Япония, 1983 г. (комедия, драма)
К этому фильму нельзя относиться равнодушно. Люди, которые его ненавидят, подробно и обстоятельно обоснуют вам свою позицию. Это достаточно просто. Те же, кому фильм нравится, скорее всего затруднятся с ответом. Да жутко, да местами омерзительно от физиологических сцен, но ... нравится.
Фильм был снять в те времена, когда еще снимали честное кино, а слово «конъюнктура» было знакомо очень немногим. Удивительно, что такой откровенный фильм о японцах сняли сами японцы. Лишний повод любому националисту и ксенофобу закричать – «Так я и знал! Они все больные извращенцы, вот то ли дело мы! ... у нас такого никогда не было, потому что быть не могло!».
В двух словах, это фильм о примитивных сообществах с поправкой на восточную ментальность. Но снять фильм про жестоких и кровожадных дикарей – большого ума не надо, каждый второй хоррор Голливуда как раз про это. В этом же фильме все несколько сложнее. Тут нет жестокости вообще. Тут показан человек в своем первозданном виде, как чистый лист.
Это фильм о глухой японской деревушке 19 века, затерянной в снежных горах (Хоккайдо?). Жизнь здесь предельно сурова и трудна. Люди ходят босиком по снегу и спят на ветру. Здесь нет добра и зла. Здесь есть только верность традициям, обусловленным РАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ. Например, рационально избавляться от лишних ртов. Рационально душить «лишних» новорожденных мальчиков и закапывать их на рисовом поле, в качестве удобрения. «Лишних» девочек рационально растить лет до 5-7, а потом продавать приезжему торговцу солью с повадками старого педофила. Стариков, достигшись 70-ти лет, рационально относить на спине на далекую Дубовую Гору («нара яма», яп.) и оставлять там умирать от голода и холода. Причем отец или мать почитают за великую честь, если собственный сын пройдет с ними их последний путь. Любые метания и терзания считаются проявлением слабости и нарушением вековых устоев.
Как известно, есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы. У этих людей очень много проблем, поэтому убийство для них – привычное дело. Оборвать чужую жизнь также просто и естественно.как срезать пучок травы. Вопрос «тварь ли я дражащая или право имею?» здесь не стоит.
Например, одна семья в деревне плохо работает и постоянно ворует продукты у соседей. Они неисправимые лодыри, неумехи и ворюги. Что с ними делать? Правильно – убить. Ночью жители деревни врываются в их дом, вытаскивают всех на улицу и живьем закапывают в большой яме, всех вместе – мужа, жену и их многочисленных детей, мал мала меньше. После чего спокойно расходятся по домам спать.
Они не воины, а простые земледельцы. Они убивают без злобы и ненависти. Как в животном мире. Не случайно в фильме много вставок – как змея заглатывает мышь, как богомол поедает лягушку. Но в отличии от животного мира здесь нет притеснения сильного слабым, тут все равны в общей суровой доле. Отдельная личность не имеет никакого значения – играет роль лишь выживание коллектива в целом. И если коллектив (организм) решил избавиться от какой-то своей части – почему бы и нет? Это это право.
Они ни с кем не воюют, хотя в округе разбросаны такие же маленькие деревни. Зачем воевать? Там живут не лучше и не хуже. Места вокруг хватает всем – куда ни глянь, необъятный лес. Никаких претензий ни к кому они не имеют. К тому же, любая война – трата ресурсов, материальных и человеческих, а эти люди не могут позволить себе такой роскоши. По сути, они не могут позволить себе вообще ничего, что выходит за пределы элементарного выживания.
Совершенные средства производства, мягкие условия жизни дают человеку много благ и свобод – свободное время, излишки еды, деньги, ценности и пр. Человек, не обременный проблемой выживания, переходит на следующую ступень в пирамиде потребностей. Теперь он жаждет нематериального – он изобретает религию, философию, мораль, искусство. Он постигает красоту, задумывается об устройстве мироздания. Но одновременно, чем больше он имеет, тем больше ему хочется иметь. Он становится жаден, завистлив, тщеславен, мститетен и т.д. Он сражается с им же созданными химерами, плутает в тупиках этических противоречий, устраивает войны.
Здесь ничего этого нет.
* * *
В фильме нет тревожной музыки и саспенса, нет смакования жестокости, нет грязи ради грязи. Фоном служит действительно прекрасная северная природа. Саундрек – нехитрые народные песни и музыка. Несмотря ни на что, фильм весьма позитивен. В редкие минуты отдыха, когда жители деревни не заняты убийствами и изнурительной работой, они собираются вместе, поют, веселятся, шутят, свингеруют. Да, в фильме есть и юмор. Достаточно специфический.
Например – молодой парень, весело напевая, насилует труп своей горячо любимой девушки, убитой накануне его же родней. «У меня хоть мертвая, но женщина есть! А тебе даже собака не даст!» – дразнит он своего непутевого дядю-бобыля. Он не подозревает, что дядя (не красавец даже по здешним меркам) действительно ночью безуспешно пытается заняться сексом с собакой.
Или когда главная героиня сама себе выбивает об каменную ступу передние зубы, чтобы казаться старше и немощнее и побыстрее попасть на Нараяму. «Совсем старая я стала! Вот, уже и зубы выпадают» – с милой кровавой улыбкой говорит она оторопевшей невестке.
* * *
Самая долгая и символическая сцена фильма – как главный герой уносит свою мать в горы. В ней почти нет слов, но есть множество полутонов и нюансов. Есть грусть, материнская и сыновняя любовь. Чего в ней нет, с моей точки зрения – это трагизма и пафоса. Учитывая, ЧТО эти люди вытворяли в течении всего фильма, сколько народа убили, они не вызывают сострадания. Но также не вызывают и ненависти. Они просто часть круговорота жизни и смерти.
* * *
Фильм не для слабонервных и нет для ханжей. Для русского зрителя в нем много моментов на грани фола, и даже за гранью. Но если мозги сильно давят на череп, а проблемы мироздания не дают уснуть – советую разок его посмотреть. На некоторое время отпускает. Я проверял.