Производство: Великобритания/США/Швейцария, 2013
Режиссер: Джонатан Глейзер
Сценарий: Уолтер Кэмпбелл, Джонатан Глейзер, Мишель Файбер
В ролях: Скарлетт Йохансон, Джереми Мак-Уильямс, Линси Тейлор-Маккей
Писать или нет об этом фильме, раздумывал долго. В принципе, еще в прошлом году после Венеции он собрал хорошую прессу, хотя на фестивале ничего не получил (также ничего не получил и на других фестивалях, включая Торонто, при том, что кто-то из критиков называл фильм «культовым», а кто-то - «глупым»). Уж больно своеобразен. Этакий нетипичный артхаус. То есть артхаус, который можно смотреть. Фильм-настроение. Его просто смотришь, хотя на экране происходят весьма жуткие вещи. Вот «Три истории» Киры Муратовой тоже являют зрителю жуткие вещи, но смотреть не хочется категорически. Не потому что там ужас-ужас, а потому что мерзко.
А вот «Побудь в моей шкуре» затягивает. Чему, кстати, очень способствует мастерски подогнанный саундтрек. Нужно отметить, что русское прокатное название не передает сути истории, но дословное оригинальное «Под кожей», на мой взгляд, не подходит еще более. Да, героиня-инопланетянка живет в нашем мире под человеческой кожей (в буквальном смысле), но не эта кожа является ее главной проблемой, а мир людей, в котором она неизбежно попадает в сферу человеческих отношений и не может внутренне не измениться.
Фильм снят по повести Мишеля Файбера «Под кожей». Точнее, не по книге, а очень сильно по мотивам. К примеру, у Файбера героиня работает с дружным коллективом таких же инопланетян, который озабочен выполнением и перевыполнением плана по «мясозаготовкам». Ее большой проблемой являются взаимоотношения с братьями по расе.
Героиня в полном смысле слова разрывается между двумя своими мирами – родным и земным. Зато уж «гастрономические» подробности превращения людей в откормленный «скот для забоя», как, собственно, и процесс забоя описаны в красках. Книжка куда более людоедская, нежели фильм. Да и процесс отлова там совсем иной. Хотя в произведении Файбера присутствует и «черный» юмор, которого фильм лишен начисто.
Собственно, книга и породила сомнения: а стоит ли писать о фильме. Но, посмотрев на количество рецензий на Кинопоиске, пришел к выводу, что падонкам знать об этой ленте не помешает. Все-таки довольно редко на Кинопоиске картины такого рода получают столько откликов. Бывает, что и вообще никакого отклика нет. А тут, значит, народ зацепило.
Кому интересна книжка – читать тут:
http://www.litmir.net/br/?b=152351
Но фильм, повторяю, снят по мотивам. От книги там не так уж много. Из главного – только героиня (хотя другие инопланетные злодеи также появляются, но крайне редко и достаточно символически) и суть ее деятельности на планете Земля.
Однако создателей фильма интересует иная проблема: постепенное превращение инопланетянки в земную женщину при полной невозможности для нее такого перерождения. В результате фильм превращается в философскую притчу о женщине. Некоторые места из фильма смотрятся прямо как предупреждения мужикам: мужики, бабы до добра не доведу, а доведут до бездны, из которой нет спасения!
Кстати, на съемках роль случайных прохожих парней действительно сыграли случайные прохожие парни. Кроме тех, естественно, кому следовало сыграть роль жертвы до конца.
Интересно отметить, что этот фильм – бенефис Скарлетт Йохансон. Она там вовсе не смотрится топ-моделью, но в этом и скрыта изюминка – она играет красивую земную женщину, которая красивой земной женщиной не является. А ей интересно быть именно красивой землянкой. Ее это затягивает и губит. И героиня вызывает отклик. Откровенная, нервная игра Йохансон показывает, что она все-таки хорошая актриса. К ее героине постепенно проникаешься симпатией, хотя то, что она была хладнокровной убийцей – в этом зритель сможет убедиться. Но постепенно наш мир, мир живых связей между людьми словно сеть опутывает ее. В книге героиня перед концом пытается даже спасти человека. В фильме все гораздо грустнее. Собственно такой финал несколько озадачивает. Его можно понять так, что для мира и не важно, была ли она на земле или нет. Так же безразличен окружающий мир был и к гибели людей. Особенно пронзительно это чувствуешь в сцене у моря. Впрочем, как я заметил, читая рецензии, каждый увидел свое.
Стоит ли смотреть? Строго на любителя. Я, лично, с трудом перевариваю артхаус, но тут смотрел не просто с интересом, меня затянуло это неспешное повествование, его настроение. Хотя, как уже сказано, финал несколько озадачил.
Конечно, можно было бы написать: кому хочется посмотреть на голую Скарлетт Йохансон – вперед с камрадами и пивом! Но там ведь не это важно, пусть голой Йохансон и много. Там важно именно настроение. Когда смотришь фантастический триллер, а видишь притчу о сошедших с небес чудовищах, которые захотели быть людьми. Хотя кто его знает, может эти притчи и не нужны вовсе…
Любите кено!