Этот сайт сделан для настоящих падонков.
Те, кому не нравяцца слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти нахуй.
Остальные пруцца!

изотоп Зефира'36 :: Долгая дорога к "Дюне"
1

х/ф “Дюна”
ориг. “Dune”
2021 г., США, Канада, Венгрия
Режиссёр: Дени Вильнёв
Сценарий: Джон Спэйтс, Дени Вильнёв, Эрик Рот, Фрэнк Герберт (как пачотный афтар романа)

Здарова, бля! Сёдня мы обозрим фильм, который должен был выйти в широкий прокат ещё в том году, но таки не вышел. Далее сроки постоянно сдвигались и никто не даёт гарантии, что они будут соблюдены. По крайней мере в наших Палестинах планом идёт октябрь сего года, а именно 14 число. Эту дату я нахожу категорически прекрасной, т.к. аккурат после моей днюхи. Броцюня Вильнёв постарался - т.к. какой бы я не был поклонник эпохальной серии Френка Герберта про спайсы-миксы, червяков и синеглазых ходоков по пескам, отмечать ДР в кинотеатре я бы не стал.

Вообще, в этих наших интернетах бытует мнение, что роман “Дюна” это проклятье любого кинематографиста, т.к. чрезвычайно сложно его экранизировать. Достаточно в строке поиска вбить “дюна провальные экранизации” и поисковый движок отрыгнёт абсолютно все попытки снять кено по этой беспезды эпической нетленке. А попыток было всего две: полнометражка батьки Линча в 1984-году и мини-сериал Джона Харрисона от Sci Fi Channel в 2000-м. Цирк с павлинами от Алехандро Ходоровского, который не был снят (слава Шаи-Хулуду!), я рассматривать не буду. Кому интересно как этот чилийский перец пытался выебать без смазки произведение Герберта - смотрите документалочку “Jodorowsky's Dune” («Дюна» Ходоровского) 2013 года.

В чем же сложность экранизации достаточно популярного произведения? На мой взгляд в том, что этот шедевр в жанре научной фантастики написан не про лазерные пестики, пиу-пиу гамма-лучами, алиены хавают моск, вжжжж гиперпространство. Это скорее философский труд о теории власти и людях, ею облечённых. В классической серии из шести романов полно мыслей, рассуждений, диалогов, отсылок. Даже предисловия к главам это отдельные повествования - рассказы в рассказах, как планы внутри планов. А все эти огромные боевые черви, искривлённые пространства, моркотики и прочие Галактические Империи - просто антураж, чтобы привлечь публику. Но антураж настолько ахуенный, что так и просится в кино.

И серия “Дюна” не единственное такое произведение. Вспомним, например, “Звёздный десант” Хайнлайна - если ознакомиться поверхностно, то это типичный “космо-боевичок” где “наши” воюют против ну совсем уж “ненаших”. А если читать внимательно, особенно начальные главы, мы видим описание милитаристского общества землян, которое создали некие “ветераны” после неудачной попытки некими же “учоными” создать Рай на Земле. Не служил - не мужик/баба, и хуй тебе, а не избирательное право! И эту мякотку замечательно раскрыл Пол Верховен в своей экранизации 1997-года. Ну а ещё, для тех кто “вне политики”, там можно подрочить на молодую Дениз Ричардс.

Ну вот, скажете вы - получилось же у Верховена, почему у Вильнёва не должно?! А это покажет только вскрытие касс, ведь было решено снять фильм по первой половине первого романа в серии, а потом, только если будет знатный гешефт, продолжать повествование в следующем фильме. А далее - как кривая мирового кинопроката выведет. И если обратиться к Верховену - то его фильм вышел коммерчески провальным, хоть позднее и стал культовым. Несмотря на провал последовали продолжения: “Звёздный десант 2: Герой Федерации”, “Звёздный десант 3: Мародёр”. И вот скажите честно - вы их смотрели? Вы о них слышали? Лично я узнал о них только в процессе написания этого обзора. Касаемо “Дюны” опираться на кассу - ещё более скользкая дорожка, т.к. в произведении опущен весь экшон с битвами Свободных и сардуукаров, Джихаде Атрейдесов и прочим пиу-пиу тра-та-та, которое так выгодно смотрится в кино, и на которое с радостью готов смотреть и стар и млад, вне зависимости от того, знакомы ли они с первоисточником или нет.

Отсутствие детального описания батальных сцен, одной стороны, даёт простор фантазии режиссёру и сценаристам, с другой - надо не просто придумать эти сцены, а проработать всю матчасть, начиная от значков в петлицах и заканчивая тактикой боя, вооружением и персонажами. Да и предыдущие работы как Вильнёва, так Спэйтса сложно назвать насыщенными на массовые мясорубки. Но нежданчик! Если взглянуть на трейлеры, кое-что афторы нам приготовили: как массивные баталии, так и небольшие стычки, и даже сольник Данкана Айдахо с объединенным оркестром вооружённых сил Империи и Харконненов. Поживем, как говориться, увидим.

Если далее рассуждать о картинке, опираясь на трейлеры, то всё выглядит более чем хорошо. По крайней мере солдатиков в латексных ОЗК, из секс-шопа для прапорщиков в отставке, и в наполненных гороховым пердежом сварочных масках, мы не видим. Да, батька Линч тогда знатно лажанул. Броня, силовые поля, орнитоптеры, стилсьюты (ака дистикомбы), и даже гигантские черви выполнены вполне себе годно и смотрибельно.

Актёрский каст тоже пышет годнотой. Тимоти Шаламе больше подходит к книжному описанию Пола Атрейдеса, чем во всех остальных экранизациях. Леди Джессика и Ребекка Фергюсон - сложно сказать, тут были варианты и получше, но у неё есть некоторое необходимое сходство с персонажем Стеллана Скарсгарда, что важно по сюжету. Очень рад, что на роль герцога Лито подобрали Оскара Айзека, а не человека-спойлера Шона Бина, если вы понимаете о чём я. Джош Бролин в роли Гурни - отлично, Джейсон Момоа в роли Данкана Айдахо - прекрасно, Хавьер Бардем в роли Стилгара - великолепно. Вопросы есть только к исполнительнице роли Гайи Елены Мохийам - досталась Шарлотте Рэмплинг и к роли ментата-ассасина Туфира (Суфира, Кефира, Зефира бляць) Хавата - получил Стивен Хендерсон.

С Хаватом яхз даже. Чота вышел какой-ты клован с зонтиком. Но это в трейлере же, в кине может быть станет ясен творческий замысел. Но пока, старый рыхлый толстячок Хендерсон как то не вяжется у меня с тем книжным персонажем, которому будет суждено сыграть немаловажную роль в сюжете.

А вот с Рэмплинг, не похожую на книжную Преподобную Мать и Правдовидицу Императора, всё понятно - это экивоки Вильнёва к предыдущим несбывшимся экранизациям. Когда бабушка Шарлотта была вполне ебабельной чиксой, тот самый Алехандро Ходоровски выбрал её для исполнения роли леди Джессики. Но в это же время леди Джессика и Преподобная Мать Мохийам имеют некоторые связи в романах. Сукин ты сын, Дени Вильнёв! Отсылки внутри отсылок, йобоно! Хорош, шельмец!

К слову, в трейлерах этих алаверды к прошлым экранизациям просто вагон и тележка - так афторы дразнят искушённую публику дюноманов и дюнофилов. Штош, пришло время упомянуть и этот момент.

Что бросалось в глаза абсолютно во всех экранизациях, в т.ч. и будущую, это полный игнор каноничных “глаз ибада” - синих на синем, т.е. и белки и зрачки, от употребления больших количеств спайса (или Пряности, кому как милее) приобретали характерный тёмно-синий цвет. Но одно дело описать это в книге, другое дело показать это в кино, где мимика, движенья глаз и т.д. могут заменить целый абзац, или дополнить его, подчеркнуть момент. Конечно, пока инфы мало, но даже те сливы с закрытых показов 15-минутных отрезков фильма доют понять, что у фанатиков “Дюны” будет полыхать. Хотя бы от того, что в начале фильма Чани, которую будет играть возможно неканоничная Зендея, произносит краткую вводную по вселенной “Дюны” - никаких тебе постепенных погружений в мир. А то, что Льет-Кайнз будет мало того, что негром, так ещё и бабой - теплом ректальных реакторов терминальных дюнофанов уже можно будет обогревать города, а в дни премьер - полностью останавливать работу электростанций и котельных. Что по-настоящему печалит даже меня, так это замена каноничного “джихада” на “крестовый поход” - сране политика!

Но в целом, я не вижу причины для волнений. Такова селяви, конъюнктура рынка и запросы общества. Скажите спасибо, что в трейлерах нету гомосэков (хотя в сюжете книг один из ключевых персонажей любитель молоденьких мальчиков). А покалеченные негры в кине обязательно будут - см. батальные сцены. Беспезды это заявка на Оскар, бугогоша.

Естественно фильм будет отходить от книжного канона. Это неизбежно! Нельзя просто так перенести литературный слог в форму кино, тем более такой, которым написана “Дюна”. У афторов, коли они мерилом успеха делают кассу - и совершенно правильно делают, стоит задача привлечь широкие зрительские массы. И тут я возвращаюсь к прошлому обзору х/ф “Доктор Сон”, который вызвал лёгкое, согласно населённости ресурса, бурление кингодрочеров в каментах - фильм гавно, если для его понимания надо читать книгу. Хороший фильм может и должен побудить прочитать первоисточник у аудитории, которой понравилась экранизация. Я считаю, что мерилом качества кина по литературе будет такая формулировка: Фильм заебись, но книга пизже!

Экранизация “Дюны”, если подытожить вышесказанное, это попытка усидеть на двух стульях - на одном прокатчики точены, на другом фанаты дрочены. И задача Вильнёва сотоварищи срубить прокатным баблом вой терминальных фантиков на специализированных ресурсах. Буду надеяться, что ему это удастся.

Вот и сказочке конец, а кто читал - смотрите трейлеры:

трейлер номер раз - https://youtu.be/n9xhJrPXop4
трейлер номер два-с - https://youtu.be/8g18jFHCLXk
(c) udaff.com    источник: http://udaff.com/view_listen/movie/141145.html