Год выпуска: 1983
Страна: УСА
Жанр: Биография, драма
Продолжительность: 02:05
Режиссер: Майк Николс
В ролях: Мерил Стрип, Курт Рассел, Шер
Не стоит думать, что лишь в России существуют герои-одиночки, жадные чиновники и безразличное население. В США, правда, как и положено родине капитализма, роль негодяев чаще всего исполняют злобные корпорации. Считай, в каждом втором пиндосском фильме корпорации делают что-то нехорошее – то Т-вирус вырастят, то инопланетян в гости пригласят, то откроют врата Ада.
Отличие фильма “Силквуд” от голливудского трэша – то, что все события, изображённые в фильме, реально происходили. А сам фильм хорош даже не реализмом событий, а правдивым изображением людских отношений, и честным ответом на вопрос “За сколько сникерсов коллектив продаст своего активиста?”
Итак, США, захолустье, штат Оклахома, 70е. Главная героиня Карен Силквуд – разведёнка, живёт с новым гражданским мужем и подругой-лесбиянкой (политкорректность, епт!). Баба не особо умная или красивая. По сути – обычный представитель рабочего класса, разве что чувство социальной справедливости у неё зашкаливает.
Трудится наша героиня техником на заводе по изготовлению ядерного топлива. Рабочая атмосфера поражает жутким похуизмом по отношению к безопасности рабочих. Оксид урана и плутония смешивают вручную, вся защита – тонкое стекло и перчатки, система постоянно даёт сбои, персонал часто облучается, после чего добрый доктор даёт им таблетку успокоительного и со словами “облучение ниже допустимой нормы, так что шанс рождения ребёнка с 3 головами всего 50%”, отпускает рабочих домой. К тому же, чтобы добавить позитива в жизнь сотрудников, компания не останавливает работу даже после серьезной утечки радиации, так что персонал вынужден весь день ходить в защитных костюмах а-ля “Сталкер”. Один плюс – платят рабочим неплохо, ну а они соответственно не задают лишних вопросов. Впрочем, не все такие дураки – сотрудники местного погребального бюро души в компании не чают и с радостью заявляют, что радиационные жмуры составляют 80% бизнеса.
Вскоре облучается сама Карен, доктор прописывает дезактивационный душ и после лекции на тему “небольшая доза радиации полезна для здоровья”, даёт ей двухдневный отпуск.
“Может мне хоть в баночку поссать, а то вдруг я надышалась урановой пыли?” – предлагает Карен.
“Ладно, хуй с тобой, ссы” – отвечает доктор – “Только анализы всё равно не будем делать, сильно дохуя это стоит.”
Жизнь Карен немедленно начинает катиться под откос. С утра – заблёванные сортиры, головная боль, а тут ещё её ёбарь, прознав о радиоактивном заражении, наотрез отказался делать кунилингус – мол, я сейчас тебе отлижу, а завтра у меня язык отвалится. Ясное дело, Карен несколько охуевает от такого поворота событий и начинает поднимать хай по всей фабрике, мол соблюдайте ёбаную технику безопасности и предоставляйте нормальную медпомощь. Корпорация поначалу отмахивается, а когда Карен вступает в руководство местного профсоюза и начинает доставать уже руководство компании, снимает её с хорошо оплачиваемой работы в цеху и переводит на полставки на бумажную работу в офис. Казалось бы, всё закончилось благополучно. Не хотела баба работать с плутонием - не будет. Анализы таки сделали – внутреннего заражения нет. Ёбарь повинился и в качестве жеста примирения до блеска отполировал ей пелотку. За эту сцену, кстати, фильму была выдана номинация на „Оскар”.
Но тут на глаза Карен попадается её бригадир, бегущий куда-то с фломастером в руке. “Что-то здесь не так!” – соображает Карен – “Комиксы с Дональдом Даком он уже раскрасил”. В итоге выясняется, что компания, сокращая расходы, наняла то ли таджиков то ли мексиканцев для сварки топливных элементов и теперь в каждой плутониевой сборке столько трещин и кривых швов, что приходится закрашивать дефекты на рентгеновских снимках, отправляемых заказчику. Карен, хоть разумом и не блистала, сообразила, что разрушение топливных элементов – первая стадия нехуёвого атомного взрыва, и попыталась вразумить народ и руководство.
