Впервые, я услышал Стену в 97, когда учился в институте. Тогда вовсю крутили Prodigy и прочую поебень. Мы сидели на кухне у одного потца и пили водку. А потом я услышал Nobody Home. Я спросил, что это играет. А потц сказал - Пинк Флойд Стена.
Уже после, стоя у лотка с кассетами, я вдруг вспомнил про Стену. Это оказалось моей самой лучшей музыкальной покупкой. Ни до, ни после более цельного, гармоничного, глубокого альбома я не слышал. Роджер Уотерс, будучи в глубокой депрессии, создал нечто гениальное и невероятно мощное. (интересно почему только находясь в полной жопе, мы начинаем так тонко чувствовать?)
А потом я увидел фильм «Стена», режиссера Алана Паркера. Признаюсь я не любитель мюзиклов, хотя Иисус Христос - супер звезда, Юнона и Авось, мне понравились. Но это мюзиклы, хотя многие называют это рок - опера. И меня немного настораживало, что они там сделали. Полуторачасовой клип? Как его смотреть?
Да это действительно оказался полуторачасовой клип, который смориться на одном дыхании. Этот Алан Паркер смог создать настолько сложное, многослойное, наполненное аллюзиями, метафорами (за последние два слова не ручаюсь, так как не уверен что правильно понимаю их смысл) полотно, что оторваться просто невозможно. Да еще и под такую музыку.
Главный герой Стены - Пинк по сути прототип Роджера Уотерса, который и должен был играть в этом фильме. Но кинопробы показали, что актер он никакой, поэтому он появляется в фильме только раз, как свидетель жениха на свадьбе у Пинка. О чем фильм? Однозначного ответа дать нельзя. Слишком много там всего. Воспоминания.
Пинк сидит в гостиничном номере деприсует, употребляет наркотики, галлюцинирует. Вспоминает свое детство. Вспоминает, как он примеряет форму погибшего на фронте отца. Вспоминает школу. Свою одинокую мать. Свою жену, которая так и не смогла до него достучаться, а он не смог пусть ее в свой мир. Воспоминания накладываться на мысли, мысли на образы, образы превращаются в полный сюрреализм и снова воспоминания. Некоторые моменты гениальны.
Сцена, после боя. Играет тихо и спокойно фортепиано. Нам показываю раненых. Их немые крики и боль.
Маленький Пинк в парке смотрит, как отцы играю со своими детьми.
Пинк - нацист выступает пред аудиторией.
Учитель - теран отчитывает Пинка. Учитель обедает со своей женой. Видно, что он подкаблучник. Ближе к концу, мульт – большая толстая женщина, как кукловод дергает за веревочки учителя, который наказывает Пинка.
Но самая сильная вещь это Mother, когда воспоминания из детства, отношения с матерью, накладываются на его взрослую жизнь, на его отношения с женой. Таких моментов в фильме много, каждый выберет свое, что ближе ему.
Так же хочеться отметить мультипликационные вставки созданные художником Джеральдом Скарфом. Шагающие молотки, два, занимающихся любовью, цветка, жена превращающаяся в скорпиона то в мать Пинка, зверолюди в противогазах, все это маленькие шедевры психоделической мультипликации.
В фильме поставлено много интересных вопросов. Это конечно и барьеры, которыми мы отгораживаемся, замыкаемся в себе. Нежелание понять ближнего и связанная с этим жестокость. Очень много отсылок к детству, откуда идут ниточки наших комплексов, страхов. Влияние близких людей, которое далеко не всегда является верным. Сложные причины наших поступков. Подумать там есть над чем. Режиссер очень грамотно смог увязать эти проблемы и показать их взаимосвязь.
Не знаю, получилось бы так хорошо у Алана Паркера, без мощной музыки Пинк Флойда.
Но вышло очень сильно. Тут как раз тот случай когда один гений дополняет другой. Хотя мне кажется, что первая скрипка здесь все таки музыка и мысли Роджера Уотерса, так удачно перенесенные на кинопленку.