Дэвид Финчер - один из самых успешных режиссеров настоящего времени. Все мы прекрасно помним его "Бойцовский клуб", "Семь" и "Игра" с Майклом Дугласом. Без сомнения все эти картины заслуживают пристального внимания и обязательны к просмотру, но давайте взглянем поближе на его более свежее творчество.
Сюжет
Дэфид Финчер - мастер рассказывать сложные и запутанные истории. В самом начале фильма очень сложно понять что же здесь вообще происходит и кто во всем этом виноват. Не стала исключением и данная картина. Фильм начинается как самый обычный детектив средней паршивости. Главный герой Ник, в исполнении Бэна Аффлека, предстает перед нами в не самом выгодном свете. День пятой годовщины своей свадьбы он начинает в баре за выпивкой, а не с любимой женой Эми (Розамунд Пайк). Вместе со своей сестрой близнецом Марго он играет в дурацкую настольную игру и вовсе не торопится домой. Лишь звонок от соседа заставляет его оторваться от разговоров и пойти домой.
Дома, вместо любящей жены, главный герой находит лишь разбитый кофейный столик.
Осторожно спойлеры!
Ник конечно крайне обеспокоен таким положением дел и тут же звонит в полицию. После приезда дедектива мы узнаем о первой немаловажной детали фильма - Эми является прообразом главной героини серии детских книг Amazing Amy (Удивительная Эми). Через данное обстоятельство создатели фильма преподносят нам одну из главных идей фильма - придуманный образ намного более важен для общества чем реальный человек.
Эми Данн
Повествование первой половины фильма перебиваются флешбэками, рассказами удивительной Эми о их совместной жизни с Ником. По началу мы не предаем эти рассказы критике и воспринимаем их как исключительную правду. Вместе с тем мы можем понять как сама Эми относится к своему образу в книгах. Она во многом завидует героине печатных изданий, поскольку не так успешна и популярна. Эми во многом не может смириться с той мыслью, что каждый из нас человек и именно ошибки и недостатки делают нас людьми. Никто из нас не может быть идеальным, лишь внешне мы можем казаться таковыми остальным. Именно этот внешний лоск печалит жену Ника. Ей во многом противны и неинтересны окружающие люди, поскольку они видят в ней лишь Удивительную Эми, а не ее саму. Здесь стоит сделать еще одно важное замечание - Эми крайне тяготит ее собственный образ и она лишь как актриса играет выпавшую роль перед всеми.
Ник Данн
Повествование фильма построено таким образом, что наше отношение к героям картины должно меняться с течением времени. Ник здесь - это самый яркий персонаж, потому как именно через него мы ощущаем связь героев с обычными людьми. Если в начале картины герой Бэна Аффлека предстает перед нами в самом невыгодном свете, то ближе к концу мы видим, что именно ему нужно сочувствовать. Именно он - самый обычный в этой картине. Ник проходит огромный путь от неудачника потерявшего работу до человека который любыми правдами хочет доказать свою правоту и в итоге сдается под возможным натиском общественности. Несмотря на всю свою неидеальность главный герой остается простым человеком. Человеком который хочет жить и не чувствовать косые взгляды окружающих. Именно люди вокруг нас во многом влияют на наше поведение.
В фильме, во время встречи волонтеров мы видим как неловко ведет себя Ник. Ему очень не привычно, что вчерашние домохозяйки и прочие совершенно незнакомые люди готовы из-за широкого резонанса придти на помощь. Также стоит отметить его, в подавляющем большинстве, спокойное поведение. Он словно не осознает, что его жена пропала и как замечают окружающие позже - возможно ему даже стало легче.
С самого начала картины Дэфид Финчер показывает, что Ник как-будто находится у черты которую никак не может преодолеть. В первых кадрах Бэн Аффлек стоит спиной к своему дому. Он просто молча смотрит на дорогу и размышляет о чем-то своем. Позже для нас становится очевидным тот факт, что брак для Ника стал неподъемной ношей, но все же ему сложно сделать шаг, чтобы окончательно разрушить его. Во многом из-за общества которое окружает главного героя, из-за всех негативных высказываний которые посыплются на него от фанатов Удивительной Эми, Ник не сможет поставить точку в этом вопросе никогда.
Общество
Если на первый взгляд люди окружающие героев не кажутся странными, то при ближайшем рассмотрении мы можем понять, что все волонтеры, и на первом мероприятии, и на второй вечерней встрече Ника с общественностью не особенно сильно заинтересованы в поисках Эми. Многие ведут себя как на большой вечеринке мало знакомых людей: все стоят небольшими группами, разговаривают о жизни и иногда что-то выпивают. Для них важен сам факт нахождения среди людей объединенных общей целью. Особенно это заметно на вечерней встрече. Почти у каждого в толпе надета майка с фотографией Эми, в руках как символ горит свеча. Для большинства - это просто интересное время препровождение. Они узнали о нем из газет и телепередач. Их мнение сформировано окружающими. Никто не захотел мыслить критически и подумать о действительно необходимых мерах при поиске.
Конечно в фильме, целый день уходит на поиски Эми, но на самом деле такие мероприятия требуют гораздо больших сил. Поиски - это только видимая часть работы. Звонки, расклейка объявлений, подача рекламы, общение с потенциальными свидетелями, разъезды по другим городам и прочее скрыты от большинства и в общем-то мало кому интересны.
Вместо конкретных действий люди смотрят телевизор, приходят послушать заявления родных и не предлагают ничего дельного. Заявление о беременности Эми стало неоспоримым фактом, для которого не нужны доказательства. Все безоговорочно верят незнакомой женщине, журналистам и лицам с голубых экранов.
Отдельно стоит и поговорить о СМИ. Для них вся ситуация с поиском жены Ника - это лишь работа, очередное происшествие которое необходимо осветить. Ни один журналист не пытается разобраться в ситуации. Каждый лишь желает услышать новые подробности, раскопать еще больше грязного белья в семейной жизни известных людей и строит беспочвенные догадки.
Итог
Безусловно фильм не лишен недостатков, в том числе и в логике повествования.Однако, лично для меня остается загадкой как неглупая, образованная женщина, которая когда-то любила своего мужа, смогла придумать столь изощренный план мести. Конечно в интернете полно рассказов об изменах и кознях супругов, в том числе и об убийствах на почве ревности. Все же, как мне кажется, данная история выглядит притянутой за уши.
И последнее, что стоит отметить - Марго (Го) Данн (Кэрри Кун), сестра близнец главного героя. Весь фильм она выступает в роли совести не только Ника, но и всех прочих героев фильма. Ее поведение кажется исключительно верным и правильным. У нее нет скелетов в шкафу, она всегда готова поддержать своего брата и задать ему взбучку если он не прав. Единственное, что так сильно разочаровывает в ней - это финальная сцена разговора с Ником. Если журналисты, лишь для больших рейтингов намекали нам на сексуальную связь брата и сестры, то в конце всего фильма сама Го дает нам этот намек. Мне кажется, что фильм был бы гораздо лучше будь Марго до конца чистой и непогрешимой. Все же хочется верить в идеальных людей.