"Дневной дозор" уже обозревали, так что предлагаю считать это не рецензией, а мнением. У меня фильм оставил совсем другое впечаление, чем у предыдущих обозревателей, хотя я заранее решил не цепляться к деталям, а оценивать только ощущения от просмотра. Сразу оговорюсь, что до фильма я не читал ни обзоров, ни рецензий, ни саму книгу, о чем впрочем, не жалею - так я смог взглянуть на фильм свежим глазом. Все же фильм - это самостоятельное художественное изделие, а не анимированная иллюстрация.
Наверное, странно, но я затрудняюсь сказать, о чем кино. Отсидев в кресле кинотеатра 2 часа 15 минут, я не смог ответить на вопрос "а про что я смотрел". Увы, от художественной целостности первой серии ничего не осталось - фильм распадается на три не связанных фрагмента, причем если первые два - более-менее выраженные мини-сюжеты, то третий - бестолковая катавасия, перегруженная спецэффектами и лишенная логики, что, кстати, всегда говорит о слабой режиссерской работе. В результате последнюю треть я смотрел, как абстрактную картину - всего очень много, все очень яркое, а к чему - а хуй его знает. Единой линии в фильме нет, и спецэффектами эту дыру не прикрыть.
Между темными и светлыми силами вроде бы продолжается война, к середине фильма она очевидно превратилась из холодной в горячую. Тем не менее, чуть позже почти все герои, и темные и светлые, квасят в ресторане под Верку Сердючку. Я, кстати, не удивлюсь, если окажется, что они на съемках действительно квасили в ресторане, особенно глядя на Хабенского. Хабенский большую часть времени передвигается походкой пьяного матроса при бортовой качке - по сюжету его то отравят, то отпиздят, то ещё что-нибудь не так. Золотухин, похоже, во время съемок в самом деле съехал с резьбы, так что вживаться в роль ему не пришлось. Игра остальных актеров маловыразительна и не запомнилась, зато в ресторанной массовке я заметил Никаса Сафронова и Вилли Токарева. Если это свадебные генералы, то все ещё хуже, чем я думал.
Спецэффектов много, и это слабо сказано, ближе к концу их количество переходит все границы. Гонки на грузовиках очень эффектны, но выпадают из сюжетной линии. Сцены разрушений скорее громоздки, чем грандиозны. В первой части неявно проводилась мысль о том, что деятельность дозоров скрыта и негласна, это как бы мир, существующий параллельно обычному, поэтому масштабное вмешательство дозоров в мир людей выглядит неуклюже. Тем более неприятно, что кадры с обрушенем домов, телебашни и колеса обозрения подаются как главная сцена и апофеоз фильма - похоже на то, что решили брать количеством вместо качества. Более того, на мой взгляд, после терактов в Москве показывать рушащиеся московские дома - не только моветон, но и долбоебизм первой категории.
Тем неожиданнее приятное впечатление от финальной сцены. Она выглядит не только свежо после предшествующих бессмысленных ужасов, но и очень логично. Благодаря ей обе серии фильма образуют рондо и завершаются на редкость достойно. Это главная, а может и единственная режиссерская удача в "Дневном дозоре". В целом фильм похож на непропеченный пирог - по краям прилично, а в середине сыро и недоделано.
Я бы сказал, что смотреть "Дневной дозор" в кинотеатре стоит только тем, кто любит спецэффекты сами по себе. Тем, кто ожидает сюжетной сказки, достаточно будет поглядеть фильм дома. Особо рекомендовать фильм не стану - действие очень затянуто, чистого экшена немного, сюжет хромает на обе ноги, а на спецэффектах, как я и раньше говорил, хорошего кино не сделаешь.