Прежде чем делать этот обзор, посмотрел, не делал ли его кто ранее. Нет, не делали, хотя, фильм крайне известный. Пять «Оскаров», входит в сотню лучших фильмов Голливуда. В главной роли- молодой Де Ниро. И Мерил Стрип.
Но известен этот фильм главным образом благодаря скандалу, раздутому коммунистической прессой. Почему-то был он объявлен « антисоветским пасквилем» вида ужасного.
Я решил посмотреть и разобраться в этом непосредственно: что же могло не понравиться советским кинокритикам?
Герои-американцы русского происхождения. Работают на металлургическом комбинате на рабочих точках. Приличная спецодежда, не то что войлочная роба. И это в 1967 году!
Живут в довольно убогих домиках непосредственно ввиду доменных печей и фасонолитейного цеха. После работы пьют пиво в баре с бильярдом и боулингом. Ездят на старом Кадиллаке- ну, нету у них общественного транспорта. Из развлечений- пиво, бильярд да охота на оленей. Ни библиотеки, ни клуба с лекциями о вреде алкоголизма- сплошное потакание животным инстинктам. Вобщем, никакой культурной жизни у американского пролетариата. Ну, разве что в церковь по выходным.
Фильм очень длинный, три часа. Первый час- это повседневная жисть героев, свадьба- жеватьба с венчанием по православному обряду в настоящей русской церкви с куполами и выезд на охоту.
Далее пошёл Вьетнам. Немного зверств американской военщины, потом герои попадают в плен, где злобные въетконговцы заставляют их играть в «русскую рулетку».
Я не думаю, что режиссёр фильма всёрьёз считал русскую рулетку вьетнамской народной забавой. Скорее, это символизирует степень риска на любой войне….Как бы то ни было, героям удаётся сделать охрану и бежать.
Но, от вьетнамского синдрома- убежать сложнее.
Американские военнослужащие вообще крайне чувствительны к послевоенным синдромам.
Эту тему хорошо описал известный Джеймс Джонс в кните «Только позови» .Там у героев был синдром после Второй Мировой. Которая была для них справедливой и победоносной. А тут- представьте себе, как чувствовали себя американские солдаты после проёбаной вьетнамской?
Думаю, высадка на Луну (ложь) была единственной утехой их национальной гордости в то время: одна беда- они и тут проебали ( но об этом мы поговорим позже).
Вобщем, у героев чувство вины вплоть до саморазрушения. Даже вплоть до того что и бухать неохота.
Так что же не понравилось совеццким идеологам? (Помыслил, и припомнил идеологические штампы тех лет). Думаю, так:
1)Герои- американцы русского происхождения. Очевидно, это была запретная тема.
2)Герои- простые рабочие, и соответственно, должны подвергаться эксплуатации хозяевами- империалистами. Однако, вид у них вполне довольный жизнью: работа есть, хватает и на жисть, и на развлечения, и свадьбу приличную справили….Живут, правда, в довольно убогих домишках рядом с доменными печами, но такое и в СССР бывало в те годы.
3)Вьетнамцы в фильме показаны садистами и беспредельщиками, а такого не могло быть, они же борцы с американскими оккупантами и их дело правое.
4)В конце фильма герои грустно поют «Боже храни Америку»- хотя должны ненавидеть этот адЪ.
5)Не раскрыта руководящая роль Коммунистической партии США ( да-да, она у них была, численность порядка 15000 человек, генеральный секретарь Гэс Холл)- а как же рабочим без партии- их же подвергают жесточайшей бесчеловечной эксплуатации- в погоне за прибылью, разумееццо.
6)Они ещё и в церковь ходят!!!
Очевидно, руководствуясь этими соображениями, фильм и был объявлен махровой антисоветчиной.
А на самом деле- фильм-то хороший. О дружбе. О судьбе. О долге. О любви.
Снято- предельно реалистично и жостко, безо всяких голливудских красивостей.
Порадовали документальные кадры бегства из Сайгона: толпы людей на последнем корабле, вертолёт, падающий за борт….
Резюме: кто не смотрел- смотреть обязательно ибо классика.
Кто смотрел- пересмотрите.
http://my-hit.org/film/2451/
Любите хорошее кино, ибо его мало.
Благодарю за внимание.