«Повествование - это один большой круг, вроде плюшки с корицей, а не прямая линия, указывающая на ближайший выход. Невозможно рассказать всю жизнь человека за два часа. Всё, что ты можешь - это оставить впечатление о ней»
Манк
В 1941 году в США на экраны вышел фильм «Гражданин Кейн». Это история о газетном магнате Чарльзе Фостере Кейне, его пути на вершину, об удаче и разочаровании, и о смерти Кейна, с которой и начинается картина.
В 1942 году на церемонии «Оскар» этот фильм получил единственную награду - за лучший оригинальный сценарий. Сценарий написал Герман Манкевич, и как раз о нем, и о том, как он пришел к созданию этой, без преувеличения, культовой картины, идет речь в фильме «Манк».
Я впервые, пожалуй, не буду пересказывать сюжет - всё что надо, я уже написал выше. Я лучше расскажу вам о самом фильме.
Германа Манкевича играет несравненный Гари Олдман. Фильм снял Дэвид Финчер, а сценарий, по словам Дэвида, написал его отец - Джек Финчер, скончавшийся еще в 2003 году. Как рассказывает Дэвид, сценарий был готов уже давно - в девяностых, но первоначально в этой истории акцент был сделан на борьбу Германа Манкевича за право упоминаться в титрах в качестве сценариста. Дело в том, что в контракте на написание сценария, который подписал Манк, было оговорено, что его в титрах не будет, и Герман с этим согласился. Осознав же то, что этот сценарий - лучшая в его жизни работа, Манк начал бороться за право видеть свое имя в титрах.
В дальнейшем сценарий был переписан, и в результате фильм «Манк» - это история о сценаристе, его жизни в Голливуде, работе на студии MGM, отношениях с Луисом Бартом Майером - одним из основателей MGM, знакомстве с Уильямом Херстом (которого, кстати, играет блестящий Чарльз Дэнс), который и стал прототипом главного героя в «Гражданин Кейн». Ну и разумеется - о работе над сценарием фильма.
Трудно оценить, насколько выбор варианта сюжета был верным - конечно же, это были бы два совершенно разных фильма. Но я благодарен Дэвиду Финчеру и его отцу, что посмотрел хотя бы один.
Фильм черно-белый, и это прекрасно. Снят он явно не на пленку, и качество картинки - превосходное, но вот эта милая, чисто американская мишура - затемнение финалов сцен, редкие артефакты на экране, которые как бы символизируют тёплую ламповую плёночность - это, возможно, и лишнее в фильме, но совершенно не мешает просмотру.
Фильм снят просто и понятно, слава богу, что это - не артхаус. Сюжет выстроен очень логично: Манк, сломавший в автомобильной аварии ногу, лежит в загородном доме и пишет сценарий, регулярно прикладываясь к бутылке. И в течении всего фильма - его флэшбеки в прошлое, которые рассказывают нам о том, как он «дошел до жизни такой» - то есть, из которых становится понятно, как именно ему в голову пришел гениальный сценарий. Флешбеки тщательно подписаны на экране - дескать, это флешбек, год такой-то, место такое-то. Запутаться просто невозможно.
У меня для вас есть две новости - хорошая и плохая. Словно две таблетки у Морфеуса - красная и синяя. Какую вы выберете?
Давайте, ломая традицию, начнем с плохой новости. Если кто-то любит смотреть экшн - так вот, его здесь нет. Вообще. Нет насилия, стрельбы, чернокожих, ЛГБТ, ничего такого. Фильм про белых гетеросексуальных людей, делающих кино в далеких 30-х годах прошлого века.
Тут, кстати, я себе позволю небольшое лирическое отступление. «Гражданина Кейна» я, разумеется, смотрел. Мне фильм не близок - но только потому, что я вообще с трудом смотрю настолько старое кино. В 1932 году звуковое кино пришло на смену немому, но еще очень долго в киноиндустрии устаканивались новые законы жанра. И игра актеров тех лет очень непривычна моему восприятию. Можете назвать меня ограниченным, не обижусь.
Ну а теперь перейдем к хорошей новости. И вот она: фильм великолепен! Да, его снял Дэвид Финчер, но его отец Джек - автор сценария - просто гений! Диалоги в фильме - это настоящая услада для разума, настолько они умны, точны и блестящи. Этот фильм надо в первую очередь слушать, и тогда, поверьте, вкупе с картинкой на экране вы получите несказанное эстетическое удовольствие. И у этого удовольствия будет долгое, приятное послевкусие. Кстати, музыка в фильме тоже шикарна и стоит отдельного упоминания.
Я с трудом себе представляю, что этот фильм ждет бешеный кассовый успех. Скорее всего, люди, придя в кинотеатр, будут жаловаться на «два часа тягомотины». Я вообще не знаю, стоит ли его смотреть в кинотеатре. Никаких звуковых и визуальных спецэффектов там нет, посмотреть дома - самое оно. Я завидую тем, кто в состоянии оценить красоту диалогов на языке оригинала. Мой сын это может, я - нет.
Подводя итоги: если вас не пугает черно-белая картинка, и то, что фильм нужно внимательно слушать - смело рекомендую к просмотру, уверен, что вы получите такое же удовольствие от просмотра, как и я. И остается надеяться, что этот фильм, как и «Гражданин Кейн», получит «Оскар» за лучший сценарий.