрителя, как и обозреваемый фильм. Если вам понравились перечисленные примеры, в первую очередь "Форест Гамп", то "Таинственную историю Бенджамина Баттона" вам пропустить никак нельзя. Если вы являетесь поклонником творчества Дэвида Финчера, то очередной его фильм вас точно не разочарует. Если имя Финчера вы слышите впервые, то, посмотрев данный Шедевр, вы откроете для себя совершенно новую страницу в кино, страницу, которая станет для вас одной из лучших.
ТТХ для заинтересовавшихся:
Название: Таинственная история Бенджамина Баттона
Оригинальное название: The Curious case of Benjamin Button
Производство: СШП, 2008 г.
Бюджет: 150 млн. пендобаксов
Жанр: Шедевр кино
Режиссер: Дэвид Финчер
В гл. ролях: Брэд Питт и Кейт Бланшет.
P.S.: Фильм выходит в прокат только в феврале, и его ждет феерический провал, точно так же, как "Я - легенда" в прошлом году, а все из-за неспособности наших прокатчиков выпустить подобное кино в одно время с мировой премьерой. Или из-за их беспросветной глупости. В любом случае, к тому моменту, когда "ТИББ" выйдет в кино, этот фильм каждый уважающий себя киноман посмотрит на пиратских ДВД или качнет из сети. И мне впервые в жизни обидно, что такая работа из-за чужой глупости будет зряшной. Поэтому я намерен приобрести лицензионный ДВД, когда он выйдет. Желаю вам того же самого.
P.P.S.: Нет, я не в доле.