Перед вами дети кит,
Он на дне морском лежит,
И рассматривает в лупу,
Трехметровую залупу.(с)
(детское творчество)
Тут такая шумиха в новостях образовалась. Второй волной накатило. «Запрещенная к показу лента». «Оскар, Золотой глобус». «Лучший иностранный фильм». Что решил я этого Левиафана посмотреть всё же. Но после просмотра стало немного не по себе. Это не про русских кино. И не для русских. Представил себя на месте зрителя из Лондона. Чтобы я сказал?
«На фоне мрачных, суровых пейзажей - бандитский беспредел, много водки, много мата, какие-то странные диалоги, и ничего не понятно. У русских всегда приличные актёры, - сказал бы я. – Ещё музыка Филипа Гласса, говорят, в этом фильме есть. Но не очень слышно где. То ли триллер, то ли притча- не ясно. Такие уж эти русские – загадочные ребята. Смотрите нового старика - Финчера. Вместо».
На месте русского зрителя я могу не ограничивать себя нормативной лексикой, благо сам сабж позволяет. Матом там ругаются, даже, при детях. Видимо, Звягинцев считает это очень трендовым и максимально аутентичным, но мы то знаем… Хе-хе.
Фильм снят концепт блоками по типу «из n эпизодов составляем целое». Так снимали многие модные режиссеры. Только у модных режиссеров из этих блоков вырисовывалась четкая картина, которая и называется арт-хаус, а у Звягинцева получился нелепый, здоровенный сарай с помпезным балконом, чтоб на скелет кита смотреть, и там еще мансарда приляпана, чайками засранная, но по нормам евростандарта,- «борьба с системой» называется.
Вначале фильма ГГ чуть не плача показывает своему другу - московскому адвокату (бывшему «гэбисту») фотку вот этого самого дедовского дома 1929 года, и убеждает всех вокруг, что не поддастся давлению местного мэра, решившему коварно оттяпать землю под «коммерческое использование». Снести этот «дом милый дом».
Но, оказывается суть вопроса 3.5 ляма, а мэр предлагает только 500 тысяч. И вокруг этого торга закручивается сюжетная линия. Звягинцев считает, что ГГ вполне уместно рыдать над дедовскими фотками и сурово супить бровь на супостата, решившего лишить его Родины, эквивалентной 3.5 мл. рублей. Бред да? Что подумает иностранный зритель? «Херня какая-то,- подумает он,- Русские – Родину не продают. Низасколько. Это всему миру давно известно».
По ходу пьесы неоднократно хотелось спросить у Звягинцева. Чувак, ты сам- то сценарий читал?
Вся история состоит из косяка косяков. Мелких и крупных. Это постоянно режет глаз, и раздражает. Например, жена изменяет с другом мужа. Вот с чего? Она его впервые в глаза увидела. Внезапная любовь с первого взгляда у той, которая, как всем известно, коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт? А провокационно трахаться у воды на холодных камнях так, чтоб заметили даже дети? Не верю. Нерусская какая-то баба.
Этот друг бывший «гэбист» (Хотя нам понятно, что КГБ уже, лет 20 как нет, но ведь иностранный зритель, на кого и рассчитана эта лента, не поймёт аббревиатуры ФСБ или ФСО. Снисходительно прощаем режиссеру очередной мелкий ляп). В общем, бывший «гэбист», слегка отпиженный бандюганами мэра, позорно бежит из города на поезде. Это зритель додумывает, а по факту вот какой кадр. Ни к селу, ни к городу, в летнем платьице танцующая девочка в проходе купейного вагона. Очередная сюжетная линия ведущая в никуда. Помятый Вдовиченков уныло смотрит в открытое окно. За окном не май месяц, и ухо уже покрылось инеем, но всем глубоко похуй. Это он едет не солоно хлебавши в Москву. Вы можете в это поверить? Допустим. Гэбисты разные бывают. Этот, по факту - ссыкло оказался и дебил, хотя, играл его актёр брутального типа. Ведь можно было «гэбисту» и в ментовку заявление написать, и в травму сходить, побои снять. Или, на худой конец, догадаться позвонить старым друзьям – настоящим Джейсонам Борнам. А этот - друга предал, его бабу выебал и сбежал. А ведь в Москву к себе звал, что характерно, обоих. Но мэр то вроде не дурак? «Система» всё же, а сам себя палит на ровном месте. Разумнее было пристрелить этого «гэбиста» сразу там, на помойке, а не пиздить, чтоб ещё следы оставались, и отпускать с богом реального свидетеля.
Вот эпизод, от которого многие иностранные критики аццке возбудились, а ВВС даже посетовало не «недостаточную критику путинского режима».
День рождения очередного невнятного персонажа. Водка, шашлык и стрельба из нарезного оружия. У русских всегда так дни рождения проходят, навязывает свою точку зрения Звягинцев. На правах именинника, расстреляв все бутылки из калаша, невнятный персонаж тащит из машины мешок. В мешке портреты членов политбюро СССР. Чуть дольше других показывают Ленина и Горбачева. Понятно. Чтоб иностранный зритель идентифицировал своего «Горби» и нашего – «Вождя мирового пролетариата». Диалог.
- У меня и Ельцин есть.
- Ну, и?
-Время еще не пришло.
Это «недостаточная критика путинского режима»? Да это вообще хуйня, а не критика. И причем тут Путин? Или может быть назвать критикой беглый эпизод, когда ГГ бухает на фоне телевизора по которому мельком показывают надпись «напоминающую Пусси Рает»? Тоже, - говно, а не критика. У нас люди собственные яйца к Красной площади в знак протеста прибивают. А хором ебаться в зоомузее любая дура может. Какой же это протест? Это блядство, а не протест. Ошибается «вражий голос». Изначально не было никакой критики «кровавого режима», просто режиссер добавил своеобразного юмора. А далее вообще бред, смотрите.
-Как крепить то портреты будем?
-К бревну гвоздями. Ты взял гвозди?
-Нет, но у меня есть саморезы.
Блядь! Он не взял на пьянку гвозди, но у него есть саморезы! Комрад! У тебя есть в машине гвозди? Если нет, то саморезы на 40 точно должны быть! И заряженный шуруповёрт! Ага. Как нет? Ахуеть! А по Звягинцеву, комрад, каждый русский возит с собой если не гвозди, то саморезы точно. Нахуя - не понятно. Дикие же люди.
Зарубежная критика сравнивает Звягинцева с Тарковским. Они вообще видели Тарковского? Они точно не путают его с Виктюком? Кстати, портреты «членов политбюро» Звягинцев расстреливать зассал. Перекинулся на другой «концепт» блок. Одно дело материться на всю Европу, а другое… Сами понимаете.
Момент с женой ГГ. Почти апогей. Прилично одетая дама выходит из дома. Пальто, юбка, туфли. Подходит к обрыву. Решила попрощаться с Родиной. На волнах резвится Левиафан, напоминающий хуево нарисованного кита. «Ну, наконец-то, - думаешь ты, - Решила все-таки уехать от этого алкаша к первому попавшемуся нормальному мужику в Москву. Тем более, он обещал жениться». Ан нет. В следующем блоке она уже утопленница. Додумываешь. ГГ подставили. То есть бандюганам было проще мочкануть жену, заплатить следаку с судьёй и списать на мужа убийство, посадить на 15 лет, чем просто утопить вместо жены самого алкаша по - пьяни, устроить ему автокатастрофу. Он и так все время бухим ездит. Зачем такие сложности, Звягинцев? Плёнки много? Отдай якутам. Они прикольное кино снимают у себя в Республике Саха. Да, не по-христиански это как-то и не по - пацански. Баба то при чём?
В конце нам показывают монолог попа в новой церкви рядом со снесённым домом. То есть я, как зритель, делаю логичный вывод, что на самом деле, мэр хотел отреставрировать разрушенную церковь, на развалинах которой святотатственно бухали подростки и ГГ. Только мэр и ГГ не поняли друг друга. Коммерческое использование земли православными попами, имелось в виду.
«Ну, - думаешь, - И хуй с ним. С этим ГГ. Бог терпел, и нам велел. Зато вон, какую декорацию церкви отгрохали на берегу, рядом с китовым скелетом. Красиво снято же. Разве нет?»