“Да похуй на трещины!” – несётся со всех уровней руководства – “У нас горит контракт на полтора ярда, а ты под ногами мешаешься!”
„Молодец, Карен, собирай доказательства” – внушает ей высшее профсоюзное начальство – „Только мы их понесём не в газеты или ФБР, а будем сами шантажировать компанию, чтобы получить выгодный контракт”.
“Ну и похуй на ядерный взрыв!” – орут простые работяги – “Зато мы отработали в 3 смены, получили нехуёвые сверхурочные и успешно платим ипотеку”.
Словом, куда не кинь, всюду клин. Гражданский муж предлагает Карен бросить нахуй эту работу и свалить в другой город, где он присмотрел отличный автосервис, который можно приобрести и жить припеваючи. “Грохнут тебя скоро” – предупреждают сердобольные коллеги. “Отдай украденные негативы, а то случится то, сама знаешь что” – прямым текстом заявляет бригадир. Но Карен продолжает бороться, выступать на профсоюзных собраниях и летать в Вашингтон, призывая боссов профсоюзов к реальным действиям. И добивается своего - на завод приезжает медицинская комиссия, охуевает от увиденного и просвещает тупых реднеков – дышать урановой пылью вредно, безопасной дозы радиации не существует, вы все здесь умрёте (с), епт.
Надо ли удивляться тому, что на следующее утро на Карен реагируют все счётчики Гейгера в округе, а бригада дезактивации, посетившая её дом, нашла в холодильнике то ли цезий, то ли полоний. Компания заявляет – мы тут не при делах, и вобще Карен сама плохо мыла руки после смены, вот и занесла полкило полония в дом. Однако Карен сильно везёт – доза оказывается ниже смертельной, так что есть ещё шанс выйти из игры. Но нашу героиню с курса не сбить - она снова возвращается на завод и продолжает тырить секретные фотографии.
“Ты ничего не должна не коллегам, ни профсоюзу, не Вашингтону” – пытается образумить её гражданский муж – “Давай просто уедем отсюда, пока не поздно”.
“Неа, я всех спасу и будет мне почёт и уважуха!” – отвечает Карен и эта реплика становится последней в фильме, потому что корпорация, уже реально раздражённая тем, что радиация Карен не берёт, подстраивает ДТП с фатальным исходом. Помогает им в этом коллега Карен, которой она сто раз помогала и ради которой в первый раз пошла против воли компании. Впрочем, тех доказательств, что Карен успела собрать, хватает для закрытия завода. Реднеки, уже запланировавшие покупку новых пикапов за сверхурочные, поминают Карен крепким словцом.
Японский сэнсей Цунэтомо Ямамото писал, что даже будучи в одиночестве, ты сможешь поразить тысячу врагов, если забудешь о своей смерти. И несмотря на всю её необразованность и глупость, героине этого фильма нельзя не симпатизировать – она хотела восстановить справедливость, так, как сама её видела, и добилась своего, правда, ценой своей жизни. И что характерно, за весь фильм не выпила не одной бутылки водки, не заламывала руки, никому не жаловалась на засилье мракобесов, на беспредел власти и происки спецслужб. Не сидела, рефлексируя об „Оклахоме, которую мы потеряли”, а боролась как могла, не всегда выбирая оптимальную стратегию, но напористо и четко. И продолжала защищать коллектив даже после того, как 90% отвернулись от неё, испугавшись одного намёка на увольнение.
Мораль фильма проста – если уж принял решение бодаться с корпорацией, не катайся на сраной белой хонде цивик – против грузовика она не потянет. Возьми лучше бульдозер. А если серьезно - активистам всегда приходится нелегко, те же Ассандж и Сноуден – наглядные примеры. Их коллега Мэннинг вообще мотает четвертную на американской зоне, а Химейер покончил с собой. Каждый делает свой выбор сам – вступать в неравную схватку или отойти в сторону. Но есть и всегда будет такая категория людей, которые не могут сидеть ровно на жопе, видя вокруг несправедливость. Как и инертная масса, они тоже нужны для прогресса. Так что, если хотите посмотреть нормальный, положительный фильм из жизни активистов – рекомендую правильную версию „Левиафана” - „Силквуд”.
Моя оценка: 4,5 балла из 5.
Скрины: