-1998-
Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Динара Друкарова, Анжелика Неволина, Алексей Де, Вадим Прохоров, Александр Меженцев, Игорь Шибанов
Пересматривал на днях один из самых сильных и мерзостных фильмов российского кинематографа.
Начало двадцатого века. Небольшая шайка мразей пользуется новейшими технологиями, снимая на первобытные фотокамеры эротические композиции садомазохисткого толка, в которых полоумная бабуля лупит молодых, непослушных девок по голой жопе. Следующим этапом операции является ловкое впаривание этих фоток впечатлительным барышням за несколько "грязных зеленых бумажек". Сестра главаря шайки работает служанкой в доме у богатого человека, живущего с красавицей дочкой. Главарь давно положил глаз на молодое создание, однако высокомерный папаша категорически против. Тем временем, лысый помощник главаря продает срамные фотокарточки служанке из дома местного доктора, живущего со слепой женой и усыновлёнными сиамскими близнецами. Лысый ублюдок чует нехилую наживу в близнецах и замышляет похищение. Постепенно, шайка отморозков разрушают привычный быт двух благородных семей, превращая их жизнь в сущий кошмар.
Режиссер Алексей Балабанов давно известен своими патологическими наклонностями. В этом фильме он полностью раскрывает врожденное умение создать атмосферу тихого, леденящего кровь ужаса. Здесь тщательно подобрана каждая сцена, каждый кадр, каждая физиономия. Кино приближено к стилистике немых фильмов начала двадцатого века, с той лишь разницей, что здесь есть звук. Однако диалоги сведены к минимуму - основная передача эмоций создаётся с помощью выразительных взглядов и нервной мимики героев. Фильм снят на черно-белую плёнку с грязным желтовато-коричневым оттенком, наводящим на зрителя необычайную тоску и порождая тяжелое предчувствие, что события подбираются к чему то нехорошему и страшному. Часто создаётся впечатление, что герои находятся в каком то кошмаре и вот вот проснутся, вырвавшись из объятий давящей на психику жути. Фильм пропитан разными элементами сновидений - какие то бесконечные тоннели и каналы, поезда и корабли, закрывающиеся и открывающиеся двери. Все люди вокруг ходят с одинаковыми чемоданами в клеточку, а звуковой фон представляет из себя зловещие обрывки классической музыки.
С самых первых кадров становится ясно, что режиссер намеренно назвал фильм таким образом, задействовав сиамских близнецов, как некую отвлекающую деформацию. По всему фильму красной нитью проходит не особо тонкий намёк, что герои, визуально представленные уродами, являются чуть ли не единственными людьми среди настоящих уродов в человеческом обличии. Сам Балабанов это всё таинственно отрицает и утверждает, что просто снял фильм про физических уродов-близнецов и всех остальных - физически нормальных людей. Большинство персонажей в фильме делятся на две группы - конченные ублюдки и слабые людишки, которых жизнь постепенно превращает в таких же гандонов, без какого либо сопротивления с их стороны. От творения Балабанова веет полнейшей мизантропией и какой то садистской насмешкой над своими героями, прорезывающейся сквозь мерзкий прищур лысого тараканища в предвкушении издевательств над сиамскими близнецами.
На первый взгляд, герои фильма выглядят очень скованными, практически лишенными эмоций. Показано консервативное общество дореволюционного Питера, чётко поделенное на разные классы и обременённое жесткими правилами этикета. В таком обществе, где секс является чем то запрещённым и постыдным, обычно расцветают различные скрытые сексуальные извращения. Большинство героев ведут себя неадекватно, когда дело касается ебли. В каждом из них бушуют недетские страсти, стремящиеся вырваться наружу, словно джин из бутылки, при первом удобном случае. Бабка, лупящая девок веником перед фотокамерой, оказывается няней главаря, чем косвенно подтверждает первопричину его увлечения садомазохизмом. Видимо, няня хуярила маленького уёбыша по голове, вот почему он вырос таким отморозком. Садомазо эротика является для него своеобразной психотерапией. Нечто похожее происходит с молодой красавицей Лизой - будучи отпизженной веником насильно, у молодой пезды сносит крышу от внезапно нахлынувшего адреналина и она уже добровольно хочет быть отхлёстанной за свои грязные мыслишки. Можно упомянуть и слепую жену доктора, которая привыкла к заботливому мужу, однако оказавшись наедине с лысым уродом, у строгой добропорядочной дамы начинается течка от его грубого обращения.
Отдельно поговорим об актёрах. В целом, лица героев очень грамотно подобраны и гармонично смотрятся в ретро обстановке. Все играют довольно неплохо, но особенно хочется выделить блистательную игру двух монстров современного российского кино - Маковецкого и Сухорукова. В роли главаря отморозков, Маковецкий одновременно страшен, печален и отстранён от реальности своей холодой, минималистичной игрой. Его боятся абсолютно все, включая родную сестру и лысого уёбка. Сухоруков, играя более мелочного и более мерзостного типа, наоборот, предельно экспрессивен и постоянно излучает дикую ухмылку злого клоуна, залихвацки подмигивая своим жертвам. Мол, всё заебись, ребята, я о вас позабочусь! Это жуткое, зубоскалящее лысое ебало надолго запомнится впечатлительному зрителю.
После просмотра фильм оставляет какое то неспокойное чувство, как будто вам только что насрали в душу и открыли неприятную правду о роде человеческом. Присваивая садомазохисткие наклонности отдельных людей к человеческой массе в целом, Балабанов намекает на то, что в глубине души, всех нас возбуждает либо доминирование над более слабым, либо унижение перед более сильным. Возможно, в этом есть рациональное зерно, но надо быть настоящим мизантропом и садистом, чтобы с лёгкостью в это поверить.
Кино рекомендуется к просмотру любителям артхаусных ретро-драм про различных отморозков и вонючих мразей. Сильный фильм. Вершина творчества Алексея Балабанова, который уже врядли снимет что-нибудь покруче.
скачать фильм:
http://www.tfile.ru/forum/viewtopic.php?t=31859