Год выпуска: 2019
Режиссёр: Крэг Мэйзин
В ролях: Джаред Харрис, Стеллан Скасгард, Эмили Уотсон
Превед любителям хорошего кино!
Хорошие сериалы, и тем более сериалы о России/СССР в наше время товар крайне дефицитный. Всё как-то получается, что в Голливуде снимают либо бред для детей младшего школьного возраста из жизни драконов, либо развесистую клюкву из жизни советских спецагентов в Вашингтоне. Именно поэтому адекватный сериал о жизни и подвигах советских людей, да ещё и снятый буржуинской студией НВО, вызвал у меня явный энтузиазм.
Традиционно, я начинаю обзоры описанием сюжета, но в случае с «Чернобылем» это в общем-то, бесполезно. (Надеюсь, не сделаю спойлера, если напишу, что 26 апреля 1986 года на 4м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв?)
Поэтому начну сразу с того, что мне в сериале понравилось.
Во-первых, эта мастерски воссозданная атмосфера 80х. Меня давно уже не раздражают, а скорее прикалывают электронные часы на руке римских легионеров или «Вольво» выпуска 2003г в городе 90х, но в «Чернобыле» перфекционизм авторов вызвал во мне желание подловить их хотя бы на одном проколе. Пересмотрев сериал два раза, я в этом так и не преуспел – аутентично всё, начиная от телефонов «ВЭФ», телевизоров «Горизонт», часов «Полёт», советских оправ очков, советских же батарей отопления и оконных рам до ГДРовского фарфора и мотоциклов «Ява». Даже стиль одежды и причёсок и тот соблюдается идеально. Образ Припяти как красивого и чистого советского города воссоздан более чем успешно. Словом, авторам и реквизиторам – глубочайшее уважение.
Во-вторых, это чертовски удачный подбор актёров. Несмотря на то, что большинство актёров – англичане и ирландцы (HBO уже давно практически не использует белых американцев – они стоят дороже и не любят показывать сиське), рожи подобраны крайне аутентично и выглядят на 100% рязанскими/хохляцкими. Особенно хороша Джесси Бакли - ну просто архетипичная гарная дивчина с химическими кудряшками.
Главные герои очень похожи на своих реальных прототипов и играют замечательно. Джаред Харрис – отличный актёр и прекрасно вживается в образ профессора Легасова, интеллигента в вакууме, вынужденного бороться с оголтелой бюрократией. Стеллан Скасгард прекрасен в образе зампреда Совмина Бориса Щербины – этакой квинтэссенции номенклатурного бюрократа, которого из облаков собственной неприкасаемости и крутости спускает на землю только факт получения хорошей дозы радиации. Эмили Уотсон хороша в роли Ульяны Хамюк – собирательного образа советских женщин-учёных. Кстати, очень радует то, что все актёры не пытаются натужно изобразить русский акцент, а говорят со своим родным британским, что значительно уменьшает фактор клюквы.
В-третьих, радует уважительное отношение к историческому материалу. Как ни странно, но даже попав в смертельную ловушку на разрушенном блоке АЭС, советские люди не впадают в многочасовую истерику, а действуют, и в меру сил ликвидируют последствия аварии. Я всё боялся, что повинуясь воле продюсеров НВО, операторы реактора Акимов и Топтунов, полуобнажившись под радиоактивным дождём, начнут взасос целоваться под музыку Селин Дион, и на последнем издыхании пошлют проклятие советской власти, нарушающей права ЛГБТ, но, удивительно, обошлось. Мало того, солдаты химвойск, получив приказ с риском для жизни деактивировать зону реактора, не посылают начальство нахуй, а делают свою работу, шахтёры в тяжелейших условиях строят систему охлаждения, чтобы не допустить нового взрыва, словом – проклятый тоталитаризм.
Также замечательно показаны типажи советских начальников, в погоне за почётной грамотой или просто из-за самодурства накрест кладущих на все инструкции по безопасности – с известными последствиями. Не подводит и реализм - последствия радиационного облучения показаны без всякого приукрашивания.
Впрочем, сериал включает в себя и несколько совершенно дебильных эпизодов, написанных явно под влиянием плохой травы. Во-первых, это эпизод с дозиметристом, которого злобная советская власть под дулом автомата заставляет лезть на крышу и визуально наблюдать за реактором, что, разумеется, приводит к мучительной смерти. На самом деле, конкретный человек сам, без всякой команды и тем более конвоя полез на крышу, увидел фактически разорванный пополам реактор, о чём и доложил начальству, которое, увы, доклад проигнорировало. Во-вторых, это эпизод с шахтёрами. Министр угольной промышленности, вместо того чтобы честно сказать мужикам, что их ожидает опасное задание и призвать помочь стране, грозит им какими-то автоматчиками. В итоге, метафорически ткнув министра рожей в уголь, шахтёры все как один вызываются добровольцами. В-третьих, это заключительная речь Легасова, бесстрашно срывающая покровы со злобного КГБ, который хлебом не корми – дай создать аварийную ситуацию на всех реакторах страны, причём просто так, по-приколу. Переложение вины с долбоёбов-операторов, не до конца понимавших физику ядерных реакций и самодуров-начальников, не понимавших ничего в принципе, на недостаточную «защиту от дурака» реакторных систем, ИМХО, попросту мерзко. Кагбе, любому первокласснику должно быть понятно, что реактор – не игрушка и ни одна автоматическая система безопасности не поможет, если её отключить вручную, но увы, доводы разума уступили желанию авторов сценария пнуть давно почивший СССР. Хорошо хоть, что в целом эти эпизоды сериал не портят.
Также следует отметить несколько смешных моментов, связанных с выходом сериала. Некая английская чернильница, окончательно поехавшая на почве социального равенства, возмутилась тем, что в сериале нет ни одного цветного актёра. Мол, к чёрту документальность, даёшь Фифти Цента в роли Михаила Сергеевича. Слава Богу, нашлись неравнодушные люди, затравившие пелотку в твиттере до закрытия аккаунта. Ну и, разумеется, сериал стал достаточно значимым культурным событием, чтобы удостоиться своего варианта мема с участием Пепе. Это радует.
Итог:
Отличный сериал, рекомендую к просмотру.