С самого начала было понятно, что фильм “Мачете”, выросший из фальшивого трейлера к проекту “Грайндхаус”, будет по форме и содержанию крайне близок к этому самому проекту. Однако Родригес позволил себе большее. Его фирменный стеб прет в фильме изо всех дыр, а образ свирепого варвара Мачете доведен до комичного предела брутальности. При этом все снято и поставлено с присущим Родригесу чувством стиля и прекрасного. Ума не приложу, почему Трехо не пробовался на роль нового Конана Маркуса Ниспела, а Джейсону Вурхизу, похоже, пора менять профессию. Потому что на экране Мачете! Мачете убивает. А после Мачете убивает снова!
В Техасе традиционно процветают наркокартели, нелегальная миграция и безработица. Сплошь и рядом бандитизм и отпетое негодяйство. Сафари по отстрелу нелегальных мигрантов как никогда популярно, а добрый сенатор МакЛафлин (Роберт Де Ниро) хочет закупорить границу с Мексикой здоровенным забором и взять все поставки наркотиков в свои руки. Короче, в Техасе все как обычно. И только неподкупный гордый федерал Мачете (Дэнни Трехо) – выгодное исключение из злодейских правил. Он твердо стоит на стороне закона, а когда закон расходится с правдой, посылает оный в задницу и вершит справедливость! Такой вот он, этот Мачете. Но однажды Мачете переходит дорогу безжалостному наркобарону Торресу (Стивен Сигал) и выбывает из игры. Он падает на самое дно и влачит жалкое существование наряду со многими нелегальными эмигрантами из Мексики.
Все бы так для него и закончилось, но в один прекрасный день богатый дядька из дорогой машины (Джефф Фэйи) предлагает ему работу. Мачете думает, что опять дадут пару баксов за чистку сортира, однако богатый дядька уговаривает его замочить сенатора МакЛафлина и накупить бурито аж на стописят тыщ денег. Мачете не знает, зачем ему столько бурито, но соглашается, так как МакЛафлин – скверный тип, и говорит с трибуны нехорошее. Вооружившись снайперской винтовкой, он отправляется на дело, целится в говорящего нехорошее МакЛафлина, но кто-то (Ши Уигхэм) его опережает и валит сенатора на пол шальной пулей в ногу. Этот кто-то настолько быстр, что успевает угостить свинцом еще и Мачете, после чего картина становится ясна как день – все это негодяйская подстава! Такая замысловатая махинация была задумана для того, чтобы поднять рейтинг МакЛафлина: вот, мол, посмотрите, говеные мексикосы стреляли в сенатора, айда закрывать границу! Подстреленному Мачете чудом удается скрыться и, едва не запутавшись в кишках искусно замоченных врагов, он отправляется вершить кровавую месть, свирепо клацая зубами и размахивая здоровенными мачетами во все стороны.
Цитата из фильма:
Padre Benito del Toro: It's not safe for you to be here.
Machete: I'm not looking for "safe".
Padre Benito del Toro: No, I mean it's not safe for me for you to be here!
Элементы кровавой массякры в фильме доведены до совершенства. Мачете рубит бошки как арбузы, обильно заляпывая стены мозгами негодяев. Практически все экшен-эпизоды великолепно поставлены и сняты с самых выгодных ракурсов. Стало быть, режиссерское мастерство Родригеса использовано правильно и по назначению. Нет идиотской трясущейся камеры и прочей новомодной шняги. Да и вообще, Родригес очень правильно использует бюджетные средства. “Мачете” снят всего за 20 лимонов, а при этом на экране все стреляет, взрывается и выглядит очень прилично и качественно. Посмотрите на убогий отстой “Вампирский засос”, снятый за те же деньги. Фридберг и Зельцер, наверно, купили на бюджетные баксы куст марихуаны размером с вековую сосну, после чего и приступили к съемкам, привычно находясь в неадекватном состоянии. В каком же еще состоянии, кроме неадекватного, можно наснимать такую херь? Короче, я к тому, что в “Вампирском засосе” 20 лимонов не видны и через увеличительное стекло, а фильм Родригеса с таким же скромным бюджетом выглядит на все сорок цитрусовых! Да еще и располагает дюжиной первоклассных актеров, включая Дона Джонсона и даже Де Ниро. (А в “Засосе” даже Нильсен не снялся.) Молодец, в общем, Родригес.
Как уже упоминалось выше, фильм богат фирменным родригесовским юмором, которым пропитан буквально каждый кадр и эпизод. Первым шагом к успеху был отказ от участия в проекте Криса Купера, который после ознакомления со сценарием прямо заявил: “Это самая абсурдная вещь, которую я когда-либо читал”. И правда, Родригесу удалось написать совершенно безбашенный сценарий для фильма, в котором каждый из актеров должен был оттянуться по полной! Что, собственно, и сделал Роберт Де Ниро, от игры которого не стыдно валяться по полу, сотрясаясь в конвульсиях истерического хохота. Считаю, что участие такого именитого актера в проекте – не что иное, как дань уважения творческому стилю режиссера.
Сам же Дэнни Трехо в фильме просто прекрасен! Его злобная харя, похожая на видавший виды сухофрукт, повергает в благоговейный трепет, а немногословная манера общения крайне напоминает одного зеленого амбала из комиксов. За один только образ свирепого варвара Мачете Трехо и Родригесу впору давать “Оскар”, не говоря уже о сценах данного персонажа в действии. В общем, Трехо великолепно сыграл свою первую главную роль в крупнобюджетном кино и эту роль можно по праву считать вершиной криминального образа, который актер постоянно совершенствует, бережно перенося из фильма в фильм вот уже почти сорок лет.
Можно еще долго рассказывать о каждом из колоритных персонажей фильма, начиная с не очень богобоязненного падре Бенито Дель Торо в исполнении неподражаемого Чича Марина и заканчивая пародией на саму себя, сыгранной Линдси Лохан в течение всего трех дней съемок. Но в сто раз лучше пойти в кинотеатр и самолично отсмотреть новый фильм Родригеса, чего всем и советую. Смею утверждать, что потраченное время не пройдет даром, ведь современная публика тоже требует хлеба и зрелищ, а со зрелищами у фильма “Мачете” все в порядке. (P. S. Однако вместо батона рекомендую взять с собой бутылку cerveza negra.)