Год выпуска: 1984
Страна: США
Жанр: фантастика/драма
Продолжительность: 02:16
Режиссёр: Дэвид Линч
В ролях: Кайл Маклахлен, Кеннет Макмиллан, Шон Янг, Стинг, Брэд Доуриф
Доброго дня фтыкателям!
Сегодня всестороннему изучению подвергается первый широкоформатный фильм Дэвида Линча - “Дюна”.
История этой картины начиналась с несварения желудка известного голливудского продюсера Дино ДеЛаурентиса. Дино, как и положено акуле шоубизнеса, спал и видел, как бы заработать денег больше, чем конкуренты. Но как не старался пацан прийти к успеху, всё не везло – снимать артхаус и срывать овации критики у него получалось неоднократно, а вот забабахать блокбастер мирового уровня – ни в какую. Отдельную оплеуху ему отвесили „Звёздные войны” – увидев, что тупейшее “Возвращение джедая” собрало в прокате пол-ярда, ДиЛаурентис испытал такую сильную неприязнь, что неделю кушать не мог. И кто знает, возможно талантливый итальянец так и умер бы с голода, но тут на глаза ему попалась книжка известного мастера поглощения грибов и кислоты Фрэнка Херберта под названием “Дюна”. О творчестве Херберта можно писать отдельную статью, но в качестве отправных моментов надо отметить, что “Дюна” им писалась после чтения Корана под воздействием всех известных мировых галлюциногенов, что породило такие перлы как “бутлерианский Джихад” и „Оранжевая Библия”.
Прочитав данное произведение и немедленно сообразив, что песчанные черви и фремены ничем не уступают Чубакке и стормтруперам, ДеЛаурентис немедленно подыскал толкового паренька Дэвида Линча, снявшего пару артхаусных фильмов, выделил ему вагон (30 лимонов) бабла и дал задание – сделать годную фантастику.
Умудрившись превысить бюждет в полтора раза и затянуть сроки съёмок в два, Линч выдал-таки не просто хорошую, но даже культовую картину. Разумеется, за это время Кэмерон умудрился склепать “Терминатора”, поэтому в прокате фильм с треском провалился. Надо сказать, что умудрённые опытом продюсеры быстро запомнили отношение Линча к области экономии бюждета, и суммы свыше 5-7 миллионнов долларов больше никогда ему не доверяли.
Впрочем, коммерческий успех картины далеко не всегда определяет её смотрибельность, и надо признать, что Линчу удалось весьма точно передать атмосферу книги, при этом не пожертвовав зрелищностью. Итак, немного о сюжете.
Действие фильма происходит в далёком будущем и повествует о борьбе двух феодальных кланов. Согласно видению автора, в какой-то момент произошло восстание машин, которое было успешно подавлено, и человеческая цивилизация, запретив компьютеры, скатилась в новое средневековье. Для замены машин стали использовать генетически изменённых людей, которым для функционирования мозга на уровне суперкомпьютера необходим специальный наркотик – спайс, который добывается лишь на одной планете – Арракис, известной также как Дюна. В результате этих перемен вся человеческая цивилизация стала вращаться вокруг спайса, а клан, контролирующий планету Дюна, становился наиболее вилятельным в галактике.
Главный герой – герцог Пол Атрейдис, в результате продвинутых дворцовых интриг теряет отца, клан и престол, и бежит в пустыню Арракиса к фременам – весьма интересному племени, научившемуся контролировать производство спайса. Фремены, увидев в юном Атрейдисе своего пророка, принимают его в свои ряды под именем Муад’Диб и открывают ему возможность поквитаться с врагами и даже стать императором вселенной. Тонны пафоса, кислотные трипы и масштабные битвы на фоне пустыни прилагаются.
Впрочем, далеко не сюжет и, ясное дело, не спецэффекты 80х делают эту картину культовой. В “Дюне” впервые чётко обозначился фирменный стиль Линча – пристальнейшее внимание к деталям, запредельное количество зловещего и пугающего, необычные визуальные образы, утонченные диалоги и, разумеется, шокирующее обывателя количество гуро и различного вида извращений. Нельзя не признать, что и книга изобилует нелицеприятными моментами, но если у Херберта злодеи скорее являлись бессердечными рационалистами, то по версии Линча клан Харконненов состоит из закоренелых психопатов, обожающих, а числе прочего, вырывать сердца из груди ещё живых рабов и принимать душ из чистой артериальной крови.
Говоря о визуальной части картины, Линчу можно поаплодировать, т.к. мир будущего проработан весьма детально, все непонятные места объясняются без вреда для динамики сюжета, логические нестыковки не бросаются в глаза, и дизайнеры домов, оружия, костюмов, кораблей и песчанных червей не зря ели свой хлеб. Актёры подобраны со свойственным Линчу умением, Кайл Маклахлэн хорош в роли Пола Атрейдиса, Кеннет Макмиллан и Стинг отжигают в роли дяди и племянника Харконненов, Шон Янг немного разачаровывает в роли Чани (впрочем, в защиту Линча заметим, что в 70е силикон ставили ещё довольно некачественно и полгода съёмок в пустынных районах Мексики не выдержала бы не одна тюнингованная актриса, так что пришлось использовать то, что было под рукой), Вирджиния Мэдсен фапабельна, а часто мелькающий в фильмах Линча Брэд Доуриф радует своим образом вечно обдолбанного ментата Пайтера.
Итог: во-первых, отличная экранизация книги, что само по себе редкость, так что всем, читавшим Херберта, или игравшим в одноименную серию игр, фильм посмотреть просто необходимо. Ну и во-вторых, классный продукт гения Линча, поэтому ценители не останутся разочарованными. К просмотру рекомендую.