Если не жалко нервов, то, приглядевшись к российским СМИ, к быдло-шоу на центральных каналах, к полнометражным и многосерийным фильмам последних 10-15 лет российского производства, можно увидеть несколько современных идеологических тенденций-тем, таких как:
Врачи – некомпетентные взяточники
Милиция была плохой, но исправляется
Криминальные элементы – не такие плохие как раньше думалось.
Наиболее яркие представители кинематографа постАндроповского периода, посвященные отечественному криминалитетуразных времен, это (список, естественно неполный):
Фильмы
Беспредел (1989) (воры – плохие, милиция плохая)
Вор (1997) (воры – плохие, милиция нейтральна)
Шизофрения (1997) (воры – нейтральны с оттенком хорошести, милиция плохая, ГБ плохая)
Апрель (2001) (воры хорошие, бандиты плохие, милиция нейтральна)
Антикиллер 1 (2002) (милиция почти хорошая, воры плохие, бандиты плохие, маньяки плохие)
Антикиллер 2 (2003) (милиция очень хорошая, воры добрые, террористы плохие)
Консервы (2007) (милиция плохая, ГБ хорошая, воры добрые)
Сериалы
Бандитский Петербург (2000) (воры плохие, бандиты плохие, милиция хорошая и плохая)
Крот (2001) (ГБ сомнительная, бандиты хорошие и плохие)
Бригада (2002) (милиция плохая, бандиты хорошие)
Боец (2004) (воры хорошие и плохие)
Статистика в случайно ограниченной выборке дело неблагодарное, но итого у нас есть:
Воры: плохие 5 раз, хорошие и нейтральные 5 раз
Бандиты: плохие 4 раза, хорошие 2 раза
Милиция: плохая 5 раз, хорошая и нейтральная 5 раз
ГБ: хорошая и нейтральная 2 раза, плохая 1 раз.
Тенденция по ворам: были плохие, изредка нейтральные вплоть до 2001 (радио «Шансон» вещает с 2000 года), потом все лучше и чаще, милиции напрямую не противопоставляются, но обыгрываются как сила древняя, честная, воспитующая, патриотичная.
Тенденция по бандитам: бандиты в основном плохие до появления мегатворения «Бригада», которое к счастью или к сожалению нашло отклик в сердцах большинства наших с вами соотечественников.
Тенденция по милиции: плохая вплоть до появления сериала «Улицы разбитых фонарей» после которого рядовой россиянин стал готов к принятию образа «хороший милиционер», но образ «оборотня» проскальзывает с завидным постоянством.
СМИ это органы пропаганды и провокации. кино телевидение радио газеты журналы двд – призваны доносить до гражданина субъективную истину, чтобы соответственно гамме мнений зритель мог формировать свое мировоззрение по диалектическим законам.
Поэтому когда мы наблюдаем некий массмедийный продукт и видим что в нем ставятся акценты на определенных позициях мы элементарно можем понимать кто спонсирует выпуск этого массмедийного продукта, например мы смотрим фильм, где возвеличивается бандитизм (кф «Бригада») мы сразу понимаем что этот фильм спонсируют люди, успешно пережившие 90е годы, сохранившие свое здоровье и нажившие капитал, решив посмотреть фильм про свои молодые годы.
К сожалению изготовители таких продуктов не верят в своих зрителей и поэтому ограничиваются только такими схемами пропаганды или в лучшем случае, так называемым грубым «черным пиаром». Не желая тратить время и фантазию на создание более качественных товаров по схемам «изящного черного пиара» (или еще интереснее от обратного от обратного). Например: будем хвалить воров, чтобы у зрителя были к ним отрицательное отношение, или еще хлеще: будем хвалить воров, чтобы зритель проникся наоборот к ним доверием, предполагая, что это провокация против тех же воров.
В общем: «я оглянулся посмотреть не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулся ли я»
Но учитывая уровень общей грамотности нашего населения, нам предлагают только первый вариант пропаганды – прямой.
Итак фильм 2007 года:
«Учитель в законе»
Режиссер Александр Мохов
В ролях: Юрий Беляев, Наталья Вдовина и др.
Завязка такова (по материалам из интернета)
«Вор в законе Борис Богомолов не мог и предположить, что ему придется поменять амплуа и расстаться с прошлой жизнью. Хозяйка-судьба решила все за него. Врачи поставили страшный диагноз - рак мозга - и вынесли смертельный приговор. Понимая, что жить ему осталось недолго, Борис покидает столицу и едет в маленький провинциальный городок, где по поддельным документам устраивается учителем литературы в местную школу.»
Фильм идет около полутора часов, сюжет не сложен, лейтмотив такой:
Воры и воровское сообщество – это последний оплот честности, порядочности, чистосердечия и благородства, признаваемый даже милицией (реверансик там есть нехиленький).
Фильм полон забавных моментов, говорящих о качестве и желаемом направлении смысла фильма:
Вор в законе раздетый по пояс
В фильме: вор завязал, вор против наркотиков, вор любит читать и книжки, вор отобрал у карманников кошелек и вернул старушке, вор спас сельскую учительницу от наркоторговцев, вор борется против рядовых наркоторговцев, вор сочиняет и читает стихи.
Милиция уважительно относится к вору, на Вы, склонив головку.
В общем великий мифический «кодекс чести»
Актеры играют СВОИ роли прилично, натянутости нет, актеры школьников подкачали, + раздражает пафосность проведения уроков.
Операторская работа российская, без перегибов и недоработок.
Основная черта фильма в недоработанности образа главного героя фильма (впрочем, у него же рак мозга, вероятно это по мнению режиссера и сценариста повлияло на личность вора)
Есть и положительные черты этого фильма это антинарко-пропоганда.
Кому этот фильм адресован?
Безусловно спонсируется он если не воровским сообществом, то хотя бы «сочуствующими» лицами.
Но для старших возрастных групп, незнакомых с сутью вопроса, это просто наивняк, для молодежи слишком пафосно и по-школьному; для лиц «секущих фишку» (сидевших и пацанов с раёна) это вызывает недоумение и вопросы.
Вероятно этот фильм лишь «агитка» для лиц моложе 18 к принятию и впитыванию воровской морали (шаг №1)
Диагноз: фильм опасен для подростков, всем остальным смотреть в качестве еще одной субъективной точки зрения.
Постскриптум 1:
Фраза из разговора двух «воров в законе»:
- Ты ведь всегда хотел быть учителем литературы, а если б не ты, я бы даже му-му не прочитал.
Постскриптум 2: ничего более стоящего про воров чем у Шаламава в Колымских рассказах не написано, не сказано и не показано.