Случайно посмотрел на DVD этот фильм. Сначала показалось, что это очередной лубок типа «Ленинграда» и дохуя чиво. Из фильмов про войну за последние годы по-настоящему интересным был только «В августе 1944», и то, в общем-то, не про войну, а про приключения. Все остальное – дешевая пародия на голливудские боевики, короче - гавно. Можно вспомнить, конечно «Свои» Месхиева, но рассматриваемый фильм произвел куда более сильное впечатление. «Свои» уступают тем, что многое в драматургии показалось надуманным, а в средствах передачи – не совсем адекватным.
Итак, «Franz+Полина» - ничего хорошего я не ожидал, но фильм вставил сразу.
Блестящая операторская работа! С первого кадра! Деревенские пацаны купаются в реке. Есть ощущения, что авторы дорожили каждым кадром, каждой постановкой. Тут нет случайных планов. Вся картинка художественная. Впечатляют сцены с фашистской амуницией. Видно, что авторы знают, трогали и примеряли каждую деталь, каждую вещь, они понимают ее место и значение.
Завораживает сцена уничтожения белорусской деревни под ноктюрн Шопена! Ахуенные натуры от лета до зимы! Короче напомнило мне это операторские работы в фильмах Тарковского беспезды где каждый кадр – самостоятельное произведение. Операторская и монтажная работа - это главная, но не единственная достопримечательность фильма. При этом без ебучих спецэффектов, дерганий камерой и ебанутых пролетов туда-сюда – это все, я уверен от скудости фантазии.
Режиссура тоже интересна - воссоздана атмосфера времени (1943 г). Хорошо решены основные, ключевые, сюжетные моменты (убийства, спасение героя и проч). Казалось бы какой-нить пэтэушник Федя Бондарчук размазал бы тут кровяки из свеклы яебу. Нихуйа - они как бы завуалированы, самые острые моменты не рвут повествования, а переживаются внутри зрителем. При этом сюжет держит в напряжении все время. В то же время видно, что автор владеет всеми приемами экшн. Сцена казни партизанами своего товарища просто шедевр в постановочном плане.
Короче режиссура достойный приемник того, что называют гиппереализмом, прежде всего, вспоминаются шедевры А.Германа «Проверка на дорогах» и «Иди и смотри» Э. Климова. Характерно, что в фильме нет ни слова по-русски, только немецкий и белорусский! Это добавляет реализма, а во-вторых, оцените мастерство режиссера, отказавшегося от такого подспорья. Но здесь уже речь надо вести и о драматургии.
Автор сценария – А.Адамович – известный белорусский писатель. Можно его не уважать за гражданскую позицию в последние годы жизни, как и В. Быкова или Б. Васильева. Но все они прекрасные военные писатели с этим не поспоришь. Идея фильма судьба двух молодых людей – она - белоруска, он - немец-фашист. Их мелодраматическая (но без соплей) история развивается на фоне главной трагедии белорусского народа, после лидера оппозиции Александра Милинкевича – немецкой оккупации и геноцида.
Тут и фашисты, и партизаны и мирное население и полицаи. Опять таки тема «Своих» за счет истории немца звучит более ярко и трогательнее, чем в одноименном фильме. При этом фильм хоть и депрессивный, но в отличие от «Острова» Лунгина с его надуманным и в общем примитивным морализаторством, смотрится с большим интересом. Нет так же и нудоты, пустых и якобы многозначных планов бездарного Сокурова, которого, кстати, по статистике, никто никогда до конца не досмотрел.
Короче говоря, фильм охуенный и главное – развивает лучшие национальные традиции кино. Приятно, что снимают фильмы не только уебищные мажоры, но и по-настоящему профессиональные и творческие люди. Тем пэтэушникам, которые не смотрели А.Германа «Проверка на дорогах» и «Иди и смотри» Э. Климова, а смотрели «Девятую роту» и «Дневной дозор» (которые являются прямыми преемниками Голливуда) лучше не соваться – вывехните моск. Всем остальным немедленно пополнить видеотеку!!!