Производство: США/Китай, 2012
Режиссер: Райан Джонсон
Сценарий: Райан Джонсон
В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Брюс Уиллис, Эмили Блант
Когда Брюс Уиллис еще до выхода фильма заявил, что «Петля времени» - лучший фильм, в котором он снялся, поверить ему было трудно. У него было и «Детективное агентство «Лунный свет»», и «Шестое чувство», а кто-то добавит еще и «Пятый элемент». Из последнего времени можно смело назвать «Королевство полной Луны». Он просто замечательно сыграл шерифа, при этом герой был тем самым Брюсом, которого мы знаем и любим.
Но «Петля времени» действительно особенный фильм. Волею случая я несколько раз не мог досмотреть фильм до конца. И поэтому воспринимал его как очередной экшн. Потом удалось, наконец, досмотреть до титров и был момент, когда я аж подпрыгнул. Не ожидал я такого решения в этом фильме. И после пересмотрел еще раз. Вот тогда все и стало на свои места, стали видны детали, на которые ранее не обратил внимания, четко проявилась логика поступков обоих Джо (Левитта и Уиллиса).
Этот фильм с известной долей натяжки можно назвать научной фантастикой. Да, действие происходит в 2044 году, в некую пост-апокалиптическую эпоху, где футуристические постройки города соседствуют с дикой нищетой и толпами бродяг. Насилие в отношении бродяг – норма. Сцена с водителем грузовика, который хладнокровно пристрелил парня, пытавшегося у него что-то украсть, это наглядно демонстрирует. Одновременно сельская местность остается такой же, какой была и всегда: одинокие фермы, придорожные кафе, где ничего не меняется. Вообще, антураж не сильно отвлекает от судьбы двух главных героев – Джо младшего (Левитт) и Джо старшего (Брюс Уиллис). Но на самом деле это – притча об одном человеке и выборе, который он делает.
«Петля времени» - это не просто петля, которую делают луперы, уничтожая присылаемых им из будущего жертв. Название фильма говорит несколько о другом – о круге жизни.
Начнем с простого. Вот кто-то прожил жизнь, но где-то перешел дорогу мафии и его отправляют в тот самый 2044 год, чтобы лупер влепит ему пулю. Оружие у этих киллеров простое – этакий крупнокалиберный самопал в виде трубы с ручкой. Заряд в нем размером с яйцо, так что шансов у жертвы нет. Правда и бьет это грозное оружие на короткую дистанцию.
Тут следует отвлечься и отметить, что всякие глупые придирки к технических деталям что с временными перемещениями, что с техникой тут неуместны. Они не имеют значения. Если уж на то пошло, при стрельбе из «мушкета» (так называют оружие луперов) будет такая отдача, что стрелку руки, мягко говоря, отшибет по-взрослому. Но фильм-то не про научно-технические достижения будущего и борьбу продвинутых гениев. Фильм именно о выборе одного человека. О выборе настоящего мужчины.
Дело в том, что в условиях контракта лупера есть интересный параграф: спустя тридцать лет он должен уничтожить самого себя, которого забросят из будущего. Школьники немедленно задались вопросом: а на фига? Ответ просто: так надо. И не фиг тут.
Отпустить жертву – породить жуткие проблемы. Это делает друг Джо младшего и результаты там такие, что «Пила» отдыхает. В определенный момент жертву (себя постаревшего) уничтожил еще юный Джо старший. После этого мафия отправила его в Китай, где он стал лихим боевиком синдиката (героический путь в картинках прилагается). Но вот прошло тридцать лет и люди с наганами пришли и к нему, предъявив мандат. Но мы же знаем Брюса. Это такая скотина, что его голыми руками не возьмешь. Короче говоря, он таки попадает назад в прошлое под прицел Джо младшего, дает ему в зубы (там все сложнее, но не будем спойлерить) и пускается в бега. Ну, а дальше и начинается кровавый бардак.
А теперь вернемся к теме круга жизни. Что происходит с человеком, которого отправляют в прошлое? Он возвращается в свое прошлое. Правда, на несколько секунд, но все-таки. А Джо старший сумел протянуть гораздо дольше. И он в полном смысле слова возвращается в свое прошлое, на тридцать лет назад, почему и прекрасно знает, где живет Джо младший, где находится штаб-квартира мафии, а в каком кафе нужно искать нужного человека.
При этом ему приходится немало общаться с Джо младшим. Последний исходит из одной установки – старшего нужно убить. Таков закон. Что стало с его другом, который пытался избежать судьбы (и которого он сам же и предал), Джо младший знает слишком хорошо.
Но постепенно в истории вскрывается ее подлинный смысл. Джо старший знает, что ему все равно придется умереть. Но он вернулся, чтобы остановить преступника, который спустя тридцать лет отдаст приказ уничтожить не только его, но и еще одного человека. И вот спасение этого человека для Джо старшего на эти несколько дней, что у него есть – цель жизни. Напрасно Джо младший пытается ему доказать, что герой Брюса сам обрек того, другого, на гибель. Не нужно было к нему подходить, и герой Левита обещает этого в будущем никогда не делать. Все без толку. Джо старший пришел в прошлое убивать. Для него – это единственное решение проблемы. Он так видит мир.
Тут следует несколько сказать о главных героях (точнее – главном герое, ибо это – один человек). Маленький мальчик из бродяг был продан матерью какой-то шайке попрошаек, бежал от них, скитался и в самом юном возрасте решил жить грабежом. За этим делом его и накрыла мафия. Бандюги взяли его к себе и сделали лупером. Так что Джо – это не просто уголовник. Это храбрый, одинокий волк, которому все и вся пофигу. Не случайно босс мафии, вызвав Джо младшего на допрос, даже не пытается запугивать его смертью и пытками – тот реально ничего не боится. Конечно, когда мы видим Брюса – в это верим сразу. А вот внешность Левитта, с его умением стильно одеваться и держаться почти интеллигентно, может обмануть. Но на самом деле это все тот же Джо. И он так же, как герой Брюса, ничего и никого не боится. Но и у него есть уязвимое место – финансовые закрома, которые он пополняет всю свою героическую жизнь. Он прямо говорит, что планирует в конце концов свалить в другую страну. И именно жадность толкает его на предательство. Это очень важный момент. После этого Джо младшему многое в себе самом становится понятно, а богатство начинает его тяготить. Он понимает, что мечта о богатстве была просто самообманом. Не это главное.
Тут вопрос в том, что зритель видит в Джо младшем только убийцу, а это очень сильная и гордая личность, которая просто стремится следовать своей судьбе. И убить Джо старшего для него именно долг. Конечно, он вовсе не жаждет получить пулю от своих товарищей по творческому цеху, но все-таки не это движет им. Джо – человек долга. Это не сразу удается понять. И оба Джо – старший и молодой стремятся, каждый по-своему, выполнить свой долг. Это внутри у них, хотя они не говорят громких слов. Только в конце Джо младший произносит короткий монолог, который, однако, многим просто-напросто непонятен.
Итак, Джо старший оказался в прошлом и теперь хочет выполнить свой долг, чтобы предотвратить зло в будущем. Джо младший делает другой выбор. Пройдя свой путь до конца, он ясно видит, что круг жизни нарушен, что именно это нарушение нормального течения времени несет зло в будущее. И тоже делает свой выбор. Это очень сильный момент. Если вы сумеете его УВИДЕТЬ, вы поймете, почему я назвал этот фильм «лучшим фильмом сезона». Вот китайцы увидели, и сейчас у них «Петля времени» - чемпион по прокату среди иностранных фильмов за всю историю.
Ведь Джо младший поступает именно так, как сказал Конфуций:
«Достойный муж вершит должное. Недостойный человек стремится к выгоде».
Джо младший оказался достойным мужем. Очень достойным. И каждому мужчине стоило бы посмотреть «Петлю времени», причем лучше – два раза, чтобы понять: движение круга жизни зависит от тебя. От тебя лично. И никакие оправдания не помогут уклониться от того, чтобы выбирать между поддержанием круга жизни и его нарушением. И ты это знаешь.
Любите кено.