Di dove sei?
America.
Aaaa. Americano!
Si, il americano.
Nooo. Il americano... L'americano!
О нелегкой судьбе профессионального наемного убийцы мы могли при желании узнать уже 17 лет назад, в культовом фильме "Леон-киллер" с Жаном Рено в главной роли. Именно тогда зрителю дали понять, что киллер — это не просто машина для убийства, бессердечное чудовище, а полноценный человек, который как и все, — любит, ненавидит, страдает, переживает полный спектр эмоций, свойственных любому другому представителю его рода. Однако трагедия наемного убийцы как раз в том, что его работа не предполагает подобной слабости. Киллеру нельзя любить, ненавидеть, страдать. Это мешает делу. Это его и погубит.
"Американец", фильм 2010 года экранизации, во многом схож с творением Люка Бессона. И дело здесь даже не в том, что в обоих картинах действие разворачивается где-то в Италии. Фильмы перекликаются на гораздо более глубоком уровне, на уровне человеческой психологии. Сюжет "Американца" бесцеремонно бросает зрителя в пучину событий уже с первых кадров фильма. Главный герой — наемник по имени Джек, он же Жора, он же Гоша, он же Гога (с) (играет Джордж Клуни), отдыхая от очередного "дела", проводит время со своей подругой в лесной глуши. Решив проветриться, парочка выходит на прогулку, где через некоторое время подвергается нападению подосланного по душу Джека киллера.
Разобравшись с наемником, наш герой решает заодно убрать выстрелом в затылок и свою подругу, как ненужного свидетеля. Весьма колоритный и действенный способ решать проблемы с дамами сердца. У тебя месячные? Тебе мало романтики? Не хочешь делать минет, потому что противно? — Получи пулю, убогая дура.
Чувствуя, что вокруг назревает какая-то болезненная заинтересованность его особой, Джек, застрелив по пути еще одного мужика, быстренько сваливает и связывается со своим шефом для дальнейшей координации действий. Тот, вручив ему ключи от машины, мобильный телефон и карту с отмеченным пунктом назначения, отправляет того в далекое итальянское захолустье с целью "залечь на дно". Однако приехав на место высадки, наш наемник понимает, что манал он подобные конспиративные места, так как это не просто итальянское захолустье, а полная жопа и периферия, которую еще только найти надо.
Развернув трофейный автомобиль, Джек уезжает в направлении соседнего населенного пункта, выбросив в окно мобильник вместе с картой. На этом предыстория заканчивается и начинается, собственно, фильм.
Лично я не могу обозначить своего четкого отношения к Джорджу Клуни. По правде говоря, я даже не помню, какие фильмы с ним смотрел мне довелось видеть. Один из трех "Друзей Оушена", что-то еще... Могу только точно сказать, что он весьма симпатичен. Но ознакомившись с "Американцем", отмечу, что мне сложно представить кого-то другого на роль главного героя этого фильма. Очень уж у Клуни хорошо удается вписываться в роль. Молчаливый, замкнутый, но знающий свое дело профессионал, душевный портрет которого мы можем составить не из реплик, которые он выдает, а из мимолетных моментов — взгляда, выражения лица, реакции на окружающие раздражители... В этом и заключается профессионализм, когда актер умудряется передать переживания героя не огромным потоком словестной жижи, а невербальными способами, как говорится в лингвистике.
Поскольку действие, как уже упоминал выше, разворачивается в Италии, часто можно услышать реплики на итальянском языке. Не дублированные на русский. Поначалу это грешным делом может восприняться как недоработки при переводе или какая-то странная халатность, однако после второго-третьего диалога ловишь себя на мысли, что практически все более чем понятно. При том что фразы не из разряда "ай эм э пенсил йу ар э тэйбл ху из андюти тудэй", а реплики, весьма органично вписывающиеся в ситуацию. Но одновременно простые и интуитивно понятные. В общем, склоняюсь перед подобной находкой, так как она приятно щекочет самолюбие зрителя, заставляя чувствовать себя едва ли не полиглотом. Хотя это решение и не ново, что-то подобное было реализировано в фильме "Все мои Ленины" 1997 года выпуска. Но это уже другая история.
Свое отражение в фильме нашла и любовная история. Но здесь это не слезливый роман о несчастной судьбе двух сердец, а скорее, сюжетный способ отражения душевных страданий главного героя. Любовь важна здесь не сама по себе. Следует понять, что она всего лишь выполняет роль лакмусовой бумажки, проявляющей истинную глубину страданий наемного убийцы. У него нет друзей. У него нет Той, которую он любит и Которая любит его. У него нету никого. Лишь работа, поглотившая целиком его душу и жизнь. Но не в силах противостоять своей человеческой природе, профессионал пытается бороться. И если в начале фильма, когда возникли проблемы, он предпочел их решить при помощи оружия, убив свою подружку, то уже под конец фильма Джек отходит от дела именно ради любви.
Красной нитью по фильму проходит и образ местного священника. Чувствуя в Джеке не "фотографа", коим тот представился при встрече, падре пытается помочь наемнику, ощущая его душевные страдания. Но даже понимая, что святой отец действует из лучших побуждений и не собирается выведывать его профессиональные тайны с целью выдать полиции, Джек предпочитает отмалчиваться. Напротив, прогуливаясь со священником в парке, ему удается раскрыть небольшой секрет падре, в виде сына, зачатого во грехе...
Кто смотрел "Брат", и особенно "Брат 2", думаю, помнит колоритные сцены "крафта" оружия на коленках из подручного мусора под песни Наутилуса и прочий русский рок. В "Американце" это не реализировано настолько смачно, однако Клуни тоже не чужды подобные забавы. Именно собрать под заказ уникальный ствол "с убойностью пулемета и радиусом винтовки" и есть последним делом наемника.
К сожалению, фильм закончился не так как я бы того хотел. Никакого вам хеппиенда. На Джека совершаются три покушения, которые он успешно пресекает, однако от полученных в последнем травм он умирает, к тому же на глазах у своей возлюбленной. Ты уже буквально веришь, что все будет хорошо и тут... Однако поразмыслив, ощущаешь, что все именно так и должно было произойти. Мысль, которую хотят донести зрителю, еще более подчеркивается концовкой, которая дает явственно понять: у человека есть выбор — или счастье в личной жизни, или успех в каръере. Компромиссных вариантов быть не может.