Год выпуска: 1998
Страна: США
Жанр: нуар/мистика
Режисссёр: Алекс Пройяс
В ролях: Руфус Севелл, Ричард О’Брайен, Дженнифер Коннели, Кифер Сазерленд, Уильям Хёрт
Превед фтыкателям!
Сегодня в меню обзор весьма интересного фильма, являвшегося одним из предтеч знаменитой «Матрицы». Как известно, на тему относительности и субъективности окружающего мира в ХХ веке замахивались едва ли не все, кому не лень, но лучше всего раскрыть тему сознания как продолжения сна, получилось у Станислава нашего Лема в его эпическом «Футурологическом конгрессе». С тех пор любой фильм, повествующий о буднях борцов за собственное сознание, всенепременно заимствовал идеи управляемых снов у маэстро. «Тёмный город» - пример весьма удачной практической реализации этих идей.
Сюжет начинается весьма обыденно. Главный герой просыпается в ванне захудалого мотеля в состоянии «тут помню - тут не помню». Башка болит, номер разгромен, вокруг валяются подозрительного вида шприцы, бухло, и, разумеется, тщательно порезанный труп шлюхи. Решив не ждать появления доблестной полиции, герой сбегает, и начинает пытаться разобраться, что к чему. С головой у героя, кстати, совсем плохо и даже собственную фамилию – Мёрдок - он узнаёт у менеджера мотеля. Зато Мёрдок постоянно грезит о некой юной особе, но что это за девушка и где она живёт, не говоря уж о том, курит она или пьёт – не помнит. Впрочем, долго мучаться экзистенциальными вопросами у мистера Мёрдока не получается – по его следу идёт странного вида зондеркоманда, состоящая из смертельно бледных мужчин в ч0рных плащах и шляпах, обладающих способностью летать, изменять физические свойства окружающего мира и гипнотизировать мирных граждан. Мало того, менеджер-слоупок из мотеля наконец вызвал полицию, и теперь Мёрдока подозревают в убийстве. Скоро выясняется, что у Мёрдока есть жена, которую навещает некий странного вида доктор Шрибер, заявляющий, что настоящее имя Мёрдока – Джон, он – Избранный, и призван сыграть решающую роль в судьбе всего человечества.
И действительно, настигнувшая наконец-то Мёрдока зондеркоманда хипстеров с удивлением обнаруживает, что Джон владеет телекинезом, и способен побеждать их в открытом бою. Отбившись от врагов, герой убеждается, что с окружающим его городом явно что-то не так – ровно в полночь жители синхронно впадают в транс, дома и улицы трансформируются прямо на глазах. Личности людей постоянно меняются, и тот, кто вчера был бомжом, сегодня может оказаться миллионером. Джон, найдя девушку своей мечты, понимает, что она совершенно не соответствует тем обрывкам воспоминаний, что остались в его голове. Параллельно развивается сюжетная линия инспектора полиции Бамстеда, который идёт по следу Мёрдока, и раскрывает всё более странные факты о городе и его жителях. Джон наконец встречается с доктором Шрибером и открывает для себя Страшную Правду (TM)…
Стиль фильма удачно сочетает в себе элементы нуара, мистики и стимпанка. Город, в котором царит вечная ночь, постоянно идут дожди и под каждым элементом декора может скрываться хитроумная ловушка, сделан мастерски, и напоминает классические работы Мурнау. Декораторы, создавшие причудливые формы привычной обстановки, согревают душу киномана. Одномерные жители, клише поведения которых сильно раздражали бы в любом другом фильме, являются органическим элементом сюжета и дают ценные подсказки о смысле, вложенном в фильм автором. Словом, кино снято вкусно, сочно и едва ли не тактильно.
Переходя к актёрской игре, следует отметить замечательные работы столь заслуженных актёров как Руфус Севелл и Дженнифер Коннели. Севелл мастерски передает паранойю главного героя, оказавшегося без памяти и преследуемого могучим врагом, вырастающего затем в полноценного спасителя человечества. Коннели, как и положено интеллигентной еврейской девушке, в те моменты когда отрывается от ролей наркоманок, журналисток и шлюх, традиционно радует жизненным образом девы в печали. Ричарду О’Брайену, весьма повезло с ролью Мистера Хэнда, материал сверхблагодатный и злобный инопланетянин получился на ура. И даже Кифер Сазерленд имя которого прочно ассоциируется с богомерзким сериалом «24», также умудрился сыграть отлично.
Впрочем, справедливость требует от описания столь многочисленных достоинств фильма, перейти к огромнейшей логической нестыковке, ставящей под вопрос всё удовольствие от просмотра.
!!!Ахтунг, далее спойлеры!!! Победа Мёрдока над инопланетными гадами, по сути является самоубийством. В сухом остатке имеем - все жители Тёмного Города оказываются на небольшом астероиде, с разрушенной системой управления где-то в космосе, без звёздных карт и без малейшей возможности попасть обратно на Землю. Мало того, непонятен вопрос, откуда они собираются брать пищу и питьевую воду, и как отреагирует зомбированное население, узнав правду о своём положении. Впрочем Мёрдока эти вопросы, по ходу, совершенно не волнуют – ведь в финале он попросту уходит в закат под ручку в очередной итерацией своей возлюбленной, кстати, даже не предложив ей помочь отнести чемодан, что странно для столь галантного мужчины. Уж не является ли это намёком режиссёра на то, что вся борьба Мёрдока – всего лишь проекция в коллективном мозгу Мистера Хэнда, и имплантация прошла успешно?
Итог: интересный и неоднозначный фильм, стоящий вдумчивого просмотра.