Теперь, по прошествию всех серий, можно подвести итоги тому, что мы смотрели целых две недели вместо «Времени» по ОРТ. Немало уже было сказано про актёрский состав, близость к оригиналу и т. д., поэтому повторяться не буду, тем более, что в таких вопросах не разбираюсь совершенно, да и сказать в общем-то нечего кроме того, что актёры иногда нравятся, иногда нет, а сама книжка не ходит у меня в фаворитах и поэтому если какая крылатая фраза и не вошла в фильм, то я этого не заметил. Ну и ещё особая тема – саундтрэк, главная тема которого звучит на удивление симпатично, резко контрастируя с фамилией Корнелюк, так по этому поводу я видел уже массу замечаний по всему инету с отсылками к мелодии, послужившей первоисточником. В частности назывались фамилии Прокофьева и Курёхина, но не знаю. Не буду полемизировать на эту тему, потому что по большому счёту мне всё равно.
Подведём итоги вот какие – что мы теперь может сказать об этой экранизации? Аспектов два: насколько постановка хороша как фильм сам по себе, насколько как экранизация классической книги. А кроме того – какое место будет ей отведено в нашей памяти, ну и заодно можно попытаться решить вопрос - была ли она вообще нужна?
Главный вывод, который я для себя неожиданно сделал – большинство из нас смотрело этот сериал от скуки. Сами посудите, ситуация на телевидении с показом хорошего кино, при этом отечественного, при этом не баянов прямо скажем удручающая, да ещё и праздники надвигаются, хочется чего-то эдакого. На этом фоне появляется многосерийное кино, снятое по хорошей книге, хорошм режиссёром, с хорошими актёрами, плюс ещё интрига о том, что до этого многократно предпринимавшиеся попытки экранизировать книгу не увенчивались успехом. Первые две серии, показанные одна за другой и без рекламы производят неплохое впечатление, казалось бы – всё хорошо. С этой стороны ставим экранизации большой жирный зачот.
С другой стороны – кино откровенно не шедевр. Ну не цепляет оно собой, ведь если прикинуть, то чуть ли не единственное, что там действительно производит впечатление – диалоги, слово в слово переписанные из первоисточника. Видеоряд явно на заднем плане находится, а ведь экранизация – это самостоятельное произведение искусства! Возьмём хотя бы «Заводной апельсин», снятый по Хайнлайну. Фильм и книга довольно сильно различаются, но смотрится гармонично. Да бог с ним, самый ближайший пример - «Собачье Сердце», может кто и скажет, что это предвзятое мнение, но по-моему, как ни крути, а на порядок сильнее «Мастера и Маргариты».
В общем, мой такой вердикт, что, наконец-то, показали в вечернее время развлекатечеие, от которого рука не тянется к мешочку для блевотины, а наоборот очень даже приятно посмотреть, но на этот раз Кино у режиссёра не получилось.