режиссер Итэн Коэн, Джоэл Коэн
в ролях Джефф Бриджес, Хейли Стайнфелд, Мэтт Дэймон
В чем феномен знаменитых братьев, ведь их человечеству знакомо большое множество. Эти талантливые тандемы встречаются в различных сферах деятельности. Ну, кто не знает знаменитых покорителей неба братьев Райт, или сказочников братьев Гримм? Самое важнейшее из искусств нам тоже подарили братья – братья Люмьер. С тех пор кино стало, пожалуй, самой благодатной нивой для взращивания братских союзов и проявления их талантов. Этот список можно долго перечислять, и каждый в нем занимает свою почетную нишу. Братья Коэны – лучшее тому подтверждение.
Коэны работали в различных кинематографических жанрах. В их копилке есть и криминальные комедии, и гангстерские боевики, и мрачные триллеры, но вот вестерн они сняли впервые. Хотя этот вид искусства имеет строгие классические каноны (невозмутимый шериф, лихой ковбой, коварные бандиты, невинная героиня, в решающей схватке между «плохим» бандитом и «хорошим» ковбоем побеждает последний и т.д.), Коэны сумели привнести нечто новое благодаря своему неповторимому стилю. Они добавили в него иной колорит, замешанный на черном юморе, саркастическом восприятии мира и понимании тонкого психологического состояния каждого из героев.
Начало картины может показаться излишне монотонным, а развитие сюжета слишком затянутым. Но это происходит от того, что зритель привык к тому, что в вестернах события разворачиваются слишком стремительно. Коэны же отошли от этих стереотипов. Следуя своему стилю, они придают каждому эпизоду определенный смысл, которые по мере развития, накладываясь один на другой, создают общую картину, неся при этом некий ключ к философской подоплёке. Нужно лишь внимательно смотреть и внимательно слушать, что может потребовать от зрителей терпения.
Начиная примерно с середины фильма, события разворачиваются по закону жанра. Четко понятна мотивация каждого из героев, нарастает интрига и усиливается конфликт. Хотя и в этой ситуации братья сумели показать неоднозначность в характерах каждого из героев. Так жесткий и злобный маршал Рустер Когберн, которому вообще не ведом страх, неожиданно становится сентиментальным, а рассказанная им история из личной жизни открывает нам ранимую душу охотника за головами. Практически каждый участник событий - неоднозначная личность, и в сложной ситуации совершенно непредсказуемо проявляются как положительные, так и отрицательные их качества. Именно этот ход заставляет зрителя быть постоянно в тонусе, поскольку предполагает возможные неожиданные повороты сюжета. Для ценителей киноискусства именно этого ресурса могу сообщить, что голой натуры в фильме они не увидят, зато есть прекрасная сцена с обрубанием пальцев одного из злодеев.
Не совсем понятной остается концовка фильма, так называемое послесловие. На мой взгляд, оно несколько надумано и входит в состав картины лишь с одной целью, чтобы показать, чем закончилось для героини необузданное желание отомстить за смерть своего отца. Концовка как бы теряет ту нить, которая связывает главных героев на протяжении всего фильма. Но общее впечатление от картины она, безусловно, не портит.
Если рассматривать фильм с точки зрения актерского состава, то тут следует отметить, что никто из актеров прежде не снимался в вестернах. И для них, как и для Коэнов это был первый опыт. Известно лишь из интервью самих братьев, что они планировали пригласить Джеффа Бриджеса еще до того, как предложили студии Paramoun, адаптировать книгу Чарльза Портиса.
К выбору актрисы на роль главной героини были особые требования. В первую очередь - упорство. Это основное качество, которым должна была обладать претендентка. Они нашли такую молодую актрису, которая, по словам режиссеров, была непринужденной и хладнокровной и знала, и это было большой удачей. Но особенно важным оказалось то, что Хейли Стайнфелд не играла себя, так как в жизни она абсолютно не похожа на героиню фильма.
Вообще "Железная хватка" задумывался братьями, «как вещь, которую могут смотреть все». И хотя данный фильм о четырнадцатилетней девочке, он все же больше предназначен для взрослой аудитории. Это приключенческая история, в которой есть место трагичному и смешному, стрельбе, скачкам на лошадях, в которой, без сомнения, интересны образы героев, воплощенные актерами.
Умение снимать интересные, неоднозначные фильмы, привлекать внимание зрителей, радовать новыми изысками в новых и новых жанрах, при этом оставаясь самобытными – это, пожалуй, главный феномен братьев Коэнов.
Всем приятного просмотра.