Так случилось, что за несколько месяцев мне довелось посмотреть почти все знаковые фильмы снятые Романом Полански за последние 30 лет. Каждый из них стоит отдельного внимания, но впечатлившись самым последним произведением Мастера, я, для сравнения, всего лишь перечислю:
Чайнатаун - 74
Ребёнок Розмари - 68
Жилец - 76
Горькая луна - 92
Девятые Врата - 99
Кто смотрел эти фильмы, знает, что Полански интересуется вещами которые, по большей части, не даны для осознания простым смертным. Он и сам не претендует раскрыть зрителю истину, оставляя в конце своих фильмов привкус безысходности. Понятие хэппи-энд ему чуждо, герои остаются наедине со своим горем, если не умирают.
Полански никогда не отличался, на мой взгляд, какими-то неистовствами и новшествами в плане формы кино, его язык довольно сух и стандартен. Да ему и не надо оформлять и стилизировать сюжет какими-то особыми нарезками монтажа или необычными углами камеры. Полански мастер рассказать так, чтобы в мозгу зрителя надолго поселился страх, причём не перед каким-то ужасным чудищем (как Челюсти например), а перед неосознанным, перед неизвестной тёмной силой, будь то сатана в своих разных проявлениях (Ребёнок Розмари, Девятые Врата), страсть (Горькая Луна) или паранойя (Жилец). Обобщает его картины человек не властный над своей судьбой, человек становящийся жертвой своих слабостей и отступающий перед лицом обстоятельств и перед натиском силы.
Вот с такими настроениями и осюсениями от творчества Романа Полански я отправился на один из первых показов его нового фильма Пианист.Мой интерес подогревал тот факт, что этот фильм на последнем Каннском фестивале выиграл главный приз, то бишь Золотую Пальмовую ветвь, а председателем ихнего жюри был сам Дэвид Линч (как известно от председателя зависит на 90% судьба приза).
Таким образом я имел полное право ожидать не просто хорошего фильма (предыдущий как-то не очень), а найвъебеннейшего и найпиздатейшего действа в лучших его традициях.
В результате скажу вам честно: Ахтунг. Просто Ахтунг. Не тратьте свои деньги и время на эту хуйню. Пидоров там конечно нету, но на радость и евреев (Ура, про нас кино), и антисемитов (есть повод покричать), Полански делает фильм о том, как оно было евреям в Польше во время Второй Мировой.
Сюжет Рассказывать бессмысленно. Скажу только, что фильм основан на реальной истории пианиста Владислава Шпильмана из Варшавы, прошедшего через гетто и умершего пару лет назад в возрасте 88 лет.
Первые полчаса фильма я пытался понять почему мне это всё так знакомо. Вроде бы я кроме Список Шиндлера (Оскар, Золотой Глобус) и Жизнь Прекрасна (Оскар, Большой приз Канн, Сезар) ничего такого про евреев не смотрел. Да и стоить заметить что после этих фильмов тема казалась ищерпана. Потом понял: картинные зверства немцев, голод, война, до боли знакомы из советского кино, только никак не верилось что на западе Полански может быть настолько не политикли коррект. Я всё ждал появления немца с человеческим лицом и ожидания оправдались, что ещё раз говорит о предсказуемости и вторичности фильма.
Вообщем показано как сначала всех согнали в гетто, потом повезли в концлагеря, а Владека вытолкнул из толпы отъезжающих в Треблинку жид-палицай. Так он и спасся. То польские коммунисты его по квартирам прятали, то сам ныкался в зимней Варшаве уже осажденной советскими войсками.
Исходя из названия я ожидал хоть какой-то драмы по-поводу профессии Владека - фортепиано. НО кроме того, что немецкий офицер, узнав что он музыкант, не стал его убивать, на музыку не было никакого акцента.
Фильм медленно длился 2.5 часа, но возникало ощущение что и этого нехватило режиссёру. Думалось вот-вот линия пианино раскрутится, но будто так и было задумано, а потом вырезано в постпродакшн.
Полански в прошлом нехуёвый сценарист, но он забыл что биография человека, это не повод для фильма. И хорошим щитается сценарий в котором герой через поиск чего-то одного находит совсем другое, более важное. Внутренняя нужда так сказать, insight. Именно так характеризуют образы в хороших фильмах. Они неоднозначны и ими движет нечто большее чем простое стремление выжить. Тем более Владек это делает так постыдно и так пассивно, что мог бы и умереть, сам бы не заметил. Наверно сказалась склонность Полански заставлять своих героев бессильствовать перед обстоятельствами.
Понять почему Плански сделал этот филм довольно просто. Будучи 6-летним еврейским мальчиком он сам через всё это прошёл и без сомнения это оставило глубокий след в его ранимом сердце. В одном из своих интервью он говорил. что обязательно снимет фильм о Холокосте, но ждет зрелости, и не решится затронуть такую тему, пока не почувствует что созрел. Передождался до маразма.
Возникает вопрос: так почему же в Каннах не увидели всего этого или может быть умопомрачение посетило сразу всю элиту мирового кино во главе с Линчем, а я один такой умный и проницетельный? Попытаюсь найти ответ на этот непростой вопрос и выяснить за что же всё таки получил Роман Полански Золотую Пальмовую Ветвь.
Начнём с того что несмотря на гениальность и всобщее признание, ему пришлось бежать из США, после того как его обвинили в занятиях сексом с 13-летней девочкой. Было это где-то в 77 и с тех пор в Америке он не был, Оскара не получал и уже не получит. И в Каннах не выигрывал, а давно пора оценить мастера по заслугам. Да и тема подходящая, за неё и главный приз не стыдно отдать.
А во-вторых, с точки зрения профессионала, Пианист сделан безупречно. Не яркие цвета (преобладает серый) совпадают с настроением фильма, а некоторые кадры действительно впечетляют. Например огромная площадь без единой живой души и только чемоданы и узлы оставленные уехавшими на смерть. Или дорога упирающаяся в горизонт, с обеих сторон которой развалины и по ней идёт Владек оставив позади 5 лет страданий и скитаний.
Короче говоря если кино - ваша профессия, то фильм к просмотру обязателен, а если вы любите кино от чистого сердца, то посмотрите лучше фильм Бениньи Жизнь Прекрасна, на ту же тему, но зато очень смешно (сквозь слёзы)
Лошарик