Мы сидим на кухне, впятером, за окном снежная Москва. Я достаю вторую бутылку.
- На розливе руку не меняют, - замечает Депп, и все кивают. Ефремов тоже кивает, но это кивание больше напоминает клевок засыпающего.
Джонни Депп, Брэд Питт, Владимир Машков и Михаил Ефремов. Я понимаю, что здесь лишний, между мной и ними никакой связи, но эти четверо… Я пытаюсь понять, что их объединяет, какая деталь? Они что-то сделали прошлым летом? Масоны? Однофамильцы? Что? Не могу взять в толк.
- А я пять раз был женат, - замечает Ефремов.
- Я четырежды, - не отстает Машков.
- Дважды, но на Энистон и Джоли, - скромно добавляет Питт.
- Дважды, и вторая не стеснялась срать в супружеское ложе и в душу, - нехотя делится Депп.
«Думай, думай, - говорю я себе, - их явно что-то связывает».
Виски хорош, согревает, но не обжигает. Наливаю еще по одной. И тут меня осеняет – да они же ровесники, одного года рождения! Никогда бы не подумал, но-таки да.
- Да, - подмигивает мне Ефремов, - стареть нужно уметь!
Все хохочут. Я просыпаюсь.
«Стареть нужно уметь, - стучит в голове, - стареть нужно уметь». К чему бы это?
Ах, да. Вчера посмотрел «Обратная связь» с многоуважаемым Квартетом И. Это главная мысль, которую вынес из просмотра.
Сразу уточню: все совпадения случайны, все случайности совпадают. Мое мнение может отличаться от всего, чему вас учили, и даже от азов географии и естествознания. Теперь поехали.
Во-первых, этот фильм на всех ресурсах заявлен, как комедия. Это, мягко говоря, не так. И уж тем более, не комедия нравов, на которую она так хочет быть похожа. Смеяться тут совершенно не хочется. Смотришь, как мучаются со своими небольшими проблемами люди среднего (и чуть выше среднего) возраста, и грустишь. Грустишь оттого, что за окном зима, оттого, что вечер не оправдал ожиданий, оттого, что пиццу до сих пор не везут и оттого, что наши опять не взяли медаль в биатлоне. А что там по сюжету? Да неважно, в общем-то.
Нет, фильм не плохой. Он скроен по вполне внятным лекалам, хорошая операторская работа и все такое. Но с задачей смешить он справляться будто бы даже не пытается.
На большом экране повзрослевшие ребята из Квартета И выглядят, мягко говоря, не очень, и я даже в какой-то момент вывел видео на экран поменьше (ситуацию, кстати, не спасло).
Сюжет, как таковой, есть, но его как бы и нет. Собрались встретить новый год и встретили с переменным успехом. Приехали немолодые люди, вывалили друг на друга свои немолодые проблемы, и все было бы ничего, если бы создатели не целились заодно и в молодую аудиторию. Целились и промазали.
Если говорить о сценарии, то вопросы есть. Даже если сравнивать с «Громкой связью». Ну оно и понятно, все таки «Громкая связь» – ремейк (хотя скорее вольная интерпретация) итальянского «Идеальные незнакомцы», в котором (в оригинале разумеется) все настолько гармонично и крепко связано между собой, где каждый сюжетный ход обоснован, и при этом зачастую непредсказуем, и даже несмотря на педалирование тем альтернативной любви, выглядит очень хорошо. Создателям «Громкой связи» оставалось только «сбрызнуть колоритом» и натянуть персонажей на Бараца, Демидова, Ларина и Хаита. Они успешно справились, и оригинальную атмосферу как рукой сняло, волшебную структуру трансформации комедии в драму со скрипом удалось сохранить, но успех можно считать переменным, и скрип издает скорее потертое седло.
«Обратная связь» не удостоилась и этого. Ибо сценарий нужен был срочно, фильм должен выйти ровно через год, а значит пора уже приступать к съемкам, а потом напишем сценарий, он в фильме – не главное.
Поэтому все конфликты слабы и не то чтобы надуманы, но близки к этому. Люди на камеру делают то, что им предписано сделать, однако магии нет, она куда-то делась, и этим фильм чертовски близок современному рациональному обществу. И зрелые мужчины ведут себя так же, как десять или пятнадцать лет назад, с теми же интонациями и будто бы подмигивают зрителю третьим глазом, приоткрывая четвертую стену, поскрипывая пятым колесом. И это, право слово, совсем не обязательно.
Можно обсудить и не Квартет И. Марии Мироновой, например, досталась роль, по которой решительно нельзя ничего делать. Ни поскандалить, ни юбки короткой надеть, ни декольте, ни хоть чего-то важного для продвижения сюжета вперед. Хотя «психологиня» вроде бы весьма подходящий для этого типаж. Наверное, для третьей части берегут.
А вот лось сыграл хорошо, каждому появлению на сцене веришь безоговорочно и переживаешь, как за члена семьи. Проблема только в том, что и он не смешной. Да.
Горбачева сыграла на уровне, хоть и очередную ипостась себя, но убедительно и не побоюсь обозвать ее светлым пятном.
В целом фильм оставил весьма двойственные ощущения. «Что ж ты обманул ожидания? - спрашиваешь себя в начале, - где новогоднее настроение? Где шутки? Где вот это вот все?»
Потом посидишь чуть, подумаешь. Ну ведь наши ожидания – это наши проблемы, разве нет? И если абстрагироваться от анонсов и просто оценить фильм, то он будет нормальным, обычным и будничным. Таким, как пельмени на новогоднем столе, которые кушал «никакой не гей» Дима/Демидов.
Хочется пожелать Квартету И собраться, проанализировать и пересмотреть, поднажать, перетерпеть и с честью выйти из ситуации, доказать, что не одним Морганом Фрименом и Клинтом Иствудом жив седеющий киноцех.
И хорошему режиссеру Алексею Нужному снять что-нибудь этакое, о действительно волнующем, близком и простом.
Такие дела.