Год выпуска: 2019
Режиссёр: Тодд Филипс
В ролях: Хоакин Феникс, Роберт ДеНиро, Зази Битз.
Как метко подметил Джордж Оруэлл, лучшие книги те, что говорят нам то, что мы и так знаем. Если применять этот принцип к миру кино, свежий «Джокер» вплотную подбирается к кинематографическому Олимпу.
Хитрые копирайтеры с Мэдисон-Авеню уже почти век весьма успешно втюхивают народу фарисейский принцип «The medium is the message». Соответственно, некоторые эстетствующие рецензенты склонны с порога отметать «Джокера», как порождение комиксов. Но Сократ не зря говорил, что хоть бочка сама по себе и уродлива, в ней содержится прекрасное вино. Поэтому посмотрим же глубже оболочки с целью узнать, что же хотели нам сказать авторы фильма.
Сюжет «Джокера» с точки зрения «развития персонажей» и «раскрытия линий» малоинтересен. Его можно описать одним предложением: лузер не выдерживает тягот жизни в мегаполисе, срывается и убивает несколько человек. Однако не сами действия Джокера, а причины, приведшие его к окончательному нервному срыву, делают фильм столь актуальным.
Если кто не в курсе, в Голливуде, да и в Америке в целом, царит еврейский тоталитаризм. Формально, белому человеку позволено всё - кроме критики ЛГБТ-сообщества, Израиля, мигрантов, ниггеров, ускоглазых и Федерального Резерва. Учитывая, что именно эти элементы действительности и создают наибольшие проблемы обществу, невозможность открыто критиковать их дико фрустрирует любого нормального человека, а уж тем более творца. В России, если кто последние 20 лет не вылезал из дома, проблема та же – только поменяйте переменную «негры» на «зверьки», а ФедРезерв на кооператив «Озеро».
По факту, единственным убежищем для современного сценариста и режиссёра является эзопов язык. Именно поэтому наиболее ценные философские максимы в современном кино выдают инопланетяне, вампиры, нацисты из параллельной реальности или, как в случае с «Джокером», психопаты. Мол, кто этих маргиналов будет слушать, это ж всё понарошку, поэтому сказанное ими и не попадает под безжалостный каток голливудской цензуры.
Соответственно, рассмотрев мотивацию поступков Джокера, всплывают весьма интересные, хотя и очевидные для думающего наблюдателя вещи. Во-первых, сам образ Джокера полон замечательных намёков и искусно созданных полутонов, начиная с его гротескно измождённого вида, белого грима и заканчивая истерическим смехом – формой защитной реакции нормальной психики на явно ненормальные окружающие условия, ибо как верно нас учит психология, первая реакция на катастрофу – её отрицание. Во-вторых, режиссёр умело показывает, что знаменитую формулу Достоевского «среда заела» в наше время следует воспринимать безо всякой иронии. На психику среднестатистического человека беспрестанно обрушиваются удары, то со стороны абсолютно потерявшей края финансовой элиты, то со стороны банальной уличной преступности. И ладно ещё бы весь этот дискурс проходил по законам джунглей, когда правым оказывается выживший, но когда у преступника неожиданно оказывается больше прав, чем у честного гражданина, объективный дарвинизм превращается в цирк. В-третьих, фильмом замечательно раскрывается двуличная и лживая природа масс-медиа, и либеральная шлюха с мировым именем Роберт ДеНиро совсем недаром исполняет роль телеведущего. В-четвёртых, стиль распада империи, упадка цивилизации и общей дегенерации выдержан на все сто, начиная от жёлтых светофильтров и заканчивая обшарпанными домами и мусором на улицах. Ну и наконец, режиссер мастерски раскрывает тему деградации расовых ценностей белого человека. Я ещё помню времена, когда в качестве генетического приза герою непременно предлагалась безупречная нордическая блондинка, в «Джокере» же библейский герой-победитель может рассчитывать максимум на сильно негроидную мулатку с прицепом и лицом продавщицы из алабамского сельпо.
В целом, режиссёр в максимально доступной ему прямой форме говорит нам о гибели Западной цивилизации, и надо сказать, публика слушает – миллиард долларов нынче не собирает даже напичканное спецэффектами марвеловское говно. Впрочем, народ это всегда ненадёжный фактор. В фильме недаром показано, как оригинальный Джокер посеял в народе семя гражданского неповиновения, но выродится ли оно в либертарианского-нигилистского Джокера Нолана или авторитарного Бэйна, покажет время.
Разумеется, мне могут и возразить, и обвинить в сгущении красок. Впрочем, пассажиры первого класса на «Титанике» тоже возмущались задержкой ужина, пока не начал крениться пол. Неверующим следует посмотреть шоу Алекса Джонса и Кейтлин Беннетт о дегенератах, или просто выйти прогуляться по улице.
Пару слов об актёрском мастерстве. Хоакин Феникс отрабатывает свою роль без всяких преувеличений гениально. Сравнимого психа в своё время выдавал разве что Бэйл в «Американском психопате». Роберт ДеНиро борозды никогда не портил, но тут он уж очень удачно вписался в образ алчной и беспринципной медиа-шлюхи. Зази Битз и прочие статисты тоже не подкачали, что вполне логично – режиссёр не спал, а усердно гонял актёров.
Итог: классное, хоть и весьма грустное кино.