Если бы я был штатным патриотом в камуфляжных семейниках с желваками вместо глаз, то продекларировал бы не хуже крокодила Гены Зюганова, что всякий раз, когда вспыхивает экран отвязной комедии «Гитлер капут», кости миллионов советских солдат начинают трещать и как бы тянуться от невыносимой ломки, а вместо красноармейских звезд на братских могилах вырастают свастики, и вертятся с бешеной скоростью нейтронного кАллайдера (или как его там?), наподобие каких-нибудь адских флигелей.
А в силу того статистического обстоятельства, что суммарно сеанс изумительного «Гитлера» длится круглые сатанинские сутки во всех кинотеатрах страны, муки солдатских костей продолжаются беспрерывно. От позора и «опускалова», каких до сих пор не знали.
Вероятно даже, что все поголовно актеры плюс съемочная группа «Гитлера» смотрит теперь по ночам сплошные кошмары, в которых погибшие дивизионы гневными, суровыми и молчаливыми строями заявляются прямо в их уютные апартаменты или номера фешенебельных гостиниц, и устраивают там групповые изнасилования в особо изощренной форме.
Организовывают сексуальные «вертолеты». С заталкиванием в интимные места коктейлей Молотова в бутылках из под шампанского да трофейных штык-ножей из крупповской стали. Не только, в интимные полости властолюбивой Ксюши Собчак и блЯстючей Ани Семенович, но и внутрь всех остальных участников святотатской комедии.
Солдаты ебут и в рот, и в журло талантливого Пашу Деревянко, харизматичного шута Олейникова и прочих юмористов стояновых.
Причем, думается, мстят не только наши, но и немецкие призраки стараются. По такому поводу фашисты тоже солидаризировались, побратавшись, забыли про старую ненависть. Тут уж как в русской поговорке: мертвые срама не имут. Вот такой вот ахтунг, бэби, блядь.
Но я, увы, не патриот. Поэтому прям щас заверну телегу, почему у нас, в «нашей Раше», возможно такое кино, как «Гитлер капут», в принципе?
Воистину: кино «не для всех». Сидишь, пялишься на простыню, а в мозгу почему-то звучит вовсе не веселый саундтрек фильма (весьма удачный, кстати), а трогательная мелодия «Журавлей» из почившего навсегда детства. Бессмертный и неподражаемый баритон Марка Бернеса: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились…». Они превратились в персонажей «Гитлера капута».
И слезы вырываются из глаз энергичными струйками ядреной мочи метра на два, как у цирковых клоунов. Забрызгивая гогочущих девчушек, жрущих свой вонючий попкорн.
Не стану в тысячный раз загибать умственные культяпки про «постмодернистскую ситуацию», про то, что художник всегда так или иначе пародист, про то, что без цитирования нет никакого искусства, и тыры-пыры во все дыры, потому как, если вспомнить статейку в журнале «Вопросы философии», которую прочел в юности, так постмодернизм актуализировался чуть ли не в античности, а в средние века – уж точняк, к Августину Блаженному не ходи на консультацию, и вообще это такая, бля, культурная парадигма.
Все верно. Наживаться на издевательских отсылках к «Семнадцати мгновениям весны» - это, без всякой дополнительной пизды, и ПАРА, и ДИГМА!
(Скажем, лично я предпочитаю физиологические метафоры, и, значит, бессознательно или нарочито использую мощный пласт брутальной народной культуры, сиречь, фольклора, который сплошь груб, скабрезен и порнографичен). Читайте Бахтина о Рабле. И не надо тут онанировать в экран компьютера.
Тогда что же? какие, с позволения сказать, «концепты» эксплуатируют создатели «Гитлера капута», произведения симптоматичного и во многих отношениях оригинального?
Вкратце обрисую эстетику фильма для тех, кто фильм не смотрел, и смотреть не собирается.
В основе «фильмы» – стебные гэги, сатирически обыгрывающие и пародирующие современный гламур, клубную субкультуру. Шире – будни Москвы, суки гламурной. Сюжет и визуальный ряд паразитируют на культовом сериале про Штирлица. В целом – пользуют нацистскую эстетику, имеющую, - как всем нам известно, интеллектуально вмазанным чувакам, колоссальное влияние на художественный мир и массовое сознание 20-го века.
Любой историк моды подтвердит вам, что парадоксальная привлекательность нацизма во многом базируется именно на его самобытной эстетике, а вовсе не на вещей энергетике идей о расовой нетерпимости и вере в арийские корни белого человечества. После падения Третьего Рейха эту эстетику подхватила и развила сексуальная революция, - преимущественно в массированном воздействии на массы образов порно-индустрии, особенно отчетливо - в ее садо-мазохистском выражении.
Тут, кроме порнографического ширпотреба, имя которому римский легион (близкая, по ходу, к нацизму эстетика) имеются и подлинные шедевры вроде гениального фильма синьоры Кавани «Ночной портье».
Насилие и секс – близнецы-сестры, здесь уже доктор Фрейд протягивает нам свою дружественную венскую длань. Главная фишка порно-арта: влекущая покорность жертвы, чаще женщины, с любовью и наслаждением вглядывающейся в остервенелый лик ненасытного жеребца, заталкивающего свой фантастический уд в глубокую глотку подруги.
Либо, наоборот, мы видим ошалелую бабу-вамп, насилующую симпатичного фавненка. От перемены ролей – женщина или мужчина являются насильником? - всеобщий закон жизни не меняет своей очаровательной и древней, как обмен веществ, силы. Насилие заложено в природе человека как вида.
Секс, в свою очередь, прочно связан со Смертью, причем не только на обывательском или психологическом уровнях («оргазм – маленькая смерть»). Секс в культурологии – это буквально выход за пределы себя, продолжение личного бытия; интимного и неприкосновенного тела, - в Другом существовании. Предельно – в Космосе.
Индивидуум, то есть отдельный и неделимый атом человека, обретает метафизический бонус, сливается с Бытием, которое для него, само собой, трагично и заканчивается унизительным положением во гроб.
Поэтому, всякий половой акт, - если только он не превращается в рутину семейной возни на постылой кровати, - это всегда лучшие, самые насыщенные и осмысленные, мгновения земного существования, о которых бредят на смертном одре выжившие из ума старики.
К тому же и в самом инстинкте продолжения рода биологически заложена неизбежная гибель отца и матери.
Война подобна сексу. В некотором смысле война и есть секс. Осознание близости смерти придает каждому, в иных случаях - вроде обыкновенному, дню - особую, невосполнимую ценность. Необычайно интенсифицирует обыденность. Вернее: фактически сводит ее к абсолютному нулю. Братья по оружию подчас ближе друг другу, чем кровные родственники.
В итоге получается ассоциативная цепочка, с первого взгляда неочевидная: «секс-война-смерть».
Так вот, очевидно, что в фашизме, не только немецком, эта связь получила свое зримое и наиболее адекватное воплощение.
Оргазм – это «Триумф воли» Лени Реффеншталь и Берлинская Олимпиада. Апофеоз Германии как культурной нации. Затем – война, то есть немыслимое напряжение всех имеющихся сил и народных ресурсов, и неизбежная гибель. С безжалостными казнями дезертиров буквально накануне 9 мая 1945-го. Полный капут.
Авторы фильма не зря поместили свои ироничные сценки из нынешней жизни России в нацистскую эстетику, ведь легко можно было избрать и другие варианты: Великая Октябрьская революция, к примеру?
Нет, сценаристы, художники-постановщики и режиссер точно ткнули в наилучший для них вариант. Вариант, обладающий наилучшим эстетическим потенциалом и прагматической разверткой. Очень популярный в Интернете и мужских журналах.
Извиняюсь за «много букв», которые невозможно осилить нынешним троглодитам, вместо каменного топора и мамонта в качестве сексуального партнера получивших в пользование компьютер с клавиатурой.
Но, повторюсь, как циклоид. Помимо невероятного простора для концептуального художественного стеба, именно обращение к теме Великой Отечественной войны (в свое время догматично и косно осмысленной советским кинематографом,) делает этот фильм необычайно провокативным продуктом.
Чуваки-то стебутся в том числе и над теми немногими ветеранами, что еще доживают свой век, получая бесплатные квартиры для отморозков-внуков, безнаказанно гадящих на контркультурных ресурсах вроде «Удафф.кома».
И совершенно не важно, что в других своих проявлениях «Гитлер капут» - это остроумная и изобретательная пародия на Голливуд с его «Матрицами», на клиповое мышление вообще, на глянцевый журнализм (то бишь на мультики-картинки) и маразм телевидения с его анальным юмором от «ТНТ» про гомосеков.
Чуваки стебутся.
Цинично, отвязно, грязно, мерзко, талантливо.
Трахают матушку Россию в жопу, «в жопу» же ее и напоившие свободой.
Опять же, от гнева зубра-патриота, которого я изобразил в первых абзацах, «Гитлеру» не отвертеться за вялыми аргументами типа: «Вы не просекли фишку, ребята, и вообще ни хуя не врубились! Да это ж голимое искусство».
«Искусство – форма идеологии», это понимают и челы круче и понаяристей, чем легендарные сиськи Семенович, которых в природе существовать не может.