Режиссер: Олег Погодин
В ролях: Сергей Гармаш, Богдан Ступка, Владимир Епифанцев, Екатерина Редникова, Лариса Малеванная, Петр Зайченко, Игорь Савочкин, Иван Добронравов, Владимир Бадов, Евгения Дмитриева, Кирилл Полухин, Константин Адаев, Глеб Подгородинский, Анжела Кольцова
Доброго вам дня, камрады.
Посмотрел на днях художественный фильм «Дом» режиссера Олега Погодина. На экраны фильм, судя по трейлерам, вышел 3 ноября, но на удаффкоме ни один столп, или просто регулярный поставщик апсеров в «Спешите видеть», ни слова об этом фильме не сказал.
А между тем, это единственная за очень, очень долгое время отечественная картина, которую я без малейших колебаний рекомендовал бы к просмотру. Гораздо настоятельнее рекомендовал бы, чем, к примеру, «Высоцкий. Спасибо, что живой». Потому как тем, кто на экране хотел бы видеть не супергрим, суперспецэффекты или еще какой супер, а настоящую, русскую душу, со всеми ее кровоточащими ранами и лихой удалью – «Дом», с его повествованием о людях простых, не бронзовых, раскроет гораздо больше, чем весь киношлак, отснятый на отечественных киностудиях в последние годы.
По сюжету. Где-то в донских степях, в одном большом доме живет большая крестьянская семья. Традиции и уклад здесь строгие патриархальные, слово старшего – закон, но и ответственность за младших старший несет сполна. Глава семейства, Шаманов Григорий Иванович (Богдан Ступка), порядок наводит железным кулаком - за слово поперек может и в дыню крепенько засветить. Бабы делают дело бабское, мужики – мужицкое, и бросать начатое дело, не доведя его до конца – нельзя, не по-шамановски это.
И в этот дом, после двадцатипятилетнего отсутствия, возвращается старший сын – Витька Шаманов (Сергей Гармаш). Возвращается, пройдя нихуевую жизненную школу, начальными классами в которой был срок за убийство в пьяной драке. Спустя годы Витька Шаманов стал криминальным авторитетом в Москве, а в родной дом приехал попрощаться с семьей – в Москве на него устроили охоту, и не просто братки – серьезные ребята, зачищающие темные пятна в биографии высокого государственного чина.
Однако криминальная составляющая на протяжении всего фильма стоит на втором плане. На первом – лица, характеры, души всех членов большой шамановской семьи. Здесь каждая черточка прорисована остро, выпукло, за персонажами чувствуются реальные люди, а не актеры. Первая линия героев фильма – Григорий Иванович, его жена Надежда Петровна (теплый, истинно материнский образ в исполнении Ларисы Малеванной), старший сын Витька, его нахальный брат Пашка (его довольно объемно сыграл Владимир Епифанцев). Они в доме – старшие, их авторитет подкреплен видимыми и реальными делами: Витька долгие годы помогает семье деньгами, Пашка отстреливает волков на угодьях, отец следит за порядком и резко, без демократий расставляет всё и всех по должным местам, а мать – любит, поддерживает, оберегает детей и внуков.
Не так все просто с теми, кому судьба – по очередности рождения ли, или по безвольности характера – выдала вторые номера. Практически каждый в доме мечтает так или иначе сбежать от железной родительской руки, из глуши – в столицу, с островка традиционного уклада – на материк современной просвещенной цивилизации. Младшая из сестер, Наталья (Екатерина Редникова), отчаянно блядует, волоча на шее гирю потерявшего веру в себя мужа, бывшего ученого, импотента в постели и в жизни. Средний брат Дмитрий (Игорь Савочкин) предпочитает не вмешиваться ни во что и молчать, отделываясь комбайнерскими обязанностями от участия в совместной жизни семьи. Младший, Андрей (Иван Добронравов), копит злость на сам образ жизни, заведенный в Доме так давно, что никто и не представляет себе иного – но это иное проступает, как ржавчина на металле или капли пота на коже, в семейных дрязгах, ругани повзрослевших сыновей со стареющим отцом, в нежданном визите возникшего из другой реальности Виктора. И это иное в итоге убивает и Дом, и Семью, убивает безжалостно, с механическим равнодушием, просто – в целях зачистки жизненного пространства от нежелательных элементов.
Смотрел я этот фильм и думал – а ведь это самая что ни на есть традиционная крестьянская русская семья. Такие семьи Российскую империю кормили без всякой нефти и газа, без сниженных процентов по кредитным ставкам и национальных проектов. Более того – этот уклад, в точности до черточки сохраненный на Северном Кавказе, поставляет в наши «мегаполисы» молодых абреков, уверенных в своей правоте и прущих напролом там, где изнеженные современным гражданским обществом славяне застывают в нерешительности, перекатывая в голове гладенькие камушки сомнений. Права человека заменили нам право старшего решать и обязанность отвечать за все, руку помощи своему брату мы тянем, лишь взвесив все за и против – и не всегда «за» перевешивают. Правильно ли это? К лучшему ли? Вряд ли кто даст на этот вопрос однозначный ответ, такой, чтобы не только словом подтверждался, но и делом, самим образом жизни. Что для нас сейчас – семья? Инкубатор для выращивания послушных потребителей? Расчет на материальную поддержку в старости? Результат безудержной ебли? За многими красивыми, напыщенными словами о семье стоит только растерянность: с генами пришло, что семья – это что-то важное, но в реальности это важное утопло в волнах общественных дискуссий и толерастного пустословия.
Помимо внешней стороны повествования о быте и судьбе отдельно взятой семьи, фильм содержит изрядное количество метафор и символов, которые позволяют проводить параллели с бытом и судьбой отдельно взятой великой страны, чье настоящее мы наблюдаем сейчас и чье будущее в мрачных красках описано в финале фильма. Справедливы эти аналогии или ну его нахуй – отдельная тема для разговора. Смотрите фильм, сами додумаете.
ЗЫ: тема сисек и ебли раскрыта, взрослые иногда ругаются матом, пелоткам заготовить платочки и сопливчики. Приятного просмотра.
Целиком на Тытюбике:
http://www.youtube.com/watch?v=qx7XPAUVE3c