Между прочим, одобрение РПЦ этого фильма, доказывает ограниченность и общую отсталость последней. Мое мнение, что под общим умильно-православным соусом, режиссер, сценарист, а также П.Мамонов протащили в свет философски обоснованную апологию христианского Дьявола. Дело в том, что смысл искушения Христа в Гефсиманском саду состоит в том, что Дьявол просил чуда, зная, что Христу это просто, а уж тем более Богу-отцу, такое бывало, можно вспомнить семьдесят тысяч сожженных евреев в наказание Давиду за перепись населения.
Христос в саду на сделку не пошел, рассудив, что судьба его уже вплетена в судьбы смертных, а смертные не боги, у смертных нет средств для решения своих проблем божественным путем. Смысл искушения – Христос мог играючи стереть с лица земли весь Иерусалим, с прокураторами, виселицами, Иудами, и кем захотел, включая Тиберия на своем острове. Но тогда он переставал быть принимаем человеком – на хер мне перец, который щелкает пальцами и вот нет Гитлера. Человек так не может, я так не могу! Тогда Христос просто носитель передовых технологий, но не нравственного закона. Дьявол это понимал, Христос понимал, Достоевский понимал (Легенда о Великом Инквизиторе), Бердяев понимал (Философия свободы, происхождение зла.).
Этого не понимает РПЦ, потому что не занимается теорией, разумной дискуссией, серьезными богословскими исследованиями. Да, понятие чуда существует, но от канонизированных! Подразумевается, что Христос, пребывая одновременно в трех временах, рассчитывал последствия и причины, а значит, предвидел их. То же и про прочих канонизированных чудотворцев. Но внешние свойства чуда – мальчик хромал, а потом пошел – хорошо действуют на домохозяек, ну а вдруг мальчик этот будущий Чикатило. Вдруг рожденный пацанкой ребенок, по совету Анатолия, Бен Ладен, или Торквемада.
Так вот о проблеме чуда в фильме даже не упоминается. А между тем – чем Мамонов отличается от Дьявола? Он согрешил, как и дьявол (отпал от Бога). Он творит внешне приятные чудеса не рассуждая о последствиях. Он своеволен (как и Дьявол), он не подчинен никому (same), он считает себя высшим судьей, единственным проводником истины, и он в гордыне (всех нахуй посылает, и делает так, как ему хочется). Более того, Мамонов-Дьявол, вынужден воспитывать нерадивых монахов вокруг. А это то, чем исторически занимается Дьявол. Земля для него любимая планета, люди для него – избранны, исключительны, в своем эгоизме отрицающие Божественный план.
Так что, скорее всего, фильм, интеллектуальное издевательство над ограниченностью и необразованностью РПЦ, которой помаши черным крестом и бородой и пиздец – ты охуенный славянин, соль земли и православный. Тем более, что антураж в фильме запредельно эстетский – первый раз вижу, что старые мостки, утонувшие лодки и русский Север можно снять так, будто это все проработанные детали ландшафтного дизайна. И обстановка, одежды в фильме, впервые не кричат «ой бля какие мы забитые русские, грязные и тупые», а наводят мысли о культурном феномене народа, и блять, я себе хочу такой же полушубок как у о.Анатолия.
Вот такая ерунда, а может, мне не надо было пить столько абсента при просмотре. Но если вы будете его пить при просмотре, у вас будет охуенный приход на богословскую тему, а ночью вам приснится Мамонов с хвостом и дочка адмирала вскрывающая седьмую печать. Есть из чего выбирать.