«Таверна» (сериал).
5 серий по 9 минут.
Режиссер – Роберт Саакянц.
Армения (наверное), 2003.
Что-то в последнее время часто вспоминаю детство. Скоро я, наверное, начну писать рассказы о том, как когда-то давно кошек в кастрюлях на Марс запускал. Ну а пока меня окончательно не накрыло этим счастьем, давайте поговорим о великом искусстве анимации. О чем-нибудь не серьезном и не глупом одновременно.
Конечно, я ничего не имею против фильмов, в которых, к примеру, вице-президент крупной кампании, голый, перемазанный кровищей бывшей любовницы (только что им же убитой), бегает с бензопилой наперевес за орущей благим матом проституткой по лестницам фешенебельного нью-йорского доходного дома, но и от таких высокохудожественных вещей иногда хочется отдохнуть. Надоедают иногда все эти изыски современной культуры, итить её налево, хочется чего-нибудь простого и спокойного, но при этом грамотного и не тупого. Собственно.
У меня всегда вызывали уважение любители отечественных мультфильмов. Я и сам, признаться, грешен в этом плане – «Падароге с аблакаме», «Мартынко» или «Острав Сакровещ» вызывали и вызывают приступы буйной радости, не говоря уже о других шедеврах Хитрука, Татарского, Бардина, Норштейна, Гамбурга и так далее. Как раз об одном из культовых режиссеров СССР-ской анимации речь и пойдет. СССР уже давно развалился нахер, и фильмы этого товарища уже нельзя назвать отечественными, но всё же.
Те из вас, уважаимые четатели, чьи виски (и яйца) еще не убелило сединой беспощадное время, наверняка помнят мультфильмы с названиями «Ухты, гаварящая рыбба», «Ф синим море, ф белай пене», и еще кое-какие, схожие по стилю. «Арменфильм», 80-е годы. Вот пара кадров:
На самом деле их было до хуя и даже больше. Ответственным за их появление был режиссер, а местами и сценарист Роберт Саакянц. По-моему, мультфильмы эти были шедеврами, и, говорят, даже положили начало новой школе анимации. Лично я точно помню, что песня «Аставайся мальчик с нами будишь нашым каралём» сильно радовала меня в ранней молодости, ну а диалог говорящей рыбы с добрым шопесдец волшебником («Какой заяц? Какой тулуп? Какая блоха?!!!») вообще вызывал множественные оргазмы у малолетних любителей правильного юмора. Спасибо высшим силам, сейчас кое-какие из этих шедевров вполне доступны, не то, что раньше – хер найдёшь. Дык вот, этот режиссер до сих пор творит. Речь пойдет о работе 2003 года, небольшом таком сериале «Таверна».
Ну, сразу видно, что все теперь сделано на компьютере – и картинка, и музыка. Поначалу это немного напрягает, но минут через пять привыкаешь и к таким нововведениям. Стиль анимации, фирменные особенности (как в режиссуре, так и в сценариях), специфичный дизайн персонажей – все осталось почти без изменений, и это сильно радует.
Проект, видимо, был семейным, так как количество людей в титрах по фамилии Саакянц переходит все мыслимые границы. При озвучке тоже обходились своими, «местными» силами, соответственно все или почти все персонажи говорят с армянским (вроде бы) акцентом. Вообще-то я такой акцент плохо перевариваю, но в данном случае это вроде как даже прикольно. С музыкой, кстати, тоже небольшой глюк – как мне показалось, динамический диапазон крайне хуёвый, все звучит очень «плоско», то ли издержки пиратской дистрибуции, то ли хрен его знает что. Но это, в принципе, мелочи.
Что касается сюжета, то всё действие крутится вокруг одной точки общепита, куда периодически заходит главный герой – небритый заяц лилового цвета. Зовут его Мишель, судя по форме одежды, он либо вражеский шпиён, либо профессиональный эксгибиционист (в мультфильмах это, впрочем, никак не подтверждается). Серии никак между собой не связаны, каждая – глумливая переделка какой-либо старой сказки типа «Красной Шапочки» или восточных историй о джинах в бутылках и трех желаниях. С наличием смысла здесь все в порядке, с юмором – тоже. Местами эта вещь отдаленно напоминает «Растаманские Сказки» (комплимент, комплимент), только без Травы.
Несмотря на общую веселость и карнавально-идиотский настрой, эта вещь не предназначена для детей, уж точно не для самых мелких. Некоторыми особенностями отрисовки заинтересовался бы сам дедушка Фрейд, а юмор, конечно, не назовёшь совсем уж чёрным, но… Волк в конце концов сожрал и Красную Шапку, и её бабку (причём по вине главного героя), Кота в сапогах этот заяц вообще, грубо говоря, развёл, кинул и сдал ментам, еще кое-кто из персонажей расстался с жизнью довольно оригинальным способом, и так далее. При внимательном просмотре можно обнаружить в третьей серии силуэт повесившегося кота. На заднем плане некие существа периодически топятся и бросаются с крыш. С одним арабом ближе к концу вообще происходит жуткая вещь: найдя говорящую лягушку, он (идиёт) её целует. Соответственно, лягушка превращается. В пидора. СТРАШНО, БЛЯ? Во-во, на хера детям такие ужасы (впрочем, здесь есть воспитательный момент). Но имеется и позитив, типа истории о тусовке зайцев, которые пошли топиться, а в результате обрели новые силы и душевный подъём. Преподносится это довольно весело, в фирменном анимационном стиле, когда всё и вся смешиваются, превращаются одно в другое, не подчиняясь никаким законам физики, расплываются и собираются обратно, и так далее. В общем, с режиссурой всё хорошо.
Конечно, не обошлось без недостатков, но на фоне достоинств они как-то теряются. Большинство сюжетов давно всем известны, но тем лучше воспринимаются неожиданные концовки. Местами тягомотно, но серии незатянуты и всё это сменяется периодами такой бешеной шизухи, что вся тягомотность забывается нафиг. Ранние работы этого режиссера, наверное, лучше (ибо уже классика), но и «Таверна» очень достойный мультик, хотя может и показаться детским из-за своей стилистики. Так что если загрызла ностальгия, детство в жопе заиграло или просто не имеете ничего против грамотной анимации – вперёд и с песнями